Судья Моцный Н.В. Дело № 21-342/2022
(номер дела в суде первой
инстанции дело № 12-133/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 мая 2022 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайлова Л.А. на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 марта 2022 года, вынесенное по жалобе защитника Департамента городского хозяйства города Севастополя – Онищенко Е.Ю. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайлова Л.А. № от 27 октября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Департамента городского хозяйства города Севастополя,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайлова Л.А. № от 27.10.2021 года юридическое лицо – Департамент городского хозяйства города Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.
На данное постановление должностного лица защитник Департамента городского хозяйства города Севастополя – Онищенко Е.Ю. подал жалобу.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 10.03.2022 года жалоба Департамента городского хозяйства города Севастополя – удовлетворена частично, оспариваемое постановление отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение должностному лицу Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшейся судебный акт отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что судом не правильно определены юридически значимые обстоятельства административного правонарушения, не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и вынесено необоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Судом не принято во внимание то обстоятельство, что согласно приведенного в решении суда Постановления Правительства Севастополя № 393-РП от 13.12.2019 «Об организации ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории города Севастополя» именно Департамент городского хозяйства города Севастополя ведет реестра мест накопления ТКО, соответственно и согласовывает размещение площадок.
Именно размещение не защищенной от ветра площадки для накопления ТКО в водоохранной зоне Черного моря в 50 метрах от уреза воды и послужило причиной образования свалки отходов ТКО. Как следствие бездеятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя, отходы разнесло ветром на значительную площадь. Легкие фракции стали попадать в воду. В органы исполнительной власти стали поступать обращения граждан с требованиями ликвидировать место для накопления отходов в непосредственной близости от моря.
Уполномоченным органом по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя является Департамент городского хозяйства города Севастополя (согласно п. 3 п.п. 3.1.26 «положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя», утверждённого Постановлением Правительства Севастополя № 875-ПП от 16.09.2016 года).
Однако, суд указал, что приведенные выше пункты в Постановлении Правительства Севастополя отсутствуют, что не соответствует действительности.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Должностное лицо – Михайлов Л.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.
Юридическое лицо - Департамент городского хозяйства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Выслушав пояснения лица, участвующего в судебном заседании, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно положениям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
Приведённые требования КоАП РФ распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 3 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 Закона № 7-ФЗ экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Как указанного в ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель. (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. (ч. 8).
Из материалов дела усматривается, что 10.06.2021 в 17 час. 00 мин. общественным инспектором Черноморо – Азовского морского управления Росприроднадзора Русол В.С. была выявлена свалка твердых коммунальных отходов на земельном участке, прилегающем к остановке общественного транспорта «старый маяк» на <адрес> в городе Севастополе. По данному факту общественный инспектор составил акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требоний.
11.06.2021 года ведущий специалист Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В.Т, совместно со специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекции», произвел обследование земельного участка, прилегающего к остановке общественного транспорта «Старый маяк» на <адрес> в городе Севастополе.
На основании заявки № от 11.06.2021 года специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекции» осуществлен отбор проб отходов производства и потребления в данном районе, а также проведены линейные замеры на двух участках замусоривания (загрязнения). Координаты участка № 1 – № <данные изъяты>". Координаты участка № 2 – № <данные изъяты>
По результату представлено экспертное заключение ведущего инженера-эколога отдела по техническому и информационно-аналитическому обеспечению по г. Севастополю ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» от 29.06.2021 года. Согласно заключению эксперта, размеры замусоривания составляют соответственно 23,2х5,2 м. и 15,2x8,03 м. Площади складирования (накопления) отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) составили соответственно: 120,64 кв.м. и 122,056 кв.м.
Общая площадь складирования (накопления) отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) составила 242,696 кв.м. высотой (толщиной слоя) 0,1 м. на открытом грунте (почве), не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для накопления (складирования) отходов производства и потребления.
В ходе проведения рейдового обследования установить лиц, совершивших указанное правонарушение, не представилось возможным.
В соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 33.7 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (далее, Методика), произведен расчет размера вреда, нанесенный почвам вследствие захламления земельного участка, прилегающего к остановке общественного транспорта «Старый маяк» в Гагаринском районе г. Севастополя, в двух точках с географическими координатами № 1 - № 44°31"28,02" Е33°27"57,69". Координаты участка № 2 - № 44°31"29,l" Е33°27"56,9", на землях г. Севастополя, который составил 289 273,68 руб.
Таким образом, Департамент городского хозяйства города Севастополя допускает складирование отходов производства и потребления в водоохранной зоне Черного моря, что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 12, 13, 42 ЗК РФ, п. п. 216, 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 33.7 и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные обстоятельства послужили поводом к вынесению 18.10.2021 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайловым Л.А. протокола об административном правонарушении № в отношении юридического лица - Департамента городского хозяйства города Севастополя по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайловым Л.А. вынесено постановление о назначении административного наказания № от 27.10.2021 года.
Проверяя законность указанного постановления должностного лица Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования судья районного суда не согласился с его выводами, поскольку доказательства или иные сведения, свидетельствующие о совершении Департаментом городского хозяйства города Севастополя вменного правонарушения материалы производства по делу не содержат.
Таким образом, органом существенно нарушены требования, предусмотренные КоАП, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а суд лишен возможности выйти за рамки рассматриваемой жалобы и восполнить полноту рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, дав оценку иным вмененным заявителю составам правонарушений, в связи с чем, постановление постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайлова Л.А. № от 27.10.2021 года - отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.
Данные вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены требования ст. ст. 24.1, 26.1, 26. 2, ст. 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом, в связи с невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающих создание со стороны должностного лица Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования надлежащих условий для справедливого разбирательства дела и в разумный срок.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайлова Л.А. нельзя признать законным, оно в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возращением дела на новое рассмотрение.
В целом доводы жалобы должностного лица не опровергают законности и обоснованности принятого судебного акта, не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судьи районного суда о применении норм процессуального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены состоявшегося решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
При новом рассмотрении дела должностному лицу Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует учесть изложенное в настоящем решении, дать надлежащую оценку субъекту административного правонарушения и вмененному ему составу административного правонарушения, принять меры к всестороннему, полному, объективному выяснению обстоятельств по настоящему делу, с соблюдением норм материального и процессуального права и вынести законное и обоснованное постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 названного Кодекса, составляет один год.
На момент рассмотрения в Севастопольском городском суде срок давности привлечения юридического лица – Департамента городского хозяйства города Севастополя к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, что не является препятствием для направления дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 10 марта 2022 года оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Михайлова Л.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев