УИД: № №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Корольковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Лябегиной Л.А.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Карелия, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница №1» о возложении обязанности по предоставлению компенсационной выплаты,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, требования мотивированы тем, что он как новый специалист, в целях восполнения кадрового дефицита, прибывший на работу из <адрес> в <адрес> (с населением до 50 тысяч человек), заключивший трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения Республики Карелия на условиях полного рабочего дня, с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, имеет право на единовременную компенсационную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Республики Карелия от 23 ноября 2021 года № 531-П «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году». С доводами, изложенными в решении Министерства здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-и об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, о том, что он до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>, следовательно не подпадает под категорию медицинских работников, впервые прибывших (переехавших) в данный населенный пункт, он не согласен. Поскольку с рождения и до окончания школы он проживал в <адрес>, по окончании школы в возрасте восемнадцати лет он поступил на учебу в Петрозаводский государственный университет и с указанного времени стал проживать в <адрес>, в 2018 году окончил обучение, ему присвоена квалификация «врач-педиатр». В период с 2018 г. по 2020 г. он обучался в ординатуре Петрозаводского государственного университета, по окончании которой ему была присвоена квалификация «врач - детский хирург». С ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрации в <адрес> и зарегистрировался по месту жительства в <адрес>. С июня 2016 года по январь 2022 года он работал медицинским работником в различных медицинских учреждениях <адрес>. После окончания учебного заведения его постоянным местом жительства являлся <адрес>, в котором он проживал совместно с членами семьи - супругой и дочерью, имел постоянную работу. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом увеличения исковых требований, просит признать незаконным и отменить решение Министерства здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №.2-16/МЗ-и об отказе в предоставлении медицинскому работнику - ФИО1 единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году». Обязать Министерство здравоохранения Республики Карелия предоставить ФИО1 единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 23 ноября 2021 года № 531-П «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году» в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году. Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Взыскать с ответчиков в пользу ФИО1 судебные расходы - стоимость юридических услуг в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчики своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУЗ «Межрайонная больница №1» представлены возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» (далее также Учреждение) в части возложения обязанности по заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» с истцом заключен трудовой договор на неопределенный срок, в соответствии с которым последний принят на должность «врач-детский хирург» в хирургический кабинет Детской поликлиники, в этот же день ФИО1 обратился в адрес Учреждения с заявлением о предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты. ГБУЗ «Межрайонная больница № 1» указанное заявление с приложенными к нему документами направило в Министерство здравоохранения Республики Карелия. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения поступил ответ Министерства здравоохранения Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № в котором информировалось об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 О принятом Министерством решении ФИО1 был уведомлен Учреждением письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязанность заключить с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты возникает у Учреждения только при наличии положительного решения Министерства. Однако, в связи с тем, что такого решения принято не было, Учреждение не имело правовых оснований для заключения соответствующего договора с ФИО1 Доказательств подтверждающих бездействие ГБУЗ РК «Межрайонная больница № 1» по заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истцом не представлено.
Министерством здравоохранения Республики Карелия представлен отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что ФИО1 не подпадает под категорию медицинских работников, впервые прибывших (переехавших) в данный населенный пункт, в связи с чем совокупность условий для предоставления единовременной компенсационной выплаты ФИО1 отсутствует, просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения» на 2018-2025 годы одним из направлений (подпрограммой) которой является «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении». В рамках данной подпрограммы предусмотрены мероприятия по государственной поддержке отдельных категорий медицинских работников.
В целях реализации государственной программы постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году» утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году, установлено, что в 2022 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения Республики Карелия на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Карелия (далее - медицинский работник), в размере: одного миллиона рублей для врачей и пятисот тысяч рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тысяч человек (далее - единовременные компенсационные выплаты). Установлено, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат в 2022 году осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на текущий финансовый год и плановый период, в пределах утвержденных Министерству здравоохранения Республики Карелия лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, а также на условиях софинансирования за счет средств субсидии, предоставляемой в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии. Министерство здравоохранения Республики Карелия определено органом, уполномоченным на предоставление единовременных компенсационных выплат.
Согласно Порядку предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 ноября 2021 года № 531-П, единовременные компенсационные выплаты предоставляются Министерством однократно после заключения медицинским работником с учреждением договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор) по форме согласно приложению 1 к Порядку (п.2). В целях заключения договора медицинский работник представляет в учреждение заявление о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - заявление) по форме согласно приложению 2 к Порядку (п.3).
На основании п. 6 указанного Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты и заключении договора являются: а) отсутствие оснований для заключения договора с медицинским работником, указанных в пункте 1 настоящего Порядка; б) реализация медицинским работником права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; в) наличие у медицинского работника неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, за исключением случая, указанного в абзаце третьем пункта 5 настоящего Порядка.
Судом установлено, что ФИО1 с рождения и до окончания школы (до восемнадцати лет) проживал в <адрес> Республики Карелия. По окончании школы проживал в <адрес> Республики Карелия, поступил в Петрозаводский государственный университет, где обучался до 2018 года, окончив высшее учебное заведение, получил квалификацию «врач-педиатр». В период с 2018 г. по 2020 г. обучался в ординатуре Петрозаводского государственного университета, по окончании которой ему была присвоена квалификация «врач - детский хирург». С ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрации в <адрес> и зарегистрировался по месту жительства в <адрес>. В <адрес> проживал с семьей - с супругой (брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ), с дочерью (ДД.ММ.ГГГГ года рождения). С июня 2016 г. по январь 2022 г. работал медицинским работником в медицинских учреждениях, расположенных в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «Межрайонная больница №1» и ФИО1 заключен трудовой договор № на неопределенный срок, место работы: детская поликлиника Хирургический кабинет, трудовая функция: врач-детский хирург, работа является основной, на 1,0 ставки. ФИО1 и его семья переехали из <адрес> в <адрес> Республики Карелия, где ему предоставлено служебное жилое помещение.
ФИО1 обратился в адрес ГБУЗ «Межрайонная больница №1» с заявлением о предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты, в рамках постановления Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году».
На основании п. 1 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с государственным учреждением здравоохранения Республики Карелия (далее - учреждение) на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утвержденный Министерством (далее - медицинский работник).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-иМинистерством здравоохранения Республики Карелия, ФИО1 отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, со ссылкой на то, что он в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал в <адрес>, в связи с чем не является прибывшим (переехавшим) на работу в город с населением до 50 тысяч человек, таким образом, для предоставления единовременной компенсационной выплаты отсутствуют соблюдение совокупности всех оснований, предусмотренных пунктом 6 Порядка.
Истцом были предоставлены все необходимые документы для заключения договора с Министерством здравоохранения Республики Карелия о предоставлении компенсационной выплаты, что ответчиками не оспаривается. Остальные основания для заключения договора с медицинским работником ФИО1, указанные в Пункте 1 Порядка соблюдены.
Единовременная компенсационная выплата, предусмотренная постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П, носит целевой характер, и предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в том числе в города с населением до 50 тысяч человек, направлена на закрепление медицинских кадров и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита медицинских учреждений, в том числе в городах с населением до 50 тысяч человек.
Представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают переезд истца с семьей из <адрес> к месту работы в качестве нового специалиста в ГБУЗ «Межрайонная больница №» в <адрес> Республики Карелия.
Доводы ответчика о том, что истец ранее проживал в <адрес> не могут являться препятствием для получения работником спорной выплаты.
Истец для осуществления рабочей деятельности был вынужден переехать из <адрес> в <адрес>, с населением до 50 тысяч человек, значительно удаленный от его прежнего места проживания, чем понес определенные неудобства в связи с переездом и менее комфортным проживанием по сравнению с предыдущим.
В связи с чем, установив, что ФИО1 отвечает всем необходимым критериям, предусмотренным законодательством для получения выплаты, суд приходит к выводу о незаконности отказа Министерства здравоохранения Республики Карелия и праве истца на заключение договора на единовременную компенсационную выплату.
Истцом понесены судебные расходы в сумме 40000 руб. по договору оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором и чеками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, указанная сумма оплачена за подготовку искового заявления и представление интересов истца в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в силу требований ст.94 ГПК РФ относятся расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
В силу положений ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Анализ изложенных выше норм гражданского процессуального закона, установленных судом обстоятельств, позволяет сделать вывод о том, что заявленные стороной истца требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя являются обоснованными. Вместе с тем, с учетом характера спора, степени сложности дела, продолжительность его рассмотрения, объема фактически оказанных услуг, результатов рассмотрения дела, относимости понесенных расходов применительно к рассматриваемому делу, принципа разумности и справедливости, суд считает, что разумными по настоящему делу следует признать расходы, произведенные истцом в размере 15000 руб.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Поскольку рассмотрение дела было вызвано не возражениями ГБУЗ «Межрайонная больница №1» против требований истца, а принятым Министерством здравоохранения Республики Карелия решением, в соответствии с которым и возникли бы обязанности у ГБУЗ «Межрайонная больница №» по заключению договора, оснований для возложения судебных расходов на ГБУЗ «Межрайонная больница №» не усматривается.
Поскольку в силу закона (п.п.1 п.1, п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ) истец и Министерство здравоохранения Республики Карелия освобождены от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что удовлетворение заявленного иска не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания со стороны ответчика ГБУЗ «Межрайонная больница №» прав истца, на основании ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства здравоохранения Республики Карелия, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Республики Карелия от 23 ноября 2021 года № 531-П «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году», обязать Министерство здравоохранения Республики Карелия в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году предоставить ФИО1 единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Межрайонная больница № 1» заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на условиях, предусмотренных Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2022 году, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Карелия в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья <данные изъяты> Е.Н. Королькова
<данные изъяты>
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.