Мировой судья Тесля Ю.В.
дело №2-391/11/2023
(первая инстанция)
дело №11-104/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2023 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при помощнике судьи – Шайдуллиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Золотарева Сергея Владимировича на решение мирового судьи судебного участка №11 Ленинского судебного района города Севастополя от 17 мая 2023 года по гражданскому делу № 2-391/11/2023 по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя к Золотареву Сергею Владимировичу о вызскании переплаты меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», полученную без законных на то оснований,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных сумм субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3508,55 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 состоял на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения <адрес> и являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". В сентябре 2021 года Управлением труда и социальной защиты населения <адрес> (далее — УТСЗНЛР) произведен перерасчет назначенных ФИО1 сумм субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактическим платежам на основании представленной в результате межведомственного взаимодействия с ООО «Севэнергосбыт», ПАО «Севастопольгаз» информации о фактических начислениях и произведенных им оплатах за вышеуказанный период, выявлена переплата МСП «Субсидии» в размере 3508,55 руб. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 обязался добровольно возмещать полученную без законных на то оснований субсидию, однако до настоящего времени переплата в сумме 3508,55 руб. ФИО1 не возвращена.
Решением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Постановлено взыскать с ФИО1 в пользу Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> сумму переплаты меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», полученную без законных на то оснований, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3508,55 руб., а также в пользу бюджета <адрес> государственную пошлину в размере 400 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что представленный истцом расчет сфальсифицирован, истцом проигнорированы расходы ответчика на сжиженный баллонный газ в сумме 5700 руб. (5 баллонов). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ 100% баллонов сжиженного газа приобретены в отопительный сезон. В соответствии с заявлением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок оплаты отопления жилья – «в отопительный сезон», что и было реализовано ответчиком. Никаких ограничений в пользовании энергоресурсами и коммунальными услугами ответчик не подписывал и истец о них не уведомлял.
Ответчик в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение мирового судьи отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований иска в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считал решение мирового судьи законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в УТСЗНЛР обратился ФИО1, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, с заявлением № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления субсидии, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее – Правила), решением УТСЗНЛР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена мера социальной поддержки «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» (далее - МСП «Субсидия») на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 904,00 руб. ежемесячно.
Протоколом УТСЗНЛР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 продлено назначение МСП «Субсидия» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 904,00 руб. ежемесячно.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об обеспечении предоставления отдельных мер социальной поддержки, установленных в городе Севастополе, в связи с введением на территории <адрес> режима повышенной готовности и приостановления действия отдельных положений правовых актов Правительства Севастополя» (далее - постановление №) срок выплаты продлевается до ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем – до окончания срока действия в городе Севастополе режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации. постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Севастополя №-ПП» срок выплаты продлевается до ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем – до окончания срока действия в городе Севастополе режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
В связи с изложенным УТСЗНЛР ФИО1 было проведено автоматическое продление МСП «Субсидия» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 904,00 руб. ежемесячно.
В сентябре 2021 года УТСЗНЛР был произведен перерасчет назначенных ФИО1 сумм субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактическим платежам на основании представленных в результате межведомственного взаимодействия с ООО «Севэнергосбыт», ПАО «Севастопольгаз» данных о фактических начислениях и произведенных им оплатах, за вышеуказанный период выявлена переплата МСП «Субсидии» в размере 3508,55 руб.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришел к выводу о правомерности действий истца по проведению перерасчета субсидии по оплате жилого помещения за спорный период, ответчиком не учтено, что размер субсидии определяется по формуле, в расчете учитываются, в том числе, региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, среднедушевой доход семьи, величина прожиточного минимума и иное, в связи с чем доводы ФИО1 о необходимости зачета суммы, потраченной на приобретение баллонов сжиженного газа за период 2020 года и 2021 года в размере 4700 рублей не могут быть приняты судом.
С такими выводами суд апелляционной инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 41 Правил установлено, что субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии (абз. 3 п. 27 Правил).
Согласно п. 27 (1) Правил уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. При этом сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов), а также получателей субсидий, осуществляющих в установленном порядке оплату коммунальной услуги отопления только во время отопительного периода по факту потребления тепловой энергии с использованием показаний приборов учета, производится уполномоченным органом суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период. В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение производится за один период предоставления субсидии после его окончания.
В соответствии с п. 27 (2) Правил в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 49 Правил).
Пунктом 50 Правил установлено, что в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.
В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
При оформлении документов на получение мер социальной поддержки, Ответчик письменно подтвердил, что предупрежден об ответственности за достоверность представленных сведений и документов, в которых они содержатся.
Однако, с учетом произведенного в сентябре 2021 года УТСЗНЛР перерасчета назначенных ФИО1 сумм субсидий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактическим платежам на основании представленных в результате межведомственного взаимодействия о фактических начислениях и произведенных им оплатах за вышеуказанный период, была выявлена переплата МСП «Субсидии» в размере 3508 руб. 55 коп., то есть размер предоставленной субсидии, согласно п. 27 Правил N 761 документов превысил фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, а поэтому на основании ст. 49 Правил N 761 необоснованно полученные в качестве субсидий средства подлежали зачету ответчику ФИО1 в счет будущей субсидии, либо возврату ответчиком в добровольном порядке в адрес Департамента, поскольку предоставленная субсидия не должна превышать потраченных денежных средств.
При этом субсидия - это целевые денежные средства, они должны быть потрачены только на оплату коммунальных услуг, для чего п. п. 27, 27.1, 27.2 предусмотрена сверка, в результате сверки была установлена необоснованно полученная сумма субсидии, которая должна быть удержана.
Закрепив право граждан на предоставление субсидий в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, федеральный законодатель поставил реализацию данного права в зависимость от уровня материальной обеспеченности граждан.
Предоставляемые из государственного бюджета денежные средства в виде субсидии предназначены для оказания финансовой помощи гражданам, доля расходов которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает установленную субъектом РФ максимально допустимую величину и подлежат использованию только в указанных целях. Следовательно, размер предоставляемой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Ответчиком доказательства, опровергающие правильность составленных истцом расчетов, не представлены, сведений о совершении платежей в счет погашения задолженности, образовавшейся в спорный период, обращение ответчика ФИО1 в Департамент о проведении перерасчета, с предоставлением документов в соответствии с указанными выше Правилами, в материалах дела не имеется.
Таким образом, проанализировав и оценив представленные доказательства, всесторонне и полно исследовав доводы и возражения сторон по существу спора, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действиями ответчика были нарушены имущественные права истца, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика суммы переплаты меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», полученной без законных на то оснований, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3508,55 руб.
Нарушений, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, мировым судьей при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Обязательных оснований, которые могут повлечь отмену оспариваемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено, решение соответствует действующему законодательству, при рассмотрении спора судом проверены все заявленные сторонами доводы и требования, представленные доказательства судом оценены в соответствии с положениями статей 59, 60, 67 ГПК РФ. Оснований, которые могут повлечь отмену данного решения по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционное определение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов