РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,
с участием:
прокурора Семдяновой Я.Ю.,
административного истца Андреева А.В.,
представителя административного истца Авласенко В.П.,
представителя административных ответчиков Завершинского Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1555/2020 по административному исковому заявлению Андреева Алексея Викторовича к Собранию представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа власти муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Андреев А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа власти муниципального образования.
В иске с последующим уточнением указал, что решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 №55 внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в статью 22 градостроительного регламента территориальной зоны Ж6 «Зона смешанной застройки», а именно: вид разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» исключен из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и добавлен в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. После этого изменения административному истцу было отказано в изменении сведений о виде разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и в заключении соглашения о перераспределении другого земельного участка (кадастровый номер №) расположенного по тому же адресу. Андреев А.В. полагает, что принятие данного решения противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.5 ст.7), Градостроительному кодексу Российской Федерации (ч.2 ст. 36) и ущемляет его права и права других собственников земельных участков, основной вид разрешенного использования для которых до принятия этого решения был установлен «Ведение личного подсобного хозяйства», то есть противоречит Конституции РФ (ст. 36) и Гражданскому кодексу РФ (ст. 209). В результате внесенных оспариваемым решением изменений истец не может реализовать свое право на объединение двух смежных земельных участков, на одном из которых расположен дом с основным видом разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства».
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит суд признать недействующим со дня принятия подпункт 1 пункта 2 решения собрания представителей сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 г. №55 о внесении изменений в статью 22 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области и исключения из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства», а также признать недействующей со дня принятия статью 22 Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 27.12.2013 г. №40 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 г. №55, в части исключения вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В судебном заседании административный истец Андреев А.В. и его представитель по устному ходатайству Авласенко В.П., представивший ордер от 29.09.2020 и удостоверение №2908 от 08.08.2014 г., заявленные требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области Завершинский Д.М., действующий на основании удостоверения №414 от 28.08.2003 г., доверенностей № 468 от 13.05.2020 г. и №17 от 11.09.2020 г., в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа, его принявшего, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования в официальном печатном издании и в сети «Интернет», не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки с соблюдением установленной законом процедуры, отражают интересы большей части населения поселения, при этом они могут и не учитывать интересы отдельных лиц, но оснований считать, что права этих лиц нарушены, нет, в том числе, нет оснований считать, что нарушены права административного истца. Село Малая Царевщина это перспективная и развивающаяся в настоящее время территория, расположенная на берегу р. Сок, располагающая выгодным потенциалом для индивидуального жилищного строительства, функционирования рекреационных зон и их развития. Село имеет удобное транспортное соединение с районным центром, селом Красный Яр, с городом Самарой, с международным аэропортом «Курумоч», обеспечено энергетическими ресурсами. Большинство вновь формируемых в границах села земельных участков предназначены для индивидуального жилищного строительства. С учетом отмеченного географического и административно-территориального расположения села, индивидуальное жилищное строительство имеет повышенный или высокий уровень комфортности. Земельные участки с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» сохранились, но преимущественно в старой части поселения, при этом ведение личного подсобного хозяйства в селе практически прекращено, равно как оно не осуществляется административным истцом. При принятии Генерального плана в 2013 году эти обстоятельства были учтены, и территория в границах села Малая Царевщина была отнесена к территориальной зоне Ж6. В статье 21 Правил землепользования и застройки приводится перечень территориальных зон и подзон, в том числе, выделены жилые зоны, которые включают в себя шесть зон и одну подзону:Ж1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами; Ж2 – зона застройки малоэтажными жилыми домами; Ж5 – зона размещения дошкольного и общего образования; Ж6 – зона смешанной застройки; Ж6-1 – подзона смешанной застройки №1; Ж7 - зона садоводства и дачного хозяйства; Ж8 – зона комплексной застройки. Территориальная зона Ж6, зона смешанной застройки, «предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов, а также участков для ведения личного подсобного хозяйства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры». Вид разрешенного использования земельного участка административного истца «Для ведения личного подсобного хозяйства» не только не противоречит функционально-правовому содержанию зоны Ж6, но и прямо предусмотрен им. Из анализа видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в жилых зонах, помимо зоны Ж6, следует, что, ни в одном из них, вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства» не является основным. Содержание вида разрешенного использования в жилых зонах отражает современную модель развития села, приближение к городским условиям жизни. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства» разрешено: размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных. Административный истец приобрел земельный участок и самостоятельно выбрал вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства – и он вправе продолжать этим заниматься без ограничения срока и изменений, вносимых в градостроительный регламент, поэтому никаких прав административного истца по использованию своего земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства действующий градостроительный регламент не нарушает. Также очевидно, что ни о каком нарушении прав собственника речи не идет, так как никто не ограничивал правомочия административного истца, предусмотренные ст. 36 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ, владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком. Кроме того, в соответствии с Классификатором: на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), разрешено: «размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости». Административным истцом построено шесть самостоятельных объектов недвижимости - апартаментов, что является незаконным и свидетельствует о том, что использование истцом земельного участка с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства является нецелевым, никак не связанным с ведением сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд. Поэтому Правила землепользования и застройки не могут нарушать прав лица, которое осуществляет нецелевое использование своего земельного участка.
Представители заинтересованных лиц Главы сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области и Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду письменные пояснения на административный иск, в которых полагали, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что требования Андреева А.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что Андрееву А.В. на основании договора купли-продажи от 25.01.2006 г., соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка находящегося в частной собственности №189 от 30.08.2016 г., принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1444 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.09.2016 г.
Кроме того, Андрееву А.В. принадлежит на праве собственности с 05.08.2019 г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 810 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка, ведение личного подсобного хозяйства, размещение площадок для спортивных занятий и отдыха, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 18.09.2020 г.
В соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005 №47-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Красноярский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении границ» с. Малая Царевщина входит в состав сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области.
Таким образом, Андреев А.В. является потенциальным субъектом правоотношений, которые регулируются Правилами землепользования и застройки данного сельского поселения, следовательно, в силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ, вправе обратиться в суд с иском об их оспаривании, полагая, что этими актами нарушены его права и законные интересы.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ, в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7 ч.1 ст. 1 ГрК РФ).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа ( часть 3 статьи 32 ГрК РФ).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Как следует из п.2 ст. 2 Устава сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области (далее – Устав сельского поселения Светлое поле), принятого решением Собрания представителей сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области от 13 июля 2015 г. №31, сельское поселение Светлое поле является муниципальным образованием, в котором местное самоуправление осуществляется в целях самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, формируемые в соответствии с настоящим Уставом, вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.
В силу п.п.1 п.1 ст. 33 Устава сельского поселения Светлое поле Собрание представителей поселения Светлое поле является представительным органом муниципального образования сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области.
Установлено, что решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области №40 от 27.12.2013 г. утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области.
Следовательно, утверждая Правила землепользования и застройки, Собрание представителей сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 №55 внесены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 27.12.2013 г., подпунктом 1 пункта 2 данного решения в статье 22 Градостроительного регламента территориальной зоны Ж6 «Зона смешанной застройки» исключен вид разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и данный вид разрешенного использования добавлен в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Оспариваемое решение Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области содержит нормы и правила, обязательные для неопределенного круга лиц, и является нормативным правовым актом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
В силу ст. 62 Устава сельского поселения Светлое поле официальному опубликованию (обнародованию) подлежат все муниципальные правовые акты поселения, официальное опубликование (обнародование) которых требуется в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Под официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта понимается публикация его полного текста с пометкой «Официальное опубликование» в газете «Красноярские новости» или газете «Красноярский вестник», являющихся источниками официального опубликования муниципальных правовых актов поселения.
Судом установлено, что вышеуказанное решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки от 23.11.2017 г. опубликовано в установленном порядке в официальном печатном издании газете «Красноярский вестник» № 52 (107), а также размещено на официальном сайте Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в разделе «Поселения» - «Светлое Поле» - «Градостроительство» https://kеpyaradm.ru/gradostroitelstvo-svetloe-pole/category/917-pravila-zemlepolzovania-i-zastrojki, что соответствует положениям Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) и Уставу сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области.
Принятию вышеуказанного решения предшествовало рассмотрение 04.09.2017 г. на Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле предложения врио Главы сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о внесении изменений в Правила и исключении в статье 22 Правил о территориальной зоне Ж6 «Зона смешанной застройки» вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включению его в перечень вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Комиссии от 04.09.2017 г. рекомендовано внести указанные выше изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле, направить протокол Главе сельского поселения Светлое Поле для принятия решения, предусмотренного ч.5 ст.33 ГрК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области №40 от 27.12.2013 г., публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности назначаются постановлением Главы поселения по инициативе Администрации поселения или на основании рекомендации уполномоченного в соответствии с ч. 3 ст. 13 Правил на проведение публичных слушаний органа.
Постановлением Главы сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 14.09.2017 г. №123 проект решения Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области» вынесен на обсуждение на публичных слушаниях на территории сельского поселения Светлое Поле.
Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по градостроительному планированию.
Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. № 931-О-О.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент (часть 14 статьи 31 ГрК РФ).
В ходе судебного заседания установлено, что приложение к постановлению Главы сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 14.09.2017 г. №123 в виде проекта решения Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области» опубликовано 16.09.2017 г. в официальном печатном издании газете «Красноярский вестник» №39 (94).
Обсуждение вышеуказанного проекта осуществлялось на публичных слушаниях в период с 16.09.2017 г. по 18.11.2017 г. во всех населенных пунктах, входящих в сельское поселение Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области (п. Светлое Поле, с. Заглядовка, с. Киндяково, с. Колодинка, д. Малиновый Куст, с. Малая Царевщина, с. Старый Буян, с. Висловка), что подтверждается соответствующими протоколами мероприятий по информированию жителей сельского поселения Светлое Поле по вопросу публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 18.11.2017 г. в официальном печатном издании газете «Красноярский вестник» №51 (106).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка и процедуры его принятия, официально опубликовано и доступно для населения, нарушений прав административного истца на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки не допущено.
Доводы административного истца о том, что он не извещался о планируемых изменениях градостроительных регламентов, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемым решением внесены изменения в Правила землепользования и застройки в целом сельского поселения, а не изменения, касающиеся только отдельного земельного участка.
Суд также признает несостоятельными приведенные в административном исковом заявлении доводы о нарушении в результате изменений, внесенных в Правила землепользования и застройки прав административного истца.
Так, в соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки муниципального образования разрабатываются не только в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, но и обеспечения прав и законных интересов иных физических и юридических лиц, а также в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований, их устойчивого развития, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
К тому же, в силу пункта 8 статьи 36 названного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу Андрееву А.В. земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены в территориальной зоне Ж6 – зоне смешанной застройки, которая, в соответствии со ст. 22 Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов, а также участков для ведения личного подсобного хозяйства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Статьей 22 Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле к основным видам разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны Ж6 отнесены – индивидуальная жилая застройка, блокированная жилая застройка, размещение объектов административного и делового назначения, размещение объектов финансового назначения, размещение объектов дошкольного начального общего и среднего (полного) общего образования, размещение объектов розничной торговли, размещение объектов аптечных организаций, размещение объектов оказания услуг связи, размещение объектов общественного питания, размещение объектов здравоохранения, размещение объектов охраны порядка, размещение объектов гражданской обороны.
К вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны Ж6 отнесены, в том числе ведение личного подсобного хозяйства и размещение площадок для отдыха взрослых, детских, игровых и спортивных площадок.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно пункту 2.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 06.10.2017) (далее - Классификатор), вид разрешенного использования земельного участка «Индивидуальная жилая застройка» включает осуществление деятельности, связанной с размещением индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещением индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Согласно пункту 2.2 Классификатора, вид разрешенного использования земельного участка «Ведение личного подсобного хозяйства» включает осуществление деятельности, связанной с размещением жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производством сельскохозяйственной продукции; размещением гаража и иных вспомогательных сооружений; содержанием сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 5.0 Классификатора, вид разрешенного использования земельного участка «Размещение площадок для отдыха взрослых, детских, игровых и спортивных площадок» включает осуществление деятельности, связанной с обустройством мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; созданием и уходом за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройством мест отдыха в них.
Земельный участок с кадастровым номером№, площадью 1444 кв.м., имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Земельный участок с кадастровым номером№, площадью 810 кв.м., имеет виды разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка, ведение личного подсобного хозяйства, размещение площадок для спортивных занятий и отдыха».
Таким образом, градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны Ж6 с определением вспомогательного вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» с возможностью размещения жилых домов, производства сельскохозяйственной продукции; размещения гаража и иных вспомогательных сооружений; содержания сельскохозяйственных животных не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административного истца права на использование принадлежащих ему земельных участков, в том числе на реконструкцию существующего жилого дома и возведение иных объектов капитального строительства.
Ссылки административного истца на то, что в результате внесенных в Правила землепользования и застройки изменений он ограничен в праве на объединение двух земельных участков и их перераспределение, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством предусмотрена процедура объединения и перераспределения земельных участков, имеющих разную категорию и (или) вид разрешенного использования.
Доводы административного истца о том, что он как собственник имеет безусловные и безграничные права владения, пользования и распоряжения своими земельными участками также не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 года № 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, осуществление прав по владению, пользованию и распоряжению земельным участком ограничено конституционной обязанностью их собственника или владельца не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации), соблюдать требования Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, градостроительных регламентов и иных норм и правил.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Собрания представителей сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 г. №55 о внесении изменений в статью 22 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки с.п. Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом Российской Федерации, принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, в соответствии с градостроительным зонированием и территориальным планированием, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска Андреева А.В. не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Андреева Алексея Викторовича к Собранию представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области о признании недействующим со дня принятия подпункта 1 пункта 2 решения Собрания представителей сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 г. №55 о внесении изменений в статью 22 градостроительного регламента Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области и исключения из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства вида разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства; признании недействующей со дня принятия статьи 22 Правил землепользования и застройки сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 27.12.2013 г. №40 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области от 23.11.2017 г. №55, в части исключения вида разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2020 года.