Дело № 2-707/2024
23RS0008-01-2024-000374-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2024 года город Белореченск
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Черепов Р.В., с участием помощника Белореченского межрайонного прокурора Онищенко Н.А.,
представителей ответчиков: МБДОУ СОШ №4 им. М.А. Маренкова Д/С г. Белореченска МО Белореченский район – Сторожева В.Н., администрации МО Белореченский район – Какаевой О.И.,
представителей третьих лиц: Управления образованием администрации МО Белореченский район - Смородиной Т.В., ОВО по Белореченскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» - Ткачева Д.С.,
при секретаре Лицуковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска МО Белореченский район, администрации МО Белореченский район, третьи лица Управление образованием администрации МО Белореченский район, ОВО по Белореченскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» об обязании,
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и МБОУ СОШ № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район обеспечить оборудование системой охранной сигнализации здания МБОУ СОШ № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район, расположенного по <адрес> в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор пояснил, что в соответствии с п. 1, п. 7 ст. 2, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействию терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) указанной категории. В соответствии с п. 6, п. 14 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Результаты оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории). Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения, обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Установлено, что зданию (территории) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район, расположенному по <адрес> присвоена 3 категория опасности. До настоящего времени мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательной организации, выполнены не в полном объеме, вопреки требованиям п. 25 «а» Требований система охранной сигнализации не установлена. Здание МБОУ СОШII № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район относится к объектам возможного террористического посягательства, на котором, в силу нахождения большого количества людей, в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, нарушения общественной безопасности, иного устрашения населения. Ответственными должностными лицами МБОУ СОШ № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район не в полной мере приняты меры по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности здания (территории) образовательной организации, что представляет собой потенциальную угрозу и снижает общую антитеррористическую устойчивость данного объекта возможного террористического посягательства, что является недопустимым. В соответствии с п. 1, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, его утверждение, исполнение и осуществление контроля за исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждений осуществляется в виде субсидий из районного бюджета. Учитывая вышеизложенное, финансирование мероприятий по выполнению требований законодательства в сфере противодействия терроризму, об образовании в части финансирования работ по устранению нарушений требований в сфере противодействия терроризму отнесено к полномочиям администрации муниципального образования Белореченский район. Непринятие в полном объеме мер, направленных на обеспечение требований законодательства в сфере противодействия терроризму в муниципальных учреждениях, создают предпосылки для угрозы жизни и здоровью обучающихся, свидетельствует о неисполнении в полном объеме администрацией муниципального образования Белореченский район вопросов местного значения в сфере образования, а также не способствует созданию безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.
Представитель ответчика администрации МО Белореченский район в судебном заседании пояснила, то Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации: устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации постановлением от 02.08.2019 г. № 1006 (ред. от 05.03.2022) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утвердило требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. В соответствии с п. 5 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях), а раздел IV данного постановления определяет контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций. Согласно пп. «а» п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации. Вместе с тем, выявленные нарушения, такие как: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации требуют значительных финансовых затрат. С целью исполнения вышеуказанного требования и определения суммы для проведения ремонтных работ МКУ «Служба заказчика» по заявке руководителя МБОУ СОШ 4 подготовлен локальный сметный расчет (смета). Согласно указанным расчетам сумма, необходимая для устранения выявленного нарушения, составляет 2 405,9 тыс. рублей. В целях устранения нарушения, указанного в исковом заявлении, разработан график выполнения мероприятий, утвержденный главой муниципального образования Белореченский район Сидоренко С.В. и согласованный начальником финансового управления администрации муниципального образования Белореченский район Грековым Е.В. Бюджет муниципального образования Белореченский район на 2024 год принят. Решением Совета муниципального образования Белореченский район от 14 декабря 2023 года № 22 «О бюджете муниципального образования <адрес> на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утверждены: общий объем доходов в сумме 3 479 117 500,00 рублей; общий объем расходов в сумме 3 479 117 500,00 рублей. Источники для дополнительного финансирования в размере 2 405,9 тыс. рублей отсутствуют. В соответствии с 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в п. 1.7 определено, что проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается.
Представитель ответчика МБОУ СОШ №4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска в судебном заседании требования прокурора признал, просит продлить сроки исполнения.
Представитель третьего лица Управления образованием администрации МО Белореченский район в судебном заседании пояснила, в соответствии со ст. 162 и п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. В целях обеспечения антитеррористической защищенности и определения суммы для проведения монтажных работ системы охранно-пожарной сигнализации МКУ «Служба заказчика» по заявке руководителя МБОУ СОШ 4 подготовлен локальный сметный расчет (смета). Согласно указанным расчетам сумма, необходимая для обеспечение антитеррористической защищенности МБОУ СОШ 4, составила 2 405,9 рублей. В связи с необходимостью проведения в образовательной организации работ, требующих значительных финансовых затрат, устранить имеющееся нарушение антитеррористической защищенности в короткие сроки не представляется возможным. В целях устранения нарушения указанного в исковом заявлении, разработан график выполнения мероприятий по оборудованию здания образовательной организации системой охранной сигнализации утвержденный главой муниципального образования Белореченский район и согласованный с начальником финансового управления администрации муниципального образования Белореченский район. Оборудование здания образовательной организации системой охранной сигнализации возможно с учетом осуществления образовательного процесса, проведения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации в сроки, предусмотренные графиком выполнения мероприятий по устранению нарушений в МБОУ СОШ 4, а именно до 30 декабря 2024 года.
Представитель третьего лица ОВО по Белореченскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» в судебном заседании поддержал вышеизложенное представителями ответчиков, указав, что здание МБОУ СОШ №4 им. М.А. Маренкова <адрес> не оборудовано системой освещения и видеонаблюдения. При вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Заслушав представителей ответчиков, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56, ст. 60 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, при этом обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с п. 1, п. 7 ст. 2, Федерального закона от 06.03.2006 №-ФЭ «О противодействию терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) указанной категории.
В соответствии с п. 6, п. 14 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Результаты оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер. направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения, обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Установлено, что зданию (территории) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район, расположенному по адресу: <адрес>,
<адрес> присвоена 3 категория опасности.
Как показала проверка, до настоящего времени мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательной организации, выполнены не в полном объеме, вопреки требованиям п. 25 «а» Требований система охранной сигнализации не установлена.
Здание МБОУ СОШI № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район относится к объектам возможного террористического посягательства, на котором, в силу нахождения большого количества людей, в результате взрыва, поджога или иных действий создается опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, нарушения общественной безопасности, иного устрашения населения.
Таким образом, ответственными должностными лицами МБОУ СОШ № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район не в полной мере приняты меры по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности здания (территории) образовательной организации, что представляет собой потенциальную угрозу и снижает общую антитеррористическую устойчивость данного объекта возможного террористического посягательства, что является недопустимым.
В соответствии с п. 1, п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, его утверждение, исполнение и осуществление контроля за исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждений осуществляется в виде субсидий из районного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, финансирование мероприятий по выполнению требований законодательства в сфере противодействия терроризму, об образовании в части финансирования работ по устранению нарушений требований в сфере противодействия терроризму отнесено к полномочиям администрации муниципального образования Белореченский район.
Непринятие в полном объеме мер, направленных на обеспечение требований законодательства в сфере противодействия терроризму в муниципальных учреждениях, создают предпосылки для угрозы жизни и здоровью обучающихся, свидетельствует о неисполнении в полном объеме администрацией муниципального образования Белореченский район вопросов местного значения в сфере образования, а также не способствует созданию безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах, заявленные требования истца, изложенные в исковом заявлении, суд находит аргументированными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ №4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска МО Белореченский район, администрации МО Белореченский район, третьи лица Управление образованием администрации МО Белореченский район, ОВО по Белореченскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю» об обязании, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Белореченский район и МБОУ СОШ № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район обеспечить оборудование системой охранной сигнализации здания МБОУ СОШ № 4 им. М.А. Маренкова г. Белореченска муниципального образования Белореченский район, расположенного по адресу <адрес> в срок до 31 декабря 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 04 марта 2024 года.
Судья Р.В. Черепов