Дело № 2-1021/2024
УИД № 59RS0035-01-2024-001014-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой С.А.,
с участием старшего помощника Соликамского городского прокурора Нехорошевой Ж.В.,
представителя ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний»; третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний Мосягиной К.Ю., действовавшей по доверенностям,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Пермскому краю Романюка А.В., действовавшего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний» о возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФКУЗ МСЧ № 59) о возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Требования обосновал тем, что в результате прокурорской проверки в больнице № 4, являющейся филиалом ФКУЗ МСЧ № 59, расположенной по адресу: <...>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, заключавшиеся в следующем:
декларация пожарной безопасности от 29 апреля 2010 года № составлена не собственником объекта защиты или лицом, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое); фактически декларация разработана начальником пожарной части ведомственной пожарной охраны; в декларации имеются ссылки на недействующие нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности; заявление и форма декларации не соответствуют приложениям № и 2 п.14 приказа от 16 марта 2020 года № «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности»;
в здании больницы коридор 1 этажа (помещение 22 по паспорту БТИ) более 60 м не разделен несгораемой перегородкой, по факту длина коридора составляет 67,84 м;
стропила и обрешетки чердачных покрытий здания не подвергнуты огнезащитной обработке (не предоставлены подтверждающие документы по огнезащитной обработке) в соответствии с п.1.8 СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы;
руководитель организации не обеспечил не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытания пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний;
руководитель организации не обеспечил в соответствии с инструкцией завода-изготовителя проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре;
руководитель организации не обеспечил проведение работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год.
Отмеченные нарушения были выявлены в 2019 году, до настоящего времени не устранены, объект с массовым пребыванием людей эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц, находящихся временно или постоянно в здании ФКУЗ МСЧ № 59.
В судебном заседании старший помощник Соликамского городского прокурора Нехорошева Ж.В. на доводах и требованиях искового заявления настаивала.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ № 59 и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее ГУФСИН по Пермскому краю), Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России) Мосягина К.Ю. с иском не согласилась, пояснила, что медицинское снабжение филиалов ФКУЗ МСЧ № 59 осуществляется в рамках выделенных лимитов денежных обязательств. Денежные средства на выполнение мероприятий по пожарной безопасности до ФКУЗ МСЧ № 59 не доводятся по причине отсутствия статьи финансирования, в связи с чем в ГУФСИН России по Пермскому краю направлялись письма об оказании содействия в устранении нарушении требований пожарной безопасности. Для выполнения работ по разделению коридора 1 этажа несгораемой перегородкой между ФКУЗ МСЧ № 59 и <данные изъяты>» заключен государственный контракт на выполнение капитального ремонта филиала «Больница № 4». В настоящее время перегородка возведена, остальные мероприятия будут проведены после доведения ГУФСИН России по Пермскому краю лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Удовлетворить требования прокурора в установленный в исковом заявлении срок невозможно. На 2024 год лимиты бюджетных обязательств доведены, устранение нарушений требует определенного времени и получения дополнительных финансовых средств, реальным сроком устранения нарушений является 30 июня 20206 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Пермскому краю Романюк А.В. требования прокурора поддержал, пояснив, что юридическое лицо имело достаточно времени для устранения нарушений требований пожарной безопасности, однако их не устранило.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплены положения о том, что руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:
собственники имущества;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в помещении больницы № 4 ФКУЗ МСЧ № 59 проведены проверки по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности.
По результатам проведенных проверок выдано предписание об устранении нарушений до 31 мая 2021 года.
22 июля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой контролируемому лицу выдано предписание об устранении нарушений до 28 февраля 2023 года. Впоследствии срок исполнения предписания продлен до 30 мая 2023 года, часть пунктов предписания осталась невыполненной.
По состоянию на дату рассмотрения настоящего гражданского дела, т.е. на 23 апреля 2024 года, ответчиком не устранены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
не разделен коридор первого этажа (помещение 22 по паспорту БТИ) несгораемой перегородкой в соответствии с требованиями п.3.24 СНиП 2.08.02-85 Общественные здания и сооружения;
не подвергнуты огнезащитной обработке стропила и обрешетки чердачных покрытий здания в соответствии с п.1.8 СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы;
не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением протокола испытаний в соответствии с пп.«б» п.17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479;
не проведены согласно инструкции завода-изготовителя проверка устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре в соответствии с п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479;
не проведены работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением акта в соответствии с п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
С учетом особенностей финансирования бюджетного учреждения, распределения для этих целей бюджетных денежных средств, а также длительности неисполнения выявленных нарушений суд считает необходимым в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для устранения нарушений по 30 июня 2025 года включительно. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом характера нарушений требований пожарной безопасности и той угрозы, которая сохраняется для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, пребывающих в учреждении ответчика.
В случае невозможности исполнения судебного решения по объективным, не зависящим от воли ответчика обстоятельствам, данное лицо вправе в порядке ст.203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Возложить на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федеральной службы исполнения наказаний» обязанность в срок по 30 июня 2025 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании больницы № 4 по адресу: <...>, а именно:
разделить коридор первого этажа (помещение 22 согласно паспорта БТИ) несгораемой перегородкой в соответствии с требованиями п.3.24 СНиП 2.08.02-85 Общественные здания и сооружения;
подвергнуть огнезащитной обработке стропила и обрешетки чердачных покрытий здания в соответствии с п.1.8 СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы;
провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц с составлением протокола испытаний в соответствии с пп.«б» п.17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479;
провести согласно инструкции завода-изготовителя проверку устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре в соответствии с п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479;
провести работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением акта в соответствии с п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Н.Б.Пирогова
Решение в окончательной форме принято 23 мая 2024 года.