Дело №12-937/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 28 декабря 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу Захаровой Наталии Алексеевны на постановление №736 от 15 ноября 2022 года, вынесенное Административной комиссией в г.Йошкар-Оле, по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002г. №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии в г.Йошкар-Оле №736 от 15 ноября 2022 года Захарова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002г. №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Захарова Н.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что о вынесенном постановлении она узнала из портала гос. услуг, после чего обратилась в Административную комиссию г.Йошкар-Олы и получила обжалуемое постановление. Указанное постановление рассмотрено с грубым нарушением ее прав без ее личного участия, лишив ее права на защиту. Заявитель указывает, что ее вина во вменяемом правонарушении не установлена, объекты движимого имущества находились на территории муниципального образования.
Захарова Н.А. в судебном заседании просила освободить ее от административной ответственности в связи с малозначительностью. Пояснила, как только узнала о наличии в отношении нее требований об устранении нарушений законодательства Республики Марий Эл, убрала все автомобильные шины и бочку с территории, ей не принадлежащей.
Представитель административной комиссии в г.Йошкар-Оле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.
Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие административного органа.
Проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив административное дело №17-08/736/2022, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из представленных материалов, 18 октября 2022 года в 10 часов 40 минут в ходе контроля за исполнением письменного требования об устранении нарушения Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» выявлено, что Захарова Н.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № организовала складирование и хранение движимого имущества (железная бочка, автомобильные шины бывшего употребления), находящимися за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес>. Требование об устранении нарушения Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 сентября 2022 года №2624 в срок до 25 сентября 2022 года не исполнено.
В результате действий Захаровой Н.А. нарушен подпункт 17 пункта 2.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.11.2017 №569-IV, а именно, юридическим и физическим лицам запрещается складировать и хранить движимое имущество за пределами границ и (или) ограждений предоставленных земельных участков.
Согласно протоколу, составленному главным специалистом отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», действия Захаровой Н.А. квалифицированы по ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
Частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» предусмотрено наказание за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до четырех тысяч рублей
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года №569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
Процедура подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении административным органом соблюдена в соответствии со ст.29.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 31 октября 2022 года №547 составлен в соответствии с требованиями законодательства с указанием всех необходимых данных, разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных административным законодательством.
Статья 2.1 КоАП РФ раскрывает понятие административного правонарушения. Под ним понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», выражается в совершении действий, содержащих такие обязательные признаки, как неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
При фактическом обнаружении нарушений Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» должностным лицом был произведена фотофиксация, которая правомерно административным органом принята в качестве доказательства в соответствии с ч.2 ст.26.7 КоАП РФ.
По факту нарушения был составлен протокол об административном правонарушении №547 от 31 октября 2022 года, по итогам которого вынесено постановление №736 от 15 ноября 2022 года о привлечении Захаровой Н.А. к административной ответственности по ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».
Вина в совершении Захаровой Н.А. административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении №547 от 31 октября 2022 года; схемой расположения земельного участка; фотоматериалами; требованием об устранении нарушения Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 сентября 2022 года №2624 и от 18 октября 2022 года№2942; акт обнаружения от 18 октября 2022 года, схемой расположения; фототаблицей; выпиской из ЕГРН от 19.09.2022, согласно которой Захарова Н.А. является собственником жилого помещения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
В материалах дела имеется акт обнаружения от 18 октября 2022 года, согласно которому непосредственно обнаружено, что 18 октября 2022 года в 10 часов 40 минут в ходе проверки выявлено, что Захарова Н.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № организовала складирование и хранение движимого имущества (железная бочка, автомобильные шины бывшего употребления), находящимися за пределами границ земельного участка по адресу: <адрес>. Требование об устранении нарушения Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 сентября 2022 года №2624 в срок до 25 сентября 2022 года не исполнено.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, административная комиссия в г.Йошкар-Оле обоснованно пришла к выводу о виновности Захаровой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18 ч.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно признал Захарову Н.А. виновной в совершении вышеуказанного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».
Доводы заявителя о том, что дело административной комиссией рассмотрено в ее отсутствие, без ее надлежащего уведомления, о том, что в отношении нее вынесено постановление она не знала, судом признаются несостоятельными, поскольку 15 сентября 2022 года Административной комиссией г.Йошкар-Олы вынесено требование об устранении нарушения Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» №2624, которое было направлено в адрес Захаровой Н.А. 16 сентября 2022 года заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю 26 сентября 2022 года в связи с истечением срока хранения. 18 октября 2022 года Административной комиссией г.Йошкар-Олы повторно вынесено требование об устранении нарушения Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» №2942, а также уведомление о составлении протокола об административном правонарушении №2943 от 18 октября 2022 года на 31 октября 2022 года в 10 час. 00 мин., которые направлены по адресу: <адрес> Захаровой Н.А. 19 октября 2022 года заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю 27 октября 2022 года в связи с истечением срока хранения. Извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении 15 ноября 2022 года в 14 час. 00 мин. направлено по адресу: <адрес> Захаровой Н.А. 01 ноября 2022 года заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю 10 ноября 2022 года в связи с истечением срока хранения. 15 ноября 2022 года Административной комиссией в г.Йошкар-Оле вынесено постановление №736 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002г. №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» о привлечении Захаровой Н.А. к административной ответственности в ее отсутствие и направлено по адресу: <адрес> Захаровой Н.А. 17 ноября 2022 года заказным письмом с уведомлением, которое возвращено отправителю 25 ноября 2022 года в связи с истечением срока хранения.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
У Захаровой Н.А. имелась возможность своевременно получить извещение о рассмотрении административным органом дела, в случае необходимости заявить ходатайство об отложении его рассмотрения. Риск неполучения корреспонденции по адресу регистрации несет сама Захарова Н.А.
Таким образом, отсутствуют основания для вывода о том, что административным органом нарушены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе права на защиту.
Кроме того, Захаровой Н.А. при подаче жалобы не представлены суду какие-либо доказательства, влияющие на обоснованность и законность принятого административным органом постановления.
Вместе с тем судом обсужден вопрос о применении положений ст.2.9 КоАП РФ в отношении Захаровой Н.А., поскольку данный вопрос административной комиссией не рассмотрен, в обжалуемом постановлении не отражен.
Из пояснений Захаровой Н.А. следует, что выявленные нарушения были устранены сразу, как только узнала о наличии в ее действия состава правонарушения, предоставлены фотоматериалы. Поскольку колеса ей не принадлежат, кто их разложил, она не знает, она не могла распоряжаться этим имуществом. Узнав о предупреждении, вынесенном в ее адрес, она исполнила требования административного органа.
По смыслу ст.2.9 КоАП РФ, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, исходя из конституционного принципа (ст.ст.1, 6 ч.2, 17 ч.1, 18,19 и 50 ч.1 Конституции Российской Федерации) санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Судом принято во внимание, что приведенное выше несоблюдение положений Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», учитывая все обстоятельства дела, не представляет собой угрозу общественным отношениям, не повлекло негативных последствий, в связи с характером совершенного административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы судьей установлено, что допущенное нарушение не носило умышленный, злостный характер.
Таким образом, изложенное выше, иные материалы дела, свидетельствуют о малозначительности совершенного Захаровой Н.А. административного правонарушения, которое не повлекло за собой существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов, а также с учетом отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий.
Кроме того, административным органом при назначении Захаровой Н.А. наказания не учтены смягчающие административную ответственность, такие как фактическое признание вины, совершение административного правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу о возможности применения к Захаровой Н.А. положений ст.2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Административной комиссии по г.Йошкар-Оле №736 от 15 ноября 2022 года о признании Захаровой Наталии Алексеевны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», отменить.
Производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, объявить Захаровой Н.А. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья – Ермолаева М.Л.