Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-663/2023 ~ М-573/2023 от 18.07.2023

Дело № 2-663/2023

УИД 59RS0042-01-2023-00831-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года                         город Чернушка    

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Дьяковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Латиповой А.А.,

с участием помощника прокурора Михайлова Д.В.,

представителя ответчика ООО «Штурман Плюс» Трушникова А.П., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к ООО «Штурман Плюс» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с иском к ООО «Штурман Плюс» о возложении обязанностей. Уточненные исковые требования мотивированы тем, что в июне 2022 года прокуратурой Чернушинского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере экологии, в соответствии с анализом состояния законности проведена выездная проверка деятельности ООО «Штурман плюс» на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Чернушинского городского округа. В ходе проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Штурман-плюс» (далее по тексту –ООО «Штурман-Плюс») имеет в собственности промышленную площадку, расположенную по адресу: г. Чернушка, ул. Пермдорстрой., д. 1а, на которой имеется автостоянка грузового автотранспорта, объекты для хранения и ремонта специализированной техники, шиномонтажную мастерскую, АЗС (расположена вблизи данной промышленной площадки по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. Автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3), установки по обработке деталей автомобиля, станки и др. При хозяйственной деятельности на указанном объекте осуществляется в том числе негативное воздействие на атмосферный воздух. По результатам проверки, на промышленной площадки ООО «Штурман-Плюс» по адресу: г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а также на автозаправочной станции по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. Автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3, установлены следующие нарушения: ООО «Штурман-плюс» осуществляет эксплуатацию источников выбросов в отсутствие проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно имеет АЗС, шиномонтажную мастерскую, установки по обработке деталей автомобиля, станки и др.; не представило в уполномоченный орган государственной власти заявку о постановке на государственный учет промышленной площадки по адресу: г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а также автозаправочную станцию по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3, как объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; на территории шиномонтажной мастерской хранятся использованные автомобильные шины в нарушение требований хранения отходов производства, а именно: отходы хранятся на открытом воздухе в отсутствие защиты от атмосферных осадков. Кроме того, контейнерная площадка оборудована с нарушением установленных требований, а именно: отсутствуют крышки на контейнерных баках и ограждения контейнерной площадки; отсутствует отчетность форма 2-ТП (отходы); учет движения отходов производства и потребления не осуществляет, журнал учета отходов, оформленный в соответствии с требованиями, отсутствует. По результатам проверки директору ООО «Штурман-плюс» 17.06.2022 года внесено представление об устранении выявленных нарушений. 11.07.2022 года согласно ответу, представление рассмотрено и удовлетворено. При этом, нарушения до настоящего времени не устранены. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают права граждан на защиту жизни, здоровья, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду, создается угроза причинения вреда окружающей среде. Истец просит суд обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а также на автозаправочной станции, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3; направить в уполномоченный орган заявку о постановке на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – территорию промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а также автозаправочную станцию, расположенную по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3; устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а именно: ликвидировать на территории шиномонтажной мастерской ООО «Штурман плюс» автомобильные шины; разработать и подать отчет 2ТП (отходы) в уведомительном порядке за 2022 год; организовать учет образующихся и переданных отходов.

Представитель истца помощник прокурора Михайлов Д.В. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, настаивал на удовлетворении уточненного иска.

Представитель ответчика ООО «Штурман плюс» Трушников А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федерального закона № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 года № 871, в соответствии с которым инвентаризация выбросов проводится всеми юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона №7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему.

Частями 1, 2, 6 статьи 69.2 Федерального закона №7-ФЗ, установлено что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. При этом данные сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии) установлены критерии отнесения объекта к соответствующей категории. Наличие на объекте стационарных источников выбросов является признаком объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 51 Федерального Закона РФ № 7-ФЗ, предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 1 Федерального закона РФ № 89-ФЗ определено, что накопление отходов производится на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу ст. 13.4 Федерального закона РФ № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденным Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее – СанПиН), временное складирование отходов производства допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках, согласно п. 3.7. СанПиН площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена форма 2-ТП (отходы) с указаниями по ее заполнению.

В соответствии с приложением к Приказу № 627, отчетность представляется юридическими и физическими лицами, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 14 Федерального закона 1998 №89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности в соответствии с порядком паспортизации, утвержденного Постановление Правительства РФ 08.12.2020 № 1026 и Федеральным классификационным каталогом отходов от 22.05.2017 № 242.

В силу ч. 1 статьи 19 Федерального закона РФ № 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Учет движения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 года № 1028 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Судом установлено:

Собственником, территории промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д.1а, а также автозаправочной станции, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3 значится <ФИО>3, что подтверждается выписками из ЕГРН.

На основании выписки из ЕГРЮЛ <ФИО>3 является директором ООО «Штурман плюс» (л.д. 16-28).

В июне 2022 года прокуратурой Чернушинского района была проведена проверка деятельности ООО «Штурман плюс» в ходе который был выявлен ряд нарушений в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, экологического законодательства, что подтверждается справкой от 09.06.2022 года о результатах проведенной проверки (л.д. 40-51).

17.06.2022 года прокуратурой Чернушинского района в адрес директора ООО «Штурман плюс» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха (л.д.52-58).

11.07.2022 года представление ООО «Штурман плюс» рассмотрено. Доводы, указанные в представлении признаны обоснованными (л.д.59).

27.06.2023 года прокуратурой Чернушинского района в адрес директора ООО «Штурман плюс» направлено требование об устранении нарушений в срок до 04.07.2023 года (л.д.61).

04.07.2023 года прокуратурой Чернушинского района, проведена проверка, установлено, что ранее выявленные нарушения в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления на момент проверки не устранены.

Согласно отзыв на исковое заявление ООО «Штурман плюс» от 21.07.2023 года между ответчиком и АНО ДПО "Центр экологического образования" заключен договор <№> на оказание образовательных услуг и в период с 14 по 16 августа 2023 года директор предприятия прошел обучение по программе "обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общественных систем управления". Приказ о назначении за организацию природоохранной деятельности, по обращению с отходами производства потребления за номером 42 издан 17.08.2023 года. Между ответчиком и ООО "Центра экологической информации" 03.08.2023 года заключен договор <№> разработке раздела инвентаризации и проекта нормативов допустимых выбросов при согласовании в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае, в Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, составление плана мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях и согласование в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. Срок выполнения работ 4 месяца. Заявка о постановке на государственный учет в качестве объектов, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АЗС и территорию промышленной площадки возможна только после проведении инвентаризации и согласовании плана мероприятий.

Доказательств устранения недостатков в полном объеме, указанных в справке ответчиком не предоставлено, в своем отзыве, ответчик подтверждает наличие нарушений.

Поскольку установленные нарушения в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления по результатам проведенных в июне 2022 года и июле 2023 года проверок являются существенными, указанными обстоятельствами нарушаются требования законодательства, в частности создается угроза причинения вреда окружающей среде, в настоящее время фактически требования не исполнены, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора.

В силу ст.206 ГПК РФ, исходя из того, что требования законодательства в сфере окружающей среды являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности граждан, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, суд считает необходимым установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить.

Обязать ООО «Штурман плюс» ИНН 5957017762 ОГРН 1155958085447 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а также на автозаправочной станции, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3.

Обязать ООО «Штурман плюс» ИНН 5957017762 ОГРН 1155958085447 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган заявку о постановке на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – территорию промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а также автозаправочную станцию, расположенную по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, тер. автодороги Обход г. Чернушки, км. 0-ой, з/у 3.

Обязать ООО «Штурман плюс» ИНН 5957017762 ОГРН 1155958085447 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по устранению нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: Пермский край, Чернушинский городской округ, г. Чернушка, ул. Пермдорстрой, д. 1а, а именно:

- ликвидировать на территории шиномонтажной мастерской ООО «Штурман плюс» автомобильные шины;

- разработать и подать отчет 2ТП (отходы) в уведомительном порядке за 2022 год;

- организовать учет образующихся и переданных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении одного месяца со дня принятия в окончательной форме 24.08.2023 года.

Судья подпись Н.В. Дьякова

Решение не вступило в законную силу

Подлинный документ подшит в деле № 2-663/2023

УИД 59RS0042-01-2023-000831-31

Дело находится в производстве

Чернушинского районного суда Пермского края

2-663/2023 ~ М-573/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Чернушинского района Пермского края
Ответчики
ООО "Штурман плюс"
Другие
Трушников Андрей Петрович
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Дьякова Наталия Владимировна
Дело на сайте суда
chernush--perm.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
20.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Дело оформлено
26.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее