Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-751/2023 ~ М-657/2023 от 27.07.2023

Гражданское дело

УИД: 05RS0-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2023 г.                                                                                                                  <адрес>

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.

при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению с учетом изменений Магомедова Шамиля Нуравовича к Администрации Городского <адрес> «<адрес>» о признании уважительной причины несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья, оставлении в списках детей - сирот и детей оставшиеся без попечения родителей, на получение жилого помещения из специализированного фонда, как лицо, которое относилось к категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и оставлении в списках детей - сирот, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения из специализированного фонда,

установил:

Магомедов Ш.Н. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением.

Иск мотивирован тем, что он Магомедов Ш.Н.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно путевки Министерством образования и науки Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ направлен в детский <адрес> Республики Дагестан и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на полном государственном обеспечении в детском доме. Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО6 признана безвестно отсутствующей, отец ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, последний никогда не навещал его и двух братьев в детском доме, не интересовался их судьбой. В 2008 он поступил и уехал в <адрес> занимался подработками, и собственного жилья он не имеет и не имел, социальную поддержку от государства как лица, оставшегося без попечения родителей не получал. О том, что работниками детского дома не исполнена обязанность по включению него в список, указанных в п. 9 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ.

В Виду бездействий руководства детского <адрес> не исполнения отдела опеки и попечительства по контролю за своевременной подачей его законными представителями заявления о включении в список детей – сирот и не принятие необходимых мер по включению в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилья. При обращении в Администрацию ГО «<адрес>» о постановке его на учет, ему было отказано по причине того, что ему исполнилось 23 года. После обращения в суд с указанным исковым заявлением, Администрация ГО «<адрес>» вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Просит признать уважительной причину несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья и обязать оставить в списках на учете в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО8, представителя ответчика Администрации ГО» <адрес>», представителей третьих лиц Министерства финансов Республики Дагестан и министерства образования и науки Республики Дагестан, извещенных о дате, времени и месту судебного заседания надлежащим образом. От истца ФИО8 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 статьи 8 указанного выше Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Из материалов дела усматривается, решением Избербашского городского суда Республики Дагестан ль ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт отсутствия родительского попечения над Магомедовым Шамилем Нуравовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ДАССР.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился в Администрацию ГО «<адрес>» в заявлением о включении его в список детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения.

Письмом Администрации ГО» <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что по итогам рассмотрения его заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, было принято решение об отказе во включении его в данный список. В качестве основания отказа указано, что Магомедов Ш.Н. достиг возраста 23 лет и соответственно утратил право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Впоследствии, при обращении истцом в суд с иском, постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Магомедов Ш.Н. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещения.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Судом установлено, что Магомедов Ш.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и он имеет право на включение в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, так как не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.

Вместе с тем, социальный статус Магомедова Ш.Н. органами опеки и попечительства, а также и опекунами не определялся, в социальные учреждения он не направлялся, в связи с чем право на получение социального жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени им не реализовано.

Исходя из позиции Верховного Суда РФ установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, являются уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.

Таким образом, при разрешении спора об обеспечении истца жилым помещением подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 112 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что с момента смерти родителей Магомедова Ш.Н. орган опеки принял меры по установлению его социального статуса, надлежащего выполнения обязанностей по защите прав в тот период, когда он был несовершеннолетним и впоследствии, опекуна и соответствующих учреждений, не содержат. Документов, свидетельствующих о разъяснении кем-либо порядка и условий реализации им жилищных прав, не имеется.

Каких-либо возражений по заявленным требованиям, представителем ответчика не приведено. Доказательств в силу требований ст. 56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Магомедова Ш.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Магомедова Шамиля Нуравовича к Администрации Городского <адрес> «<адрес>» о признании уважительной причины несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья, оставлении в списках детей - сирот и детей оставшиеся без попечения родителей, на получение жилого помещения из специализированного фонда, как лицо, которое относилось к категории детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и оставлении в списках детей - сирот, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения из специализированного фонда, удовлетворить.

Признать уважительной причину несвоевременного обращения Магомедовым Шамилем Нуравовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ДАССР, зарегистрированного по адресу: <адрес> паспорт серии 8209 842144, выдан ОУФМС России по РД в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 050-007), с заявлением о постановке на учет для получения жилья в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Администрацию Городского <адрес> «<адрес>» оставить Магомедова Шамиля Нуравовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ДАССР, зарегистрированного по адресу: <адрес> (паспорт серии 8209 842144, выдан ОУФМС России по РД в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 050-007), в списках на учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Избербашский городской суд Республики Дагестан.

Судья                                                                                                                           М.М. Ахмедханов

2-751/2023 ~ М-657/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Магомедов Шамиль Нуравович
Ответчики
Администрация ГО "Город Избербаш"
Другие
Министерство образования и науки РД
Министерство финансов Республики Дагестан
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Судья
Ахмедханов Мурад Магомедович
Дело на странице суда
izberbashskiy--dag.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Дело оформлено
05.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее