Дело № 2-559/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 24 августа 2023 года
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Вагнер А.Б.,
при секретаре судебного заседания - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в Красноперекопский районный суд Республики Крым с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости. Требования мотивированы тем, что Администрацией Совхозненского сельского поселения <адрес> было подано заявление в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о внесении записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, расположенного за границами населенного пункта в с Совхозное, <адрес>, комплекс зданий и сооружений №. В отношении объектов недвижности: телятник № с кадастровым номером №, площадью 1462,5 кв.м, телятник № с кадастровым номером №, площадью 1463,5 кв.м, телятник № с кадастровым номером № площадью 1476, 9 кв.м., телятник № с кадастровым номером № площадью 1746, 2 кв.м, нежилое задние (бойня) с кадастровым номером № площадью 156,3 кв.м внесены записи о принятии на учет бесхозяйных объектов. Администрацией Совхозненского сельского поселения <адрес> РК была проведена работа по установлению собственника вышеуказанных объектов недвижимости, а именно: направлены запросы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в <адрес> РК, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастр у РК, Министерство имущественных и земельных отношений РК, филиал ГУП РК «Крым БТИ». В ходе проделанной работы было установлено, что комплекс зданий и сооружений № ранее использовался в целях выращивания и откорма крупного рогатого скота. Данный объект ранее использовался предприятием КСП «Пятиозерный», которое было впоследствии преобразовано в ЧАФ им. ФИО4 в 2000 году. В реестре муниципального имущества данные объекты недвижимости не значатся.
В связи с изложенным, уточнив требования, просит суд, признать право муниципальной собственности муниципального образования Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым на бесхозяйный объект расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>, комплекс зданий и сооружений №, состоящий из: телятник № с кадастровым номером №, площадью 1462,5 кв.м, телятник № с кадастровым номером №, площадью 1463,5 кв.м, телятник № с кадастровым номером № площадью 1476, 9 кв.м., телятник № с кадастровым номером № площадью 1746, 2 кв.м, нежилое задние (бойня) с кадастровым номером № площадью 156,3 кв.м
В судебном заседании представитель заявителя администрации Совхозненского сельского поселения <адрес> РК ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные требования, по основаниям, указанным в заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явился, был извещен надлежащим образом, предоставил письменные пояснения по сути заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица- <адрес> Республики Крым не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица- Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица- Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель заинтересованного лица- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
С учетом установленных обстоятельств, с согласия представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, что не противоречит ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав предоставленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Статья 12 ГК РФ, предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 55, части 1 статьи 56 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке особого производства.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Из пояснений представителя заявителя следует, что ранее вышеуказанные объекты недвижимости использовались в целях выращивания и откорма крупного рогатого скота. Данные объекты ранее использовались предприятием КСП «Пятиозерный», которое было впоследствии преобразовано в ЧАФ им. ФИО4 в 2000 году.
Из материалов дела следует, что согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация КСП «Пятиозерный» отменена с ДД.ММ.ГГГГ. Частная фирма им. Фрича, была создана и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в процессе реорганизации КСП «Пятиозерный», и является правопреемником последнего. Решением Хозяйственного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ. юридическое лицо-банкрот ЧАФ им. Фрича ликвидировано с ДД.ММ.ГГГГ
По архивным данным филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> по состоянию на 01.01.2013г. на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, комплекс зданий и сооружений № отсутствуют правоустанавливающие документы (л.д. 71).
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК от ДД.ММ.ГГГГ в архивной документации, переданной Госкомрегистру территориальными органами Укргосреестра информация о ранее зарегистрированном праве на объекты недвижимости: телятник № площадью 1462,5 кв.м, телятник № площадью 1463,5 кв.м., телятник № площадью 1642, 3 кв.м, телятник № площадью 1433,5 кв.м, нежилое здание (бойня) площадью 156, 3 кв.м., расположенные по адресу: РК, <адрес>, комплекс зданий и сооружений №, за границами населенного пункта <адрес>, - отсутствуют (л.д. 27)
Согласно справки администрации <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ информация о запрашиваем имуществе: телятник № площадью 1462,5 кв.м, телятник № площадью 1463,5 кв.м., телятник № площадью 1642, 3 кв.м, телятник № площадью 1433,5 кв.м, нежилое здание (бойня) площадью 156, 3 кв.м., расположенные по адресу: РК, <адрес>, комплекс зданий и сооружений №, за границами населенного пункта <адрес>, в реестре муниципального имущества муниципального образования <адрес> РК отсутствует (л.д. 29)
По сведениям МТУ Росимущества в РК и <адрес> от 17.11.2021г. объект недвижимого имущества- комплекс зданий и сооружений №, расположенный по адресу: РК, <адрес>, за границами <адрес> в реестре федерального имущества Республики Крым и <адрес> отсутствует (л.д. 32).
Согласно сведений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК объект недвижимости - нежилое задние (бойня) с кадастровым номером № площадью 156,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 28.12.2021г.; объект недвижимости - телятник № с кадастровым номером № площадью 1746, 2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 11.01.2022г.; объект недвижимости- телятник № с кадастровым номером № площадью 1476, 9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 15.12.2021г.; объект недвижимости - телятник № с кадастровым номером №, площадью 1463,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 29.12.2021г.; объект недвижимости - телятник № с кадастровым номером №, площадью 1462,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 10.01.2022г.
По данным Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в Реестре имущества Республики Крым не числятся объекты недвижимого имущества – нежилые помещения с кадастровыми номерами: № (л.д. 72).
Спорные объекты недвижимости по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации приняты органом местного самоуправления на учет как бесхозяйные.
По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;
По смыслу п. 44 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится принятие решений и проведение на территории муниципального, городского округа мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Согласно пп. 4 ст. 7 Устава муниципального образования Совхозненского сельского поселения <адрес> РК к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 33 Устава администрация - исполнительно-распорядительный орган поселения, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами Сельского совета.
Полномочия заявителя на обращение в суд с рассматриваемым заявлением подтверждены.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ч.1 ст.236 ГК РФ).
Решение о признании брошенной вещи бесхозяйной может быть принято только в том случае, если представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от своих прав на нее. Отказ от собственности должен быть безусловным. При этом отказ от вещи должен соответствовать действительному волеизъявлению собственника и не должен быть вынужденным.
Установлено, что собственник объектов: телятник № площадью 1462,5 кв.м, телятник № площадью 1463,5 кв.м., телятник № площадью 1642, 3 кв.м, телятник № площадью 1433,5 кв.м, нежилое здание (бойня) площадью 156, 3 кв.м., до настоящего времени не обратился к заявителю с целью его востребования и не забрал принадлежащие ему объекты, каких-либо действий, определенно свидетельствующих о намерениях сохранить права на это имущество, до настоящего времени не совершил, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что собственник вышеуказанных объектов отказался, в связи с чем объекты недвижимости подпадают под определение брошенных и обладает свойствами бесхозяйного имущества.
Учитывая вышеизложенное и то, что вышеуказанный комплекс зданий и сооружений, состоящий из объектов: телятник № площадью 1462,5 кв.м, телятник № площадью 1463,5 кв.м., телятник № площадью 1642, 3 кв.м, телятник № площадью 1433,5 кв.м, нежилое здание (бойня) площадью 156, 3 кв.м., которые являются объектами недвижимого имущества, при этом числится на учете как бесхозяйные объекты, в течение года со дня постановки их на учет в данном качестве иные лица не заявляли каких-либо требований в отношении них, собственник имущества не объявился, длительное время не интересуется судьбой указанного недвижимого имущества, правопритязания иных лиц в отношении спорного имущества отсутствуют, сведения о споре о правах на него отсутствуют, спорные объекты на кадастровом учете ранее не состояли, зарегистрированных прав в отношении них не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, ввиду чего суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Администрации Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 291-293 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации Совхозненского сельского поселения <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Признать недвижимое имущество - телятник № с кадастровым номером №, площадью 1462,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> – бесхозяйным.
Признать недвижимое имущество - телятник № с кадастровым номером №, площадью 1463,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> – бесхозяйным
Признать недвижимое имущество – телятник № с кадастровым номером № площадью 1476, 9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> – бесхозяйным.
Признать недвижимое имущество - телятник № с кадастровым номером № площадью 1746, 2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> – бесхозяйным.
Признать недвижимое имущество - нежилое задние (бойня) с кадастровым номером № площадью 156,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес> – бесхозяйным.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Совхозненское сельского поселение <адрес> Республики Крым на телятник № с кадастровым номером № площадью 1462,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Совхозненское сельского поселение <адрес> Республики Крым на телятник № с кадастровым номером № площадью 1463,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Совхозненское сельского поселение <адрес> Республики Крым на телятник № с кадастровым номером № площадью 1476, 9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Совхозненское сельского поселение <адрес> Республики Крым на телятник № с кадастровым номером № площадью 1746, 2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Совхозненское сельского поселение <адрес> Республики Крым на нежилое задние (бойня) с кадастровым номером № площадью 156,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Б. Вагнер
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Б. Вагнер