Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-504/2020 от 17.11.2020

УИД 21RS0024-01-2020-005083-92

№ 12-504/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

11 декабря 2020 года             г. Чебоксары

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Горшкова Н.И., рассмотрев жалобу директора ООО «НПК Меркурий» Шефера Александра Всеволодовича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №13-02 от 02.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «НПК Меркурий» Шефера Александра Всеволодовича,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 13-02 от 02.11.2020 директор ООО «НПК Меркурий» Шефер А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4500 руб.

В жалобе Шефер А.В. просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку считает, что ООО «НПК Меркурий» являясь субъектом малого и среднего предпринимательства и осуществляя деятельность на объекте I категории, не имело возможности получить к 01.01.2019 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в связи с чем освобождается от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом 5-кратного повышающего коэффициента. В связи с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «НПК Меркурий» внесена за отчетный период - 2019 год своевременно, в действиях Шефер А.В. отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

В судебном заседании Шефер А.В., его представитель Мыхов О.В. жалобу поддержали, просили постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике № 13-02 от 02.11.2020 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ по доводам, изложенным в жалобе, вновь приведя их суду.

Представители Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кузьмин С.П. и Кочкомазова О.С. возражали против удовлетворения жалобы, указывая на то, что директор ООО «НПК Меркурий» Шефер А.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ

Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материал об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды, Закон №7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

Согласно пункту 2 Правил №255, плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Согласно пункту 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 131 б-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее соответственно - постановление № 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением № 913 и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее -стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Пунктами 9-10 Правил № 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;

б) в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении платежной базы учитываются:

а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы);

в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

В соответствии с пунктом 32 Правил № 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности ООО «НПК «Меркурий» является сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности.

Объектом негативного воздействия на окружающую среду, является производственная площадка общества по адресу: <адрес>. Объекту присвоен код 97-0121-000006-П и 1 категория негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряжённости электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ).

Согласно пунктам 1 – 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трёхсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

В силу части 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50. Данный порядок применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо Росприроднадзора от 11.09.2019 № АА-10-02-31/24677).

Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) субъекты малого и среднего предпринимательства были освобождены от обязанности разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4); предусматривалась только необходимость представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 7).

Между тем с 01.01.2019 в связи с принятием Закона № 219-ФЗ статья 18 Закона №89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключений относительно разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В письме Росприроднадзора от 11.09.2019 № АА-10-02-31/24677 указано, что действующей редакцией Закона № 89-ФЗ не предусмотрено выделение субъектов малого и среднего предпринимательства; с 01.01.2019 и до получения комплексного экологического разрешения допускается выдача или переоформление разрешительной документации, в том числе в отношении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридических лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории; такими лицами осуществляется разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, либо подаётся заявка на получение комплексного экологического заключения.

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 № 12-50/00178-ОГ статьей 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ больше не предусмотрено деление предприятий на малый, средний, крупный бизнес; с 01.01.2019 предприятия делятся на четыре категории опасности.

ООО «НПК «Меркурий» осуществляет деятельность на объекте I категории, который не включен в соответствующий перечень, указанный в части 6 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, но относится к области применения наилучших доступных технологий, оно обязано получить комплексное экологическое разрешение до 01.01.2025.

Между тем, законодательное требование о получении комплексного экологического заключения в срок до 01.01.2025 является общей нормой по отношению к статье 18 Закона № 89-ФЗ, содержащей требование о разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.

Законодатель, установив срок для получения комплексного экологического разрешения (до 01.01.2025), тем самым не предоставлял право хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты I категории, осуществлять деятельность без разрешительных документов в отношении образующихся отходов (нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Предоставленная законодательно отсрочка получения комплексного экологического разрешения не означает, что ООО «НПК «Меркурий» до 01.01.2025 не должно разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Осуществление деятельности на объекте I категории опасности без разрешительных документов до момента получения комплексного экологического разрешения приведёт к бесконтрольному образованию и размещению отходов производства и потребления, что в свою очередь может оказать вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

С 01.01.2019 законодатель разделил обязанности по разработке и утверждению нормативов отходов и лимитов на их размещение и по представлению отчётности не по признакам размера бизнеса, когда нормативы и лимиты устанавливаются только для крупного бизнеса, а малый и средний бизнес лишь предоставляют отчётность, а по категориям объектов, на которых осуществляется деятельность, вне зависимости от субъекта, осуществляющего хозяйственную или иную деятельность на этом объекте.

Так как ООО «НПК «Меркурий» осуществляет деятельность на объекте I категории, оно обязано разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение до получения комплексного экологического разрешения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона №219-ФЗ, с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты:

1) коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

2) коэффициент 1 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

3) коэффициент 1 - за объем или массу размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

4) коэффициент 5 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

5) коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

6) коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

27.02.2020 ООО «НПК Меркурий» в Управление представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, сумма платы составила 81934 руб. 50 коп.

Однако плата за размещение отходов производства и потребления рассчитана без 5-кратного повышающего коэффициента ко всей массе размещенных отходов.

Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.05.2020 № 61 сумма указанной платы составляет 164698 руб. 11 коп., оплачено 81934,50 руб., задолженность – 82763,61 руб.

Таким образом, ООО «НПК Меркурий» не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Шефер А.В. является директором ООО «НПК «Меркурий». Действия Шефера А.В. правомерно квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, оценка которых произведена должностным лицом административного органа по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у лица, привлекаемого к административной ответственности имелась, доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению названных выше требований Шефер А.В. не представлены.

Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях должностного лица общества.

С учетом изложенного, действия Шефера А.В по ст. 8. 41 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Довод жалобы о том, что ООО «НПК «Меркурий» являясь субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляя деятельность на объекте I категории, освобождается от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом 5-кратного повышающего коэффициента., является несостоятельным, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении административного правонарушения.

Административное наказание Шеферу А.В. назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 8.41 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 13-02 от 02.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ООО «НПК Меркурий» Шефера Александра Всеволодовича оставить без изменения, жалобу Шефера А.В. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.И. Горшкова

12-504/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Шефер Александр Всеволодович
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Горшкова Надежда Ивановна
Статьи

КоАП: ст. 8.41

Дело на странице суда
kalininsky--chv.sudrf.ru
17.11.2020Материалы переданы в производство судье
18.11.2020Истребованы материалы
26.11.2020Поступили истребованные материалы
11.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
20.02.2021Вступило в законную силу
06.10.2021Дело оформлено
06.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее