Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2019 года пос. Лежнево
Ивановский районный суд Ивановской области в составе судьи Тупицыной И.В.,
при секретаре Агафоновой Н.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Лежневского района Калининой А.В.,
представителя ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Шувырденковой Е.В.,
представителя третьего лица ОАО «Комсервис» - Дубовой Е.В.,
представителей третьего лица – Управления Росгвардии по Ивановской области – Федуловина Р.А., Белова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, обществу с ограниченной ответственностью «Комсервис» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В заявлении прокурор указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса. В ходе проверки установлено, что при эксплуатации газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес>, нарушаются нормы вышеуказанного законодательства, которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса, а именно: в нарушение п. 64 Правил отсутствует противотаранное ограждение; основное ограждение не соответствует требованиям п. 69 Правил; не оборудована запретная зона в соответствии с п. 71 Правил; в нарушение п. 82 Правил отсутствует верхнее дополнительное ограждение; в нарушение п. 83 Правил отсутствует нижнее дополнительное ограждение; в нарушение пп. «г» п. 7 Приложения № 1 к Правилам стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге не выведена на пульт дежурного органов внутренних дел; в нарушение пп. «а» п. 171 Правил отсутствует охранная сигнализация периметра; в нарушение п.п. 186-188 Правил отсутствует система сбора и обработки информации; в нарушение п. 204 Правил отсутствует система контроля и управления доступом на объект; в нарушение п. 212 Правил отсутствуют технические средства досмотра; имеющаяся на объекте система охранная телевизионная не соответствует требования п. 231 Правил; система охранного освещения не соответствует требованиям п. 255 Правил; в нарушение п. 259 Правил отсутствует система оповещения; система электропитания не соответствует требованиям п. 265 Правил. Вышеуказанная котельная принадлежит на праве собственности Лежневскому городскому поселению Лежневского муниципального района Ивановской области. В соответствии с Решением Совета Лежневского городского поселения от 18.09.2015 № 5 администрация Лежневского городского поселения реорганизована в форме присоединения к администрации Лежневского муниципального района, в связи с чем, к администрации района перешли права и обязанности администрации поселения. Таким образом, полномочия собственника указанной котельной осуществляет администрация муниципального района. Согласно договору аренды муниципального имущества от 01.09.2009 года здание котельной находится на праве аренды у ОАО «Комсервис», в соответствии с п. 2.4 которого арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с его назначением, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт имущества и нести расходы по его содержанию. Таким образом, ОАО «Комсервис» вместе с администрацией Лежневского муниципального района в соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 256-ФЗ являются субъектами топливно-энергетического комплекса, ответственными за обеспечение безопасности объекта ТЭК. Выявленные в ходе проверки нарушения влияют на безопасную эксплуатацию объекта топливно-энергетического комплекса - газовой котельной, могут привести к возникновению аварийных ситуаций, что приведет к нарушению прав и законных интересов потребителей тепловой энергии. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Лежневского муниципального района и открытое акционерное общество «Комсервис» в срок до 01.10.2019 на газовой котельной по адресу: <адрес>:
- обеспечить противотаранное ограждение в соответствии с п. 64 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- основное ограждение привести в соответствие с требованиями п. 69 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- оборудовать запретную зону в соответствии с п.71 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие верхнего и нижнего дополнительного ограждения в соответствии с п.п. 82-83 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге вывести на пульт дежурного органов внутренних дел в соответствии с пп. «г» п. 7 Приложения № к Правилам по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие охранной сигнализации периметра в соответствии с пп. «а» п. 171 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие системы сбора и обработки информации в соответствии с п.п. 186-188 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие системы контроля и управления доступом на объект в соответствии с п. 204 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие технических средств досмотра в соответствии с п. 212 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- систему охранную телевизионную привести в соответствие с требованиями п. 231 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- привести систему охранного освещения в соответствие с требованиями п. 255 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие системы оповещения в соответствии с п. 259 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- систему электропитания привести в соответствие с требованиями п. 265 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №.
В ходе рассмотрения дела от прокурора Лежневского района поступили уточнения исковых требований, в которых он просит принять отказ от иска об устранении нарушений требований законодательства к ОАО «Комсервис», так как в ходе судебного заседания установлено, что устранение указанных нарушений является обязанностью собственника объекта топливно-энергетического комплекса. На основании ч. 1 ст. 43 ГПК РФ прокурор просит привлечь ОАО «Комсервис» в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, так как решение суда может повлиять на их права, так как объект топливно-энергетического комплекса – газовая котельная, располагающаяся по адресу: <адрес>, находится в аренде и в пользовании у ОАО «Комсервис». Прокурор в уточненных исковых требованиях просит обязать муниципальное образование - Лежневское городское поселение в лице Администрации Лежневского муниципального района в срок до 01.10.2020 на газовой котельной по адресу: <адрес>:
- обеспечить противотаранное ограждение в соответствии с п. 64 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- основное ограждение привести в соответствие с требованиями п. 69 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- оборудовать запретную зону в соответствии с п. 71 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие верхнего и нижнего дополнительного ограждения в соответствии с п.п. 82-83 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге вывести на пульт дежурного органов внутренних дел в соответствии с пп. «г» п. 7 Приложения № к Правилам по обеспечению безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие охранной сигнализации периметра 1 рубеж в соответствии с пп. «а» п. 171 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие системы контроля и управления доступом на объект в соответствии с п. 204 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие технических средств досмотра в соответствии с п. 212 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012года №;
- систему охранную телевизионную привести в соответствие с требованиями п. 231 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- привести систему охранного освещения в соответствие с требованиями п. 255 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие системы оповещения в соответствии с п. 259 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- систему электропитания инженерно-технических средств охраны охранного объекта привести в соответствие с требованиями п. 265 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №.
Определением суда от 05.03.2019 года ОАО «Комсервис» исключено из числа ответчиков по рассматриваемому делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании старший помощник прокурора Лежневского района Калинина А.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шувырденкова Е.В., действующая по доверенности, пояснила, что Администрация Лежневского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу по следующим основаниям. Нежилое помещение котельной по адресу <адрес> КН № принадлежит на праве собственности Лежневскому городскому поселению Лежневского муниципального района Ивановской области. Администрация Лежневского муниципального района, как юридическое лицо, не обладает какими либо правами на данную котельную. В соответствии с Уставом Лежневского муниципального района Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области является органом местного самоуправления Лежневского муниципального района (статья 24 Устава) и финансирование ее деятельности осуществляется за счет средств бюджета Лежневского муниципального района. В связи с этим, принятие судебного акта по данному исковому заявлению в отношении Администрации Лежневского муниципального района повлечет необоснованные обязательства на бюджет муниципального района по выполнению мероприятий в отношении объекта собственности, принадлежащего другому муниципальному образованию – Лежневскому городскому поселению. Каких-либо правовых обоснований о предъявлении иска к Администрации Лежневского муниципального района в исковом заявлении не указано. Считает указанные в исковом заявлении сроки для исполнения невыполнимыми поскольку проектирование, монтажные и пусконаладочные работы проводятся специализированными организациями, требуется изготовить проектную документацию, реализовать проект. Кроме того, необходимо учесть сроки на проведение конкуретных закупок, сроки на исполнение, объемы денежных средств, необходимых для исполнения заявленных требований. Просит учесть, что Лежневское городское поселение является высокодотационным муниципальным образованием в соответствии с нормами статьи 136 Бюджетного кодекса, что подтверждается Распоряжением Департамента финансов Ивановской области от 30.10.2018 №. Принимая во внимание доходы бюджета Лежневского городского поселения (Решение о бюджете Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области на 2019 год и на плановый период 2020, 2021 годов) исполнение заявленных исковых требований невозможно в столь короткие сроки из-за недостаточности денежных средств. С учетом изложенного, просит заявленный в исковом заявлении срок на исполнение требований установить не менее 5 лет, то есть до 28.02.2024 года.
Представитель третьего лица ОАО «Комсервис» по доверенности Дубова Е.В. в судебном заседании исковые требований прокурора не признала, пояснила, что ОАО «Комсервис» не может быть ответчиком по делу, поскольку по заявленным исковым требованиями должен отвечать собственник объекта топливно- энергетического комплекса, каковым ОАО «Комсервис» не является.
Представитель Управления Росгвардии по Ивановской области Белов А.Б. в судебном заседании пояснил, что Управлением Росгвардии по Ивановской области в период с 12 октября по 20 октября 2017 года была проведена выездная документарная проверка объекта топливно-энергетического комплекса: газовая котельная принадлежащая Администрации Лежневского муниципального района, на предмет соблюдения требований законодательства. В результате проверки установлено, что ответственность за антитеррористическую защищенность газовой котельной расположенной по адресу: <адрес>, возложена на администрацию Лежневского муниципального района. Указанный объект Распоряжением Губернатора Ивановской области от 28 сентября 2012 года № 226-р «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Ивановской области, подлежащих категорированию», отнесен к объектам теплоснабжения и подлежит категорированию. В ходе проверки выявлены нарушения ст. 5, ч. 1 ст. 7, ч. 7 ст. 8 Закона № 256-ФЗ. п. 8 «Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №459, пункта 3, 6, 7 «Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 460, пп. 23, 25, 64, 69, 71, 82, 83, 97, под. «а», «б» п.103, под. «г» п. 2 приложения № 1, пп. 104, 105, 137, под. «а» п.171, под. «г» п. 7 Приложения № 1, пп. 186 - 188, 204, 212, 231, 255, 259, 265 «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 458, а именно: межведомственная комиссия для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса не создавалась, Администрация Лежневского муниципального района в письменной форме не уведомила соответствующий территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ивановской области об отсутствии оснований для проведения актуализации паспорта объекта топливно-энергетического комплекса газовой котельной, анализ уязвимости в целом, выявление уязвимых мест, потенциально опасных участков и критических элементов, а также оценка эффективности существующей защиты не проводились, акт обследования объекта и техническое задание на проектирование инженерно-технических средств не составлялись. На проверяемом объекте топливно-энергетического комплекса отсутствует противотаранное заграждение, основное ограждение не соответствует предъявляемым требованиям, не оборудована запретная зона, верхнее и нижнее дополнительное ограждение отсутствует, к ограждению примыкает лесонасаждение, отсутствуют средства защитные металлические оконных конструкций для уязвимых мест, входные двери не сертифицированы, отсутствуют предупредительные знаки, отсутствует дорожные запрещающие знаки, стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге не выведена на пульт дежурного органов внутренних дел, отсутствует охранная сигнализация периметра, система сбора и обработки информации отсутствует, отсутствует система контроля и управления доступом на объект, технические средства досмотра отсутствуют, система охранная телевизионная не достаточна, система охранного освещение не соответствует предъявляемым требованиям, система оповещение отсутствует, система электропитания не соответствует предъявляемым требованиям. По итогам проведённой проверки Главе Лежневского муниципального района Ивановской области Кузьмичевой Ольге Сергеевне выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от 20 октября 2017 года. В указанном Предписании об устранении выявленных нарушений были установлены следующие сроки устранения недостатков в обеспечении безопасности газовой котельной: по пунктам 1 - 4 до 20.01.2018 года, по пунктам 5-23 до 20.04.2018 года. В течение 2018 года администрация Лежневского муниципального района Ивановской области неоднократно обращалась в адрес Управления Росгвардии по Ивановской области с просьбой о продлении сроков исполнения мероприятий, указанных в Предписании об устранении выявленных нарушений от 20 октября 2017 года. Однако, несмотря на многочисленные обращения с просьбой о продлении сроковисполнения мероприятий, администрацией Лежневского района Ивановской области каких - либо сведений о полном исполнении Предписания об устранении выявленных нарушений от 20 октября 2017 года в адрес Управления Росгвардии по Ивановской области не представлено.
Представитель Управления Росгвардии по Ивановской области Федуловин Р.А. в судебном заседании пояснил, что за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по итогам проведенной проверки Ивановским районным судом Ивановской области к административной ответственности привлечен заместитель Главы администрации Лежневского муниципального района Ивановской области К.А.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
20.10.2017 года в адрес главы Лежневского муниципального района Ивановской области К.О.. инспектором по особым поручениям группы государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, подразделений ведомственной охраны и обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Управления Росгвардии по Ивановской области вынесено предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 20.04.2018 г. Данное предписание получено исполняющим обязанности главы администрации Лежневского муниципального района К.П. 20.10.2017 года.
04.12.2018 года прокурору Лежневского района главой Лежневского муниципального района К.П. направлено сообщение, в котором указано на частичное исполнение предписания Управления Росгвардии по Ивановской области, также указано, что возможность исполнения предписания в полном объеме к установленному сроку будет определена по окончании мероприятий по определению стоимости исполнения пунктов 5, 6, 8, 9, 15, 16, 17, 18,19,20,21,22,23, требующих задействования существенных средств из муниципального бюджета. Мероприятия по определению стоимости исполнения соответствующих пунктов происходят по завершению процедуры категорирования объекта. По итогам определения стоимости исполнения будет решаться вопрос о выделении бюджетных средств и возможности исполнения предписания в полном объеме к установленному сроку.
Согласно паспорту безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес> (котельная Лежневской ЦРБ) от 2015 года, 1. Объект находится в ведении (сфере деятельности) - муниципальная собственность (Администрация Лежневского муниципального района, Ивановской области), арендуемая ОАО «Комсервис». 2. Объект по отраслевому признаку и виду деятельности относится к категории пожаро-взрывоопасный объект результате террористического акта, и по степени потенциальной опасности присваивается категория – низкая; 4. Выполнение требований охраны объекта и защиты его элементов - система охранно-пожарной сигнализации и оповещении людей о пожаре; 5. Наличие критических элементов объекта, их взаимовлияние и соответствие требуемому уровню защищенности: производственный цех с котлоагрегатами, уровень защищенности – средний; 6. Достаточность сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта: средств недостаточно для достижения высокого уровня защищенности; 7. Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической зашиты и антитеррористической защищённости объекта с указанием срока их выполнения – нет сведений; 8. Вывод о системе охраны объекта (организации) - охрана отсутствует.
Согласно договору аренды муниципального имущества от 01.09.2009 года здание котельной находится на праве аренды у ОАО «Комсервис», в соответствии с п. 2.4 которого арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с его назначением, поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт имущества и нести расходы по его содержанию.
В соответствии с актом приёма-передачи муниципального имущества во временное владение, пользование (аренду) от 01.09.2009 года (приложение № к договору №) отдел имущественных отношений администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, муниципальное учреждение Лежневская центральная районная больница передали ОАО «Комсервис» за плату во временное владение и пользование котельную с оборудованием и тепловые сети общей протяженностью 3370 п.м., расположенные по адресу: <адрес>, (Лот№), со всеми недостатками, оговоренными в приложении № к договору № аренды имущества от 01.09.20109 года.
В соответствии с актом технического состоянии котельной с оборудованием и тепловых сетей, расположенных по адресу: <адрес> от 01.09.2009 года (приложение № к договору №) комиссия в составе отдела имущественных отношений администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, муниципального учреждения Лежневская центральная районная больница и ОАО «Комсервис», установила, что котельная с оборудованием тепловые сети передаются арендатору во временное владение, пользование (аренду) в удовлетворительном состоянии, отвечающем предназначенной цели. В котельной имеется водопровод, санузел, электрооборудование и отопление. Арендатор имеет реальное представление об имеющихся недостатках взятого в аренду муниципального имущества.
08.12.2011 года между отделом имущественных отношений администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, муниципальным учреждением Лежневская центральная районная больница и ОАО «Комсервис» заключено дополнительное соглашение к договору №№ аренды муниципального имущества от 01.09.2009 года, которым в пунктах 2,3,4,5,6 исключен балансодержатель.
30.10.2017 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом, земельными ресурсами и архитектуре администрации Лежневского муниципального района и ОАО «Комсервис» заключено дополнительное соглашение к договору № аренды муниципального имущества от 01.09.2009 года, которым преамбула договора изложена в новой редакции, внесены изменения в п.1.1.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.12.2018 года собственником одноэтажного нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является администрация Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области.
В соответствии с Решением Совета Лежневского городского поселения от 18.09.2015 года № администрация Лежневского городского поселения реорганизована в форме присоединения к администрации Лежневского муниципального района, в связи с чем, к администрации района перешли права и обязанности администрации поселения. Таким образом, полномочия собственника указанной котельной осуществляет администрация муниципального района.
Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области, ОАО «Комсервис» действуют на основании Уставов.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 64 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 (далее Правила), противотаранное заграждение охраняемого объекта, предназначенное для остановки автотранспортных средств, выполняется в виде железобетонного цоколя основного ограждения, барьера из железобетонных блоков, металлического ежа или специального шлагбаума, а также другой конструкции, создающей гарантированное препятствие переезду или пролому.
На основании п. 69 Правил к основному ограждению предъявляются следующие требования: конструкция и материалы должны обеспечивать высокую прочность, надежность защиты, долговечность и экономичность в эксплуатации; высота и заглубленность в грунт должны затруднять преодоление путем перелаза и подкопа (глубиной не менее 0,5 метра), а также удовлетворять режимным условиям объекта.
В соответствии с п.п. 82-83 Правил верхнее дополнительное ограждение представляет собой противоперелазный козырек на основе спиральной или плоской армированной колючей ленты диаметром не менее 0,5 метра. В качестве козырька возможно использование проволочного или сеточного полотна шириной не менее 0,6 метра, перелаз через который блокируется периметральным средством обнаружения. Нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа заглубляется в грунт на глубину не менее 0,5 метра, выполняется в виде бетонированного цоколя или сварной решетки с размером ячейки не более 15 сантиметров.
В силу пп. «г» п. 7 Приложения № 1 к Правилам на объекте стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге должна быть выведена на пульт дежурного органов внутренних дел.
Согласно п.п. 186-188 Правил система сбора и обработки информации комплекса инженерно- технических средств охраны включает: объектовые технические средства сбора и первичной обработки информации с сигнализационных систем; подсистему (подсистемы) передачи извещений проводного или радиоканального типа; технические средства приема, обработки информации и ее представления в виде, удобном для принятия управленческих решений; линии связи и управления.
Согласно п. 204 Правил система контроля и управления доступом объекта должна обеспечивать: санкционированный доступ и предотвращение несанкционированного доступа людей и транспорта на объекты, в отдельные зоны, здания и помещения; выдачу информации на пульт централизованного наблюдения комплекса инженерно-технических средств охраны о попытках несанкционированных действий в отношении объекта; работоспособность в автономном и сетевом режиме с автоматическим переходом из первого во второй при обрыве связи, нарушении локальной вычислительной сети (универсальность системы).
В соответствии с п. 212 Правил технические средства досмотра применяются для обнаружения оружия, других запрещенных к проносу предметов и веществ при проходе людей или въезде транспортных средств на охраняемый объект, а также для предотвращения актов незаконного вмешательства.
В силу п. 231 Правил система охранная телевизионная объекта должна обеспечивать: а) передачу визуальной информации о состоянии периметра, контролируемых зон и помещений на назначенные посты охраны и пункт централизованной охраны (пульт централизованного наблюдения); б) в случае получения сигнала срабатывания технических средств охраны (извещения о тревоге) передачу оператору изображения из охраняемой зоны для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технологического противодействия; в) работу в автоматизированном режиме; г) предоставление оператору системы охранной телевизионной (пульта централизованного наблюдения) дополнительной информации о состоянии наблюдаемой (охраняемой) зоны с целью исключения ложных тревог, включение видеозаписи для последующего анализа; д) визуальный контроль объекта и прилегающей к нему территории; е) визуальный контроль за действиями подразделений охраны при несении службы, предоставление необходимой информации для координации этих действий; ж) архивирование и последующее воспроизведение записи всех значимых событий для их анализа в автоматическом режиме или по команде оператора; з) оперативный доступ к видеоархиву путем задания времени, даты и идентификатора телевизионной камеры; и) совместную работу с системой контроля и управления доступом и системой охранной сигнализации; к) автоматический вывод изображений с телевизионных камер по сигналам технических средств охраны или видеодетекторов; л) разграничение доступа к управлению и видеоинформации с целью предотвращения несанкционированных действий.
В соответствии с п. 255 Правил система охранного освещения объекта должна обеспечивать: а) освещенность на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 метра от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы, не менее 0,5 люкс (в темное время суток); б) равномерно освещенную сплошную полосу шириной не менее 3 метров по периметру объекта; в) возможность автоматического включения дополнительных источников света на отдельных зонах охраняемой территории (периметра) при срабатывании системы охранной сигнализации; г) ручное управление аппаратурой освещения из помещения охраны; д) совместимость с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной.
Согласно п. 259 Правил система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования персонала о тревоге или чрезвычайной ситуации (нападение, террористический акт и др.), а также для координации их действий.
В силу п. 265 Правил электропитание комплекса инженерно-технических средств охраны охраняемого объекта должно быть бесперебойным и осуществляться либо от двух независимых источников переменного тока, либо от одного источника переменного тока с автоматическим переключением на резервное питание (в аварийном режиме) и оповещением персонала физической защиты о переходе на электропитание от резервного источника.
В суде установлено, что при проведении прокуратурой Лежневского района проверки исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса при эксплуатации газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес>, имеются нарушения норм вышеуказанного законодательства. Котельная принадлежит на праве собственности Лежневскому городскому поселению Лежневского муниципального района Ивановской области, в соответствии с Решением Совета Лежневского городского поселения от 18.09.2015 № полномочия собственника указанной котельной осуществляет администрация муниципального района. 20.10.2017 года в адрес главы Лежневского муниципального района Ивановской области К.О. Управлением Росгвардии по Ивановской области вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.04.2018 года. Данное предписание в полном объеме не исполнено. До настоящего времени топливно-энергетический комплекс – газовая котельная, расположенная по адресу: <адрес> находится во владении и пользовании арендатора ОАО «Комсервис», договор аренды является действующим. Обязанность поддерживать имущество, полученное по договору аренды в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт арендованного имущества и нести расходы на его содержание, соблюдать требования пожарной безопасности возложена договором на ОАО «Комсервис». При этом, как следует из договора аренды, полномочия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта арендатору – ОАО «Комсервис» - не передавались. Наличие договора аренды не освобождает собственника от выполнения публичной обязанности соблюдать правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Договор аренды регулирует только гражданско-правовые обязательства сторон и не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, вытекающие из норм законодательства.
Представленные прокурором Лежневского района доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Суду не представлено доказательств, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование – Лежневское городское поселение в лице Администрации Лежневского муниципального района в срок до 01.10.2020 на газовой котельной по адресу: <адрес>:
- обеспечить противотаранное ограждение в соответствии с п. 64 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- основное ограждение привести в соответствие с требованиями п. 69 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- оборудовать запретную зону в соответствии с п. 71 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие верхнего и нижнего дополнительного ограждения в соответствии с п.п. 82-83 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- стационарную кнопку для подачи извещения о тревоге вывести на пульт дежурного органов внутренних дел в соответствии с пп. «г» п. 7 Приложения № к Правилам по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие охранной сигнализации периметра 1 рубеж в соответствии с пп. «а» п. 171 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие системы контроля и управления доступом на объект в соответствии с п. 204 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- обеспечить наличие технических средств досмотра в соответствии с п. 212 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012года №;
- систему охранную телевизионную привести в соответствие с требованиями п. 231 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- привести систему охранного освещения в соответствие с требованиями п. 255 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №;
- обеспечить наличие системы оповещения в соответствии с п. 259 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №;
- систему электропитания инженерно-технических средств охраны охранного объекта привести в соответствие с требованиями п. 265 Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Тупицына
Мотивированное решение суда составлено 11 марта 2019 года.
Судья И.В. Тупицына