57RS0024-01-2023-000683-24
Дело № 2-902/2023
Решение
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 года город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
при секретаре Квасовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
по иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, Рязанцева Ивана Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» (далее ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2») о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указало, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступили обращения ФИО8, ФИО9 на неудовлетворительные условия проживания, в связи с повышенным уровнем шума в системе отопления жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В рамках рассмотрения обращения ФИО8 по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом аккредитованной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» были произведены измерения уровня шума в квартирах <адрес>.
По результатам проведенных 22.02.2023 с 23:08 до 00:11 23.02.2023 инструментальных исследований в трех точках жилой комнаты <адрес> было установлено, что:
-эквивалентный уровень звука LАэкв. превышает допустимый уровень на 4 дБА, максимальный уровень звука LАмакс. превышает допустимый уровень на 1 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
По результатам проведенных 06.03.2023 с 23:07 до 00:45 07.03.2023 инструментальных исследований в трех точках жилой комнаты <адрес> было установлено, что:
-эквивалентный уровень звука LАэкв. превышает допустимый уровень на 7 дБА, максимальный уровень звука LАмакс. превышает допустимый уровеньна 2 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В рамках рассмотрения обращения ФИО9 по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом аккредитованной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» были произведены измерения уровня шума в <адрес>.
По результатам проведенных 07.03.2023 с 00:53 до 02:38 инструментальных исследований в трех точках жилой комнаты <адрес> было установлено, что:
-эквивалентный уровень звука LАэкв. превышает допустимый уровень на 18 дБА. максимальный уровень звука LАмакс. превышает допустимый уровень на 13 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
На основании результатов инструментальных исследований экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» был сделан вывод о том, что данные показатели не соответствуют нормативам, указанным в подпункте 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2,3685-21).
Основным источником шума в квартирах №, № <адрес> является работающее инженерно-технологическое оборудование котельной, размещенной на верхнем техническом этаже жилого дома.
Вышеизложенное подтверждается экспертными заключениями по гигиенической оценке результатов инструментальных исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ, № № а также протоколами инструментальных измерений от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №ш, от ДД.ММ.ГГГГ №ш, выданных филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».
Воздействие повышенного уровня шума, обладающего аккумулятивным эффектом, негативно влияет на здоровье человека, оказывая вредное влияние на нервно-психическую деятельность, вызывает расстройство сердечнососудистой системы, в том числе, снижение слуховой чувствительности, повышение артериального давления, нарастание беспокойства и общее ухудшение состояния нервной системы. В связи с чем, необходимо в кратчайшие сроки привести уровень повышенного шума от работы инженерно-технологического оборудования котельной верхнего технического этажа многоквартирного дома по адресу: <адрес> до допустимых показателей, установленных СанПиН 1.2.3685-21.
Организацией, осуществляющей управление многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> является ООО «Орелжилэксплуатация».
Застройщиком многоквартирного дома по адресу: <адрес> является ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2».
Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию 13.01.2022, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области.
На момент проведения замеров уровня шума в квартирах жителей дома, предусмотренный законом трехгодичный гарантийный срок на установленное застройщиком ООО «СЗ «Орелстрой-2» технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав переданного участникам долевого строительства объекта долевого строительства, не истек.
Полагает, что поскольку ООО «СЗ «Орелстрой-2» является застройщиком дома по адресу: <адрес>, выявленные недостатки в виде превышения уровня звукового давления при работе инженерного оборудования крышной котельной были допущены в течение гарантийного срока, ответственность по устранению данных недостатков должна быть возложена на застройщика - ООО «СЗ «Орелстрой-2».
Просит обязать ООО «СЗ «Орелстрой-2» выполнить мероприятия по снижению повышенного уровня шума в квартирах №, № <адрес> от работы инженерно-технологического оборудования котельной, размещенной на верхнем техническом этаже жилого дома по адресу: <адрес> до гигиенических нормативов, установленных п.130 гл. VIII СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», таблицей 5.35 к п. 100, гл. V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Рязанцев И.С. заявил ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, просил также обязать ООО «СЗ «Орелстрой-2» выполнить мероприятия по снижению повышенного уровня шума в <адрес>.
Определением суда от 07.06.2023 г., принятым в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Рязанцев И.С., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,- Департамент строительства транспорта и жилищно-коммунальной политики.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Орловской области ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании третье лицо Рязанцев И.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что замер шумов производился без присутствия представителя ответчика, в связи с чем они не признают наличие посторонних шумов в системе отопления.
В судебном заседании третье лицо ФИО8 поддержал требования истца.
В судебное заседание представители третьих лиц ООО «Орелжиэксплуатация», Департамента строительства транспорта и жилищно-коммунальной политики, третье лицо ФИО9, извещенные надлежащим образом, не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1, ст. 2, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит принуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих, право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 09.07.2012 № 714 (п.1) Управление Роспотребнадзора по Орловской области является уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ №52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п,130 гл. VIII СанПиН 2.1.3684-21, уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с п, 100 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21) нормируемые параметры шума представлены в таблице 5.35.
В пп. 5 таблицы 5.35 СанПиН 1.2.3685-21, установлены параметры шума для жилых комнат квартир как в дневное время (с 7 до 23 часов), так и в ночное время (с 23 до 7 часов).
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как следует из ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Судом установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступили обращения ФИО8 и ФИО9 на неудовлетворительные условия проживания, в связи с повышенным уровнем шума в системе отопления жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В рамках рассмотрения обращения ФИО8 по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом аккредитованной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» были произведены измерения уровня шума в квартирах №, № <адрес>.
По результатам проведенных 22.02.2023 с 23:08 до 00:11, 23.02.2023 инструментальных исследований в трех точках жилой комнаты <адрес> было установлено, что эквивалентный уровень звука LАэкв. превышает допустимый уровень на 4 дБА, максимальный уровень звука LАмакс. превышает допустимый уровень на 1 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
По результатам проведенных 06.03.2023 с 23:07 до 00:45, 07.03.2023 инструментальных исследований в трех точках жилой комнаты <адрес> было установлено, что эквивалентный уровень звука LАэкв. превышает допустимый уровень на 7 дБА, максимальный уровень звука LАмакс. превышает допустимый уровень на 2 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В рамках рассмотрения обращения ФИО9 по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом аккредитованной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» были произведены измерения уровня шума в <адрес>.
По результатам проведенных 07.03.2023 с 00:53 до 02:38 инструментальных исследований в трех точках жилой комнаты <адрес> было установлено, что эквивалентный уровень звука LАэкв. превышает допустимый уровень на 18 дБА. максимальный уровень звука LАмакс. превышает допустимый уровень на 13 дБА, что не соответствует требованиям подпункта 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно результатов инструментальных исследований экспертом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» был сделан вывод о том, что данные показатели не соответствуют нормативам, указанным в подпункте 5 таблицы 5.35 к пункту 100 главы V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2,3685-21).
Основным источником шума в квартирах №, № <адрес> является работающее инженерно-технологическое оборудование котельной, размещенной на верхнем техническом этаже жилого дома.
Установленные обстоятельства также подтверждаются экспертными заключениями по гигиенической оценке результатов инструментальных исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ, № №, а также протоколами инструментальных измерений от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ №ш, от ДД.ММ.ГГГГ №ш, выданных филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».
Допрошенные в судебном заседании в качестве экспертов ФИО5 и ФИО6 выводы экспертного заключения поддержали в полном объеме, пояснили, что выявленные шумы превышают показатели нормативов, установленные требованиями СанПин. Указали, что согласно технологии проведения замеров шума в помещении при размещении в нем оборудования не должно присутствовать людей во избежание лишних источников шумов.
Также судом установлено, что в <адрес>, собственником которой является Рязанцев И.С., обнаруживаются шумы в системе отопления.
Согласно акта обследования объекта от 03.11.2021 г., на момент осмотра в <адрес> присутствовали «стуки» по стоякам отопления.
14.12.2021 г. Рязанцевым И.С. в адрес ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» была направлена претензия с требования устранить данный дефект.
Согласно ответа ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» от 23.12.2021 г., в результате комиссионных осмотров принято решение об удовлетворении требований Рязанцева И.С. по выявленным в момент осмотров недостатков, в частности, шумов в системе отопления.
Вместе с тем, требования претензии до настоящего времени не удовлетворены.
Таким образом, судом установлены нарушения требований законодательства, установленных п.130 гл. VIII СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», таблицей 5.35 к п. 100, гл. V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Разрешая вопрос о возложении обязанностей по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства на ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2», суд исходит из следующего.
Статьей 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных- услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническомрегулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, помимо прочего, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Организацией, осуществляющей управление многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> является ООО «Орелжилэксплуатация».
Застройщиком многоквартирного дома по адресу: <адрес> является ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2».
Указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию 13.01.2022, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:!) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; 2) соразмерного уменьшения цены договора; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В соответствии с п. 5.1. ст.7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
На момент проведения замеров уровня шума в квартирах жителей дома, предусмотренный законом трехгодичный гарантийный срок на установленное застройщиком ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав переданного участникам долевого строительства объекта долевого строительства, не истек.
Поскольку выявленные недостатки в виде превышения уровня звукового давления при работе инженерного оборудования крышной котельной были допущены в течение гарантийного срока, ответственность по устранению данных недостатков должна быть возложена на застройщика - ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области и Рязанцева И.С. к ООО «Специализированный застройщик «Орелстрой-2».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает разумным и достаточным установление срока для устранения нарушения санитарного законодательства в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 104-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Орелстрой-2» устранить нарушения санитарного законодательства, а именно выполнить мероприятия по снижению повышенного уровня шума в квартирах №, №, № <адрес> от работы инженерно-технологического оборудования котельной, размещенной на верхнем техническом этаже жилого дома по адресу: <адрес> до гигиенических нормативов, установленных п.130 гл. VIII СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», таблицей 5.35 к п. 100, гл. V СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в течении 2 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2023 года.
Судья Н.В. Севостьянова