Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2556/2023 ~ М-1452/2023 от 03.04.2023

Дело № 2-2556/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                 24 мая 2022 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой А.П.,

с участием представителя истца Куляева К.С.,

представителя ответчика Решетниковой И.С.,

представителя третьего лица КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» Задорожной Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюкова Владимира Юрьевича к Министерству здравоохранения <адрес> об обязании выполнить определенные действия,

установил:

истец Крюков В.Ю. обратилась с иском к Министерству здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить лекарственным препаратом, в обосновании заявленных требований указав, что Крюков Владимир Юрьевич, 1984 г.р., страдает редким (орфанным) заболеванием - болезнь Помпе (). Вследствие тяжести заболевания является инвалидом группы. Болезнь Помпе является редким (орфанным) прогрессирующим заболеванием, опасным для жизни, и относится к группе болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Учитывая прогрессирующее течение тяжелого жизнеугрожающего заболевания обмена веществ - «Болезнь Помпе», угрозу здоровью и жизни Истца, во избежания наступления жизнеугрожающих состояний, а также нарастания физической инвалидизации врачебным консилиумом ФГБНУ «Научный Центр Неврологии» Истцу по жизненным показаниям назначена терапия лекарственным препаратом Алглюкозидаза альфа (Майозайм) в дозе 20 мг/кг, в/в капельно, 1 раз в две недели, длительно, для проведения патогенетического лечения (медикаментозной терапии) на постоянной основе в условиях стационара бюджетного учреждения здравоохранения по месту жительства. Препарат зарегистрирован на территории Российской Федерации и входит в стандарт медицинской помощи взрослым при болезни Помпе, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 ноября 2020 г. № 1260н. В связи с вышеизложенным, Истец неоднократно обращался в Министерство здравоохранения <адрес> (Ответчик) с вопросом оказания необходимой медицинской помощи и обеспечением Истца препаратом Алглюкозидаза альфа. Однако вопрос лекарственного обеспечения не решен, и Истец остается без жизненно необходимого лечения. Ответчик в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ №М указывает, что обращения по вопросу обеспечения препаратом находятся на рассмотрении и в связи с проведением дополнительных мероприятий по рассмотрению обращения, в соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», срок рассмотрения обращения продлевается до ДД.ММ.ГГГГ В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что обращения по вопросу обеспечения препаратом также находятся на рассмотрении и все действия, совершаемые министерством здравоохранения <адрес>, направлены на решение вопроса о возможности обеспечения Истца необходимым лекарственным препаратом. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик указывает, что вопрос обеспечения Крюкова В.Ю., лекарственным препаратом Алглюкозидаза альфа до настоящего времени не решен. Появилась необходимость в согласования вопроса с ведомствами, обеспечивающими финансирование процесса обеспечения. Согласно Клиническим рекомендациям по болезни Помпе единственным препаратом для патогенетической ФЗТ болезни Помпе является алглюкозидаза альфа, препарат зарегистрирован в Российской Федерации. Алглюкозидаза альфа восполняет активность лизосомальной КАГ, что приводит к стабилизации или восстановлению функции сердечной и скелетных мышц (включая дыхательные мышцы). Препарат хорошо переносится. Показан для долговременной ферменто-заместительной терапии (ФЗТ) у пациентов с подтвержденным диагнозом болезни Помпе всех возрастов. На данный момент эффективность и безопасность алглюкозидазы альфа оценена в клинических исследованиях как у детей, так и у взрослых пациентов. Безопасность и хорошая переносимость терапии алглюкозидазой альфа подтверждена более чем 10 годами клинического опыта у более чем 1 800 пациентов. Своевременная и бесперебойная терапия очень важна, так как позволяет добиться наиболее лучших клинических исходов. Также, лекарственный препарат Алглюкозидаза альфа входит в стандарт медицинской помощи взрослым при болезни Помпе, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 ноября 2020 г. № 1260н. Таким образом, Истец как инвалид имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение как по федеральной, так и по региональной льготах. Важно особо отметить, что Истцу на основании заключения врачей, препарат назначен в связи с имеющимся жизнеугрожающим заболеванием, отсутствие терапии может в любой момент привести к развитию тяжелых жизнеугрожающих осложнений. Истец, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года письменно неоднократно обращался к Ответчику с вопросом организации ему медицинской помощи, но вопрос по сегодняшний день не решен. На основании изложенного, просит признать за Крюковым Владимиром Юрьевичем, 1984 г.р. право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Алглюкозидаза альфа за счет средств бюджета Хабаровского кра. Обязать Ответчика организовать обеспечение Истца за счет бюджета <адрес> лекарственным препаратом Алглюкозидаза альфа в дозе 20мг/кг, внутривенно капельно 1 раз в две недели на постоянной основе, не допуская перерывы в лечении. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца Куляев К.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> Решетникова И.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Представила письменные возражения на исковые требования. В удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представитель третьего лица КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» Задорожная Д.О. полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание истец, не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Центрального районного суда <адрес> - <адрес>), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справке серия Крюков Владимир Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом второй группы. Страдает редким (орфанным) заболеванием – болезнь Помпе ().

Согласно выписного эпикриза № (К) Крюков Владимир Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. проходил стационарное лечение в 1 неврологическом отделении ФГБНУ НЦН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением консилиума установлено: Учитывая угрозу здоровью и жизни пациента Крюкова Владимира Юрьевича, необходимо но жизненно важным показаниям назначить лекарственный препарат Алглкжозидаза альфа (Майозайм) в терапевтической дозе 20 мг/кг, внутривенно капельно, 1 раз в две недели, длительно, для проведения патогенетического лечения (медикаментозной терапии) на постоянной основе в условиях стационара бюджетного учреждения здравоохранения по месту жительства Крюкова В.Ю. с последующим контрольным обследованием в ФГБНУ НЦН один раз в год.

Из врачебного консилиума от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во избежание наступления жизнеугрожающих состояний (острой дыхательной недостаточности, развития инфекционных осложнений в нижних дыхательных пулях, нарушения сердечной деятельности, печеночной недостаточности), а также нарастания физической инвалидизации пациент крайне нуждается но медицинским (жизненным) показаниям в медикаментозной терапии лекарственным препаратом алглюкозидаза альфа (Майозайм) в дозе 20 мг/кг каждые 2 недели н/в капельно длительно, постоянно в условиях стационара бюджетного учреждения здравоохранения по месту жительства. Для наблюдения за состоянием пациента рекомендуется осмотр в ФГБНУ «Научный центр неврологии» 1 раз в год.

Из ответа Министерства здравоохранения <адрес> №М от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращение, поступившее в министерство здравоохранения <адрес>, по вопросу оказания медицинской помощи с применением лекарственного препарата Алклюкозидаза альфа, находится на рассмотрении. В связи с проведением дополнительных мероприятий по рассмотрению Вашего обращения, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", срок рассмотрения обращения Крюкова В.Ю. продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращения Крюкова В.Ю., по вопросу обеспечения лекарственным препаратом Атклюкозидаза альфа, находятся на рассмотрении. Направлены запросы: в ФГБНУ «Научный центр неврологии», для подтверждения назначения Крюкову В.Ю. лекарственного препарата и схемы лечения; в <адрес>вой фонд обязательного медицинского страхования; в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Все действия, совершаемые министерством здравоохранения <адрес>, направлены на решение вопроса о возможности обеспечения Крюкова В.Ю. необходимым лекарственным препаратом.

Из ответа Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вопрос обеспечения Крюкова В.Ю. лекарственным препаратом Алклюкозидаза альфа до настоящего времени не решен. Появилась необходимость в согласовании вопроса с ведомствами, обеспечивающими финансирование процесса обеспечения. Все действия, совершаемые министерством здравоохранения <адрес>, направлены на решение вопроса о возможности обеспечения Крюкова В.Ю. необходимым лекарственным препаратом.

Согласно Клиническим рекомендациям по болезни Помпе единственным препаратом для патогенетической ФЗТ болезни Помпе является алглюкозидаза альфа, препарат зарегистрирован в Российской Федерации. Алглюкозидаза альфа восполняет активность лизосомальной КАГ, что приводит к стабилизации или восстановлению функции сердечной и скелетных мышц (включая дыхательные мышцы). Препарат хорошо переносится. Показан для долговременной ферментозаместительной терапии (ФЗТ) у пациентов с подтвержденным диагнозом болезни Помпе всех возрастов.

На данный момент эффективность и безопасность алглюкозидазы альфа оценена в клинических исследованиях как у детей, так и у взрослых пациентов. Безопасность и хорошая переносимость терапии алглюкозидазой альфа подтверждена более чем 10 годами клинического опыта у более чем 1 800 пациентов. Своевременная и бесперебойная терапия очень важна, так как позволяет добиться наиболее лучших клинических исходов.

Также, лекарственный препарат Алглюкозидаза альфа входит в стандарт медицинской помощи взрослым при болезни Помпе, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 ноября 2020 г. № 1260н.

В обоснование возражений относительно исковых требований, ответчик ссылается на то, что заболевание истца не является редким и не входит в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации. Истцом не представлено доказательств того, что замедление исполнения решения суда или его неисполнения вообще, может привести к значительному ущербу для его здоровья.

Проанализировав доводы стороны ответчика, суд с ними не соглашается ввиду нижеследующего.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пункт 5 ст. 1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды.

В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 -Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Фе?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Министерство здравоохранения <адрес> в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения <адрес>», в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия в том числе: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.

Так, в Разделе «Группы населения» указаны: инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - Все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период 2023 и 2024, в соответствии с которой обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> отпускаются бесплатно.

Согласно пп. 12 п. 7 раздела II Положения о Министерстве здравоохранения <адрес> (далее - Положение), утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр, Министерство здравоохранения <адрес> (далее - Министерство) осуществляет функции организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у Крюкова В.Ю. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Алглюкозидаза альфа» (Майозайм) 20 мг/кг 1 раз в две недели длительно по жизненным показаниям, до отмены по медицинским показаниям, лечащим врачом.

Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что у Крюкова В.Ю. имеется редкое (орфанное) заболевание, статус инвалида 2 группы вследствие этого заболевания, нуждаемость Крюкова В.Ю. в лечении лекарственным препаратом «Алглюкозидаза альфа» (Майозайм), назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения необходим пациенту Крюкову В.Ю. по жизненным показаниям.

Тот факт, что заболевание, диагностированное у Крюкова В.Ю., не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, а назначенный ему препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не является, в силу вышеприведенных норм права, основанием для отказа в бесплатном обеспечении Крюкова В.Ю. являющегося инвалидом, страдающим редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ему решением комиссии врачей по жизненным показаниям.

Суд также учитывает, что назначение консилиумом врачей по жизненным показаниям лекарственного препарата – «Алглюкозидаза альфа» (Майозайм) единственно возможный вариант лечения Крюкова В.Ю., отказ Министерства здравоохранения <адрес> в обеспечении Крюкова В.Ю. этим препаратом нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у Крюкова В.Ю. заболевание прогрессирует, его состояние ухудшается, а также во избежание усугубления негативных последствий заболевания и руководствуясь ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание то, что замедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья Крюкова В.Ю., суд находит необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования Крюкова Владимира Юрьевича к Министерству здравоохранения <адрес> об обязании выполнить определенные действия удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> (ИНН , ОГРН ) обеспечить Крюкова Владимира Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии ) лекарственным препаратом «Алглюкозидаза альфа» (Майозайм) 20 мг/кг 1 раз в две недели длительно, до отмены по медицинским показаниям, лечащим врачом.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено 31.05.2023.

Судья                                    Л.П. Мальцева

Копия верна

Судья:_____________________

(Л.П. Мальцева)

Секретарь судебного заседания

_______________(Соловьева А.П.)

«____»_____________2023 г.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2023-001750-53

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело № 2-2556/2023 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска

2-2556/2023 ~ М-1452/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крюков Владимир Юрьевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Хабаровского края
Другие
КГБУЗ "РБ" района им. Лазо
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Мальцева Лилия Полиектовна
Дело на странице суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Подготовка дела (собеседование)
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Дело оформлено
25.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее