Дело № 5-199/2023
УИД № 59RS0040-01-2023-002329-08
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 ноября 2023 года город <адрес>
Судья <адрес> городского суда Пермского края Набока Е.А.,
с участием защитников по доверенности Овсянниковой Л.А., Батуева Н.М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя (ИП) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, ОГРНИП №, ИНН №,
установил:
21 октября 2023 года с 09:00 до 12:05 часов, 22 октября 2023 года с 12:30 до 17:05 часов ИП Сергеева С.А. при осуществлении деятельности по организации и обеспечению общественного питания учащихся в столовой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» (МБОУ «СОШ №») по адресу: <адрес>, допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, нарушив требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) и СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20), а именно:
1) допустила нарушение поточности технологических процессов: электросковорода для приготовления готовых блюд установлена при в ходе в доготовочный цех рядом с овощерезкой для сырых овощей, что не исключает встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции и не соответствует требованиям п.2.5., п.2.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.2.3.3. СП 2.4.3648-20,
2) не оснастила пищеблок исправными техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическим оборудованием), обеспечивающими условия изготовления пищевой продукции, согласно технологическим картам, разработанным и утвержденным руководителем организации, способными поддерживать определенный температурный режим, а именно: на момент обследования у пекарского шкафа не исправно температурное рыле и световые индикаторы, у электросковороды температурное рыле отсутствует, в связи с этим не осуществляется контроль теплового режима приготовления готовых блюд в пекарском шкафу и электросковороде, что не соответствует требованиям п.2.8., п.2.9. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.2.4.6.2.СП 2.4.3648-20,
3) допустила использование для приготовления готовых блюд кухонной посуды из алюминия (частично), имеющиеся крышки для кухонной посуды (бачков) деформированы (частично), что не соответствует требованиям п.2.4.6.2. СП 2.4.3648-20,
4) допустила для использования кухонный инвентарь, для раздачи и порционирования блюд (половники, соусники в количестве 4 шт.) без мерной метки объема в литрах или миллилитрах, что не соответствует требованиям п.2.4.6.2. СП 2.4.3648-20,
5) допустила фактическую работу пищеблока на сырых, немытых, грязных овощах: на момент обследования в складском помещении имеется не обработанный лук репчатый (в упаковке поставщика - сетке), что не соответствует требованиям п.2.4.6.1. СП 2.4.3648-20, т.к. набор помещений пищеблока позволяет осуществлять работу только на полуфабрикатах, в т.ч. мытых, очищенных овощах (ввиду отсутствия овощного склада, цеха первичной обработки овощей, цеха вторичной обработки овощей),
6) для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) и с целью исполнения принципов ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points - система менеджмента безопасности пищевой продукции) не организовала проведение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции, а именно: в журнал бракеража готовой продукции не внесены данные бракеража готовых блюд обеда учащихся второй смены, данные бракеража второй партии готовых блюд для учащихся 1 смены за 18, 19, 20 октября 2023 года, что не соответствует требованиям п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.2, пп.6, пп.11, п.3, ст.10, глава 3 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,
7) сотрудниками не оставлены суточные пробы готовых блюд за 19 и 20 октября 2023 года, а именно: - завтрака: для детей с ОВЗ, по меню 19 октября 2023 года каша молочная дружба с маслом, чай с сахаром, булочка с маслом, по бракеражному журналу готовой продукции каша молочная дружба с маслом, чай с сахаром, булочка с маслом; по меню 20 октября 2023 года манник с повидлом, чай с сахаром, по бракеражному журналу готовой продукции манник с повидлом, чай с сахаром; от второй партии для питания учащихся в 1 смену, по меню 19 октября 2023 года жаркое по-домашнему с филе куриным, кофейный напиток с молоком, по бракеражному журналу готовой продукции жаркое по-домашнему с филе куриным, кофейный напиток с молоком, овощи свежие (огурцы); по меню 20 октября 2023 года овощи свежие, каша пшенная, рулет мясной с яйцом, чай с сахаром и лимоном, по бракеражному журналу готовой продукции каша гречневая рассыпчатая (представлен акт замены от 20 октября 2023 года), рулет мясной с яйцом, чай с сахаром и лимоном; - обеда для учащихся 2 смены, по меню 19 октября 2023 года огурец свежий, жаркое по-домашнему с филе куриным, кофейный напиток с молоком, в бракеражном журнале готовой продукции отсутствуют сведения; по меню 20 октября 2023 года свекольник со сметаной, каша пшенная, рулет мясной с яйцом, чай с сахаром и лимоном, в бракеражном журнале готовой продукции отсутствуют сведения, что не соответствует требованиям п. 8.1.10. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (при нормировании - в целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоках должна отбираться суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции),
8) допустила к работе сотрудников не прошедших иммунизацию, у сотрудника пищеблока не соблюдается кратность прохождения ревакцинации против дифтерии и столбняка, последняя иммунизация вакциной АДСМ у ФИО3 18 июня 2013 года (при норме - ревакцинации против дифтерии и столбняка проводится 1 раз в 10 лет), что не соответствует требованиям ч.1 ст.9. Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановления Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», п.1.5. СП 2.4.3648-20, п.2965, п.4155 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», Приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 года № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок»,
9) для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) и с целью исполнения принципов ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points - система менеджмента безопасности пищевой продукции) не организовала проведение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции, а именно: не в полном объеме в журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции вносятся сведения, а именно, в журнале отсутствует информация о следующей продукции: согласно накладной № ЛГ 261508 от 18 октября 2023 года на пищеблок поступил сыр «Голландский» в количестве 13,28 кг (на момент обследований на остатке 7,5 кг) изготовитель ООО «Юговской комбинат молочных продуктов», юридический адрес: Россия, Пермский край, <адрес> производства Россия, <адрес>, МО Пермский, п.Юг, тер.Юкмп, тракт Осинский, зд.3; накладной № ЛГ261956 от 20 октября 2023 года поступила 15% сметана производство ООО Маслозавод «Нытвинский» в количестве 20 шт. по 0,250 кг (все на остатке) производство по адресу: Россия, <адрес>; накладной № ЛГ260666 от 16 октября 2023 года поступило масло сливочное «Крестьянское» изготовитель АО «МИЛКОМ» в количестве 48 шт. по 0,175 кг (на остатке все) юридический адрес: 426039, Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, адрес производства: 427580, РФ, Удмуртская Республика, <адрес>, производственная площадка «Кезский сырзавод»; накладной № ЛГ261297 от 18 октября 2023 года поступило молоко питьевой жирностью 2,5% производство ООО Маслозавод «<адрес>» в количестве 40 шт. по 1 литру (на остатке 10 шт.) производство по адресу: Россия, <адрес>; накладной № ЛГ261956 от 20 октября 2023 года поступило молоко питьевой жирностью 2,5% производство ООО Маслозавод «Нытвинский» в количестве 40 шт. по 1 литру (на остатке все) производство по адресу: Россия, Пермский край, <адрес>, что не соответствует требованиям п.2.1. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.2, пп. 6, пп. 11, п. 3, ст. 10, глава 3 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»,
10) в моечной столовой и кухонной посуды в зоне размещения посудомоечной машины, являющейся источником выделения влаги, отсутствует локальная вытяжная система вентиляции, присоединенная к системе вытяжной вентиляции производственных помещений, что не соответствует требованиям п.2.13. СанПиН 25/2.4.3590-20, п.2.7.4.СП 2.4.3648-20,
11) допустила для использования, посуду с дефектами: в наличии столовая посуда с дефектами и механическими повреждениями (сколами), что не соответствует требованиям п.2.4.6.2. СП 2.4.3648-20,
12) допустила работу пищеблока на замороженном сырье: на пищеблоке на дефростации находится замороженное сырьё «Полуфабрикат из мяса птицы (цыпленок-бройлер) натуральный кусковой бескостный замороженный филе», дата выработки 30 сентября 2023 года изготовитель АО «<адрес>», что не соответствует требованиям п.2.3. СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.16, ч.1.3., раздел 1, глава II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299,
13) не обеспечивала надлежащее оборудование системы канализации: система канализации от моечных ванн с маркировками «ОС», «МС/РС», «2 обр. овощ, и охл. 3 блюд», все моечные ванны в моечной кухонной и столовой посуды оборудована в отступлении требований к общественным зданиям и сооружениям в части водоотведения согласно законодательству и не исключает риск загрязнения пищевой продукции и посуды, а именно: не предусмотрено присоединение с разрывом струи не менее 20 мм от верха приемной воронки, что не соответствует требованиям п.2.15., п.2.6.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20,
14) при проведении сравнительного анализа объяснительных сотрудников пищеблока и технологических карт выявлены нарушения технологического процесса приготовления готовых блюд, а именно: - согласно объяснительных повара ФИО3 при приготовлении гуляша мясного 18 октября 2023 года после закладки мяса время тушения составило 30 минут, согласно технологической карте 327 единого сборника технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий Пермь 2021г. после закладки мяса необходимо тушить около 1 часа; 20 октября 2023 года согласно объяснений изменила технологию приготовления рулета мясного с яйцом - изделие формируется порционно в виде рулетика, и проводится термическая обработка 20-30 минут при температуре 180°С, согласно технико-технологической карте № 2 утвержденной ИП Сергеевой С.А. формируется рулет, затем припускают на противне 40-45 минут, готовый рулет разрезают на куски; - согласно объяснительной повара Калупаевой М.С. при обработке свежих овощей (огурец) ДД.ММ.ГГГГ после выдерживания в подкисленной воде огурец промывается проточной водой, согласно технологической карте 148 единого сборника технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий Пермь 2021 г. после промывки в подкисленной воде огурец необходимо ошпаривать, что не соответствует требованиям п.2.8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст. ст. 8, 11 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В пункте 1 ст. 17 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебное заседание должностное лицо и лицо, привлекаемое к административной ответственности, не явились, извещены надлежаще.
Защитники ФИО5, ФИО6 пояснили, что замечания административного органа, указанные в протоколе об административном правонарушении и в протоколе о временном запрете деятельности, устранены в полном объеме, о чем представили соответствующие документы. Просят учесть, что допущенные нарушения не повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, не повлекло существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям, правонарушение совершено ИП Сергеевой С.А. впервые, и применить минимальную меру административного воздействия, исключающую приостановку деятельности.
В ходе рассмотрения дела начальником ЮТО Управления Роспортербнадзора по <адрес> предоставлено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических обследований, санитарно-эпидемиологических и гигиенических оценок от 2 ноября 2023 года на предмет устранения/не устранения пунктов нарушений, перечисленных в предписании ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы (обследования, расследования, исследований, испытаний, токсикологической, гигиенической и иных видов оценок) № 860 от 31 октября 2023 года, согласно которому пункты нарушений п. 1, п. 2, п. 5, п. 14 устранены не в полном объеме, п. 6, п. 7, п. 12 оценить невозможно, ввиду того, что образовательный процесс и организация питания в МБОУ «СОШ №» не ведется. Иные выявленные нарушения устранены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что факт совершения ИП Сергеевой С.А. вышеуказанного административного правонарушения и ее вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, протоколом о временном запрете деятельности от 23 октября 2023 года с указанием выявленных нарушений; протоколом № 2026 об административном правонарушении с указанием существа допущенного правонарушения; выпиской из ЕГРН на ИП Сергееву С.А.; сообщением главного врача ЮФ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» о поступлении из ГБУЗ ПК ПССМП филиал по <адрес> информации, что ДД.ММ.ГГГГ за медицинской помощью обратилось 13 детей из МБОУ «СОШ №» <адрес>; протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования №-ЮФ от 23 октября 2023 года, по выводам которого в МБОУ «СОШ №» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства; фототаблицей, являющейся приложением к акту проверки; объяснительными сотрудников столовой МБОУ «СОШ №».
Перечисленные доказательства оформлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения.
Нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Представленный фотоматериал фиксирует выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, является документальным доказательством по делу.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных санитарно-эпидемиологических требований, которые предъявляются к организации питания населения; объектом таких правонарушений выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
ИП Сергеева С.А., осуществляющая свою предпринимательскую деятельность по организации и обеспечению общественного питания учащихся в столовой МБОУ «СОШ №», допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, нарушив требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и СП 2.4.3648-20, вследствие чего нарушается право детей на безопасное питание и создается угроза их здоровью.
Статьей 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Сергеева С.А., являясь индивидуальным предпринимателем, обязана осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения ею юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
Наличие выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований ИП Сергеевой С.А. не оспаривалось.
С учетом установленных обстоятельств, действия ИП Сергеевой С.А. суд квалифицирует по ст. 6.6 КоАП РФ, как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность - признание вины, совершение правонарушения впервые, принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом изложенного, конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что нарушение санитарных требований может привести к негативным последствиям, угрожающим здоровью и жизни в данном случае несовершеннолетних детей, суд полагает, что для достижения целей и задач административного судопроизводства следует назначить административное наказание в виде приостановление деятельности, определяя его срок с учетом установленных данных и принятых ИП Сергеевой С.А. мер по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно материалам дела 23 октября 2023 года с 17:00 часов в отношении ИП Сергеевой С.А. применен временный запрет деятельности. В соответствии с ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 5 ст. 32.12 КоАП РФ, по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным ч. 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ИП ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по оказанию услуг общественного питания учащихся в столовой МБОУ «СОШ №» по адресу: <адрес>, на срок 10 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности.
В срок административного приостановления деятельности зачесть срок временного запрета деятельности с 17:00 часов 23 октября 2023 года.
В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление в течение 10 суток со дня получения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через <адрес> городской суд.
Судья Е.А. Набока