Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.,
при секретаре Рыковой А.А.,
с участием ответчиков: Андреева В.П., Волнина В.В.,
представителей ответчиков: Пилипенко И.М. - Пилипенко М.И., Калининой Е.А. - Баранова Д.А.,
третьего лица Вотякова Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по искам
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО3 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО4 в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО3 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
В соответствии с Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** гражданские дела по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО3 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований ФИО4 указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № от 27.05.2009г. осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. Между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» были заключены государственные контракты от 14.02.2012г. № Р-2К-12/1, от 14.02.2013г. № Р-1К-13/1. Согласно условиям контрактов предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках c протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены, земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру.
Из представленных материалов установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1196, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), и принадлежит на праве собственности ответчику. Указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположен на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, и пересекает земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. Данный факт установлен заключением № из сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».
Из заключения № сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1095 площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, принадлежащий на праве собственности ФИО1, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, фактически расположен в границах Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1050, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок), и принадлежит на праве собственности ответчику. Указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположен на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, и пересекает земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. Данный факт установлен заключением № из сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект».
Из заключения № сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1068 площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, принадлежащий на праве собственности ФИО9, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, фактически расположен в границах Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества.
Из заключения № сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1549 площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, принадлежащий на праве собственности ФИО2, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок).
Из заключения № сведений по Иркутскому лесничеству Приморскому участковому лесничеству следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1077 площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, принадлежащий на праве собственности ФИО3, поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, фактически расположен в границах Иркутского лесничества Приморского участкового лесничества.
Местоположение границ спорных земельных участков определено в соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от **/**/**** № - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек их границ, приведенных в кадастровых выписках о земельных участках на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Полагает, что указанные земельные участки образованы на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. По мнению ФИО4, доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорных земельных участков к землям лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации. Какие-либо мероприятия по переводу участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежат на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано за ответчиками, у которых земельные участки находятся фактически в незаконном владении.
Просит:
- истребовать у ФИО7, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1196, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №;
- истребовать у ФИО1 из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1095, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №;
- истребовать у ФИО8, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1050, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №;
- истребовать у ФИО9 из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1068, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №;
- истребовать у ФИО2 из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1549, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №;
- истребовать у ФИО3 из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1077, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №.
В судебное заседание представитель ФИО4 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчики ФИО7, ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признают, считают, что земельные участки им предоставлены на законных основаниях. Ответчиком ФИО7 поддержаны доводы отзыва на исковое заявление.
Ответчики ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО12, действующий по доверенности от 12.08.2016г., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражает, согласно доводам отзыва на исковое заявление.
Представитель ответчика ФИО9 - ФИО13, действующий по доверенности от 09.08.2016г., возражает против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражает.
Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, согласно отзыву на исковое заявление возражает против исковых требований, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Смоленского муниципального образования, представитель третьего лица Министерства лесного комплекса ...., представитель третьего лица ФГУП «Рослесинфорг» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Согласно ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст.ст. 77, 83 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской ФИО4 по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ ФИО4 осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 29 Земельного кодекса РФ предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что в соответствии с Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО5 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1196, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.1, л.д.42).
Из кадастрового паспорта на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости **/**/**** (т.1, л.д. 43).
Согласно договору купли-продажи земельного участка от **/**/****, заключенному между ФИО5 и ФИО7, ФИО5 продал ответчику ФИО7 земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1196, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.1, л.д. 37-38).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.10.2015г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО7 (т.1, л.д.8).
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО1 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1095, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.1, л.д.165).
Из кадастрового паспорта на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости **/**/**** (т.1, л.д. 166).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.10.2015г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО1 (т.1, л.д.141).
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО8 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1050, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.2, л.д.34).
Из кадастрового паспорта на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости **/**/**** (т.2, л.д. 35).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.10.2015г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО8 (т.2, л.д.9).
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО6 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1068, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.2, л.д.153).
Из кадастрового паспорта на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости **/**/**** (т.2, л.д. 154).
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 04.042015г., заключенного между ФИО6 и ФИО9, ФИО6 продала ответчику ФИО9, земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1068, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.2, л.д. 145).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.10.2015г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО9 (т.2, л.д.123).
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО2 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1549, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.2, л.д.221).
Из кадастрового паспорта на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости **/**/**** (т.2, л.д. 227).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО2 (т.2, л.д.199).
Постановлением администрации .... муниципального образования № от **/**/**** ФИО3 из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений был предоставлен земельный участок (полевой земельный участок) с кадастровым номером 38:06:150527:1077, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № (т.3, л.д.89).
Из кадастрового паспорта на земельный участок от **/**/****, земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, категория земель: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости **/**/**** год (т.3, л.д. 90).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.10.2015г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок №, кадастровый №, принадлежит на праве собственности ФИО3 (т.3, л.д.66).
Установлено, что перечисленные Постановления администрации .... муниципального образования изданы в соответствии со ст.ст. 28, 29, 81 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от **/**/**** № 137-ФЗ, ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от **/**/**** № 112-ФЗ, п. 1 ст. .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан от **/**/**** №-ОЗ. В связи с представлением полного пакета документов у администрации .... муниципального образования отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, земельные участки находятся в собственности ответчиков на законных основаниях, при этом, границы спорных земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из представленных кадастровых паспортов земельных участков и подтверждается представленным в материалы дела кадастровым делом.
Из ответа Управления Росреестра по .... от **/**/**** на запрос мэра .... муниципального образования следует, что в соответствии с материалами по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Смоленского сельского Совета народных депутатов .... (М 1:25000, 1991 г.), утвержденными решением .... Совета народных депутатов от **/**/**** №п-134, земельный участок расположен на территории, которая ранее была передана в ведение Смоленской администрации. Передача земель в ведение сельской администрации осуществлялась из земель совхоза «Кайский» и земель Иркутского мехлесхоза. В соответствии с постановлениями главы .... от **/**/**** № «О землях, переданных в ведение Смоленского сельского округа», от **/**/**** № «Об отмене постановления главы района № от **/**/****», от **/**/**** № «О внесении дополнений в постановление главы района № от **/**/****», земли, переданные в ведение вышеуказанной администрации, были переведены в земли сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения). В Управлении отсутствует картографический материал, на котором было бы отражено какие именно из переданных ранее земель были переведены в земли сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, однозначно определить категорию земель, на которых расположен земельный участок, не представляется возможным (т.1, л.д.81-82).
Указанное также подтверждается представленным в материалы дела решением .... Совета народных депутатов от **/**/**** №п-134; экспликацией, являющейся приложением к указанному Решению; постановлением главы .... № от **/**/****; экспликацией, являющейся приложением к указанному Постановлению; постановлением .... муниципального образования № от **/**/****; постановлением .... муниципального образования № от **/**/**** (т.1, л.д. 87-98).
Кроме того, в подтверждение законности выдела администрацией .... муниципального образования спорных земельных участков администрацией Смоленского муниципального образования было представлено заключение кадастрового инженера ООО «Земля Сибири» ФИО14, в соответствии с которым предоставление спорных земельных участков происходило на законных основаниях из земель сельскохозяйственного назначения. Оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется (т.1, л.д. 110-112).
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время право собственности ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано в порядке, установленном законом, и никем не оспорено. Доказательств, порочащих регистрацию права ответчиков на земельные участки, ФИО4 суду не представлено. При этом границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и не признаны недействительными.
Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Заявляя требования об истребовании спорных земельных участков из чужого незаконного владения ответчиков, ФИО4 в обоснование требований представляет заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №, 583, 578, 581, 459, 582 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Вместе с тем, суд в отсутствие иных доказательств, подтверждающих доводы ФИО4, критически оценивает представленные в материалы дела заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» №, 583, 578, 581, 459, 582 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку оно не содержит каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда; документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, от которых исходят данные документы, специальных познаний, с помощью которых сделаны приведенные в нем выводы, суду не представлены.
Заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» заключениями эксперта не являются, и не могут безусловно свидетельствовать о наложении границ земельного (лесного) участка на земельные участки ответчиков. Указанные заключения были получены в результате государственного контракта, заключенного между федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг», то есть, получено в результате проведения работ картометрическим методом, без выезда на место и определения на местности координат спорных земельных участков и их сопоставления с координатами границ земельного участка лесного фонда.
В качестве обоснования исковых требований ФИО4 также ссылается на то, что в целях установления границ земельных участков лесного фонда, Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» были заключены государственные контракты от 14.02.2012г. № Р-2К-12/1, от 14.02.2013г. № Р-1К-13/1.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом «О государственном кадастре недвижимости». В рамках указанного контракта филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» границы земельных участков лесного фонда были уточнены и поставлены на государственный кадастровый учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно ч.1 ст.716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Таким образом, при установлении пересечений границ земельных участков органом кадастрового учета было бы принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № - ФЗ от **/**/****, а в дальнейшем - решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (если бы не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ №).
Наличие пересечений границ земельных участков исключает возможность корректного отображения местоположения земельных участков в государственном кадастре недвижимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что уточнение границ лесных участков по Контракту осуществлялось в отсутствие пересечений границ земельных участков. Основания для приостановления осуществления кадастрового учета, а также отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, каких-либо споров о местоположении границ спорных земельных участков при проведении кадастровых работ по уточнению границ и внесению сведений в ГКН сведений о местоположении границ спорных земельных участков у сторон не было.
В данном случае карты-схемы, составленные по результатам проведения лесоустройства, при наличии кадастрового паспорта смежного земельного участка не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения спорных земельных участков на лесной участок, в связи с чем, суд находит недоказанным факт нахождения земельных участков ответчиков на землях лесного фонда.
Доводы ФИО4 о том, что сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости относительно категории спорных земельных участков, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, тогда как данным, представленным Агентством лесного хозяйства .... спорные земельные участки фактически отнесены к землям лесного фонда, суд оценивает критически, поскольку противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, ФИО4 не устранены, в связи с чем, представленные стороной ФИО4 доказательства не могут являться бесспорным доказательствами, подтверждающим категорию спорного земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от **/**/**** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки изначально были отчуждены в частную собственность ответчиков уполномоченным органом государственной власти и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела спорные земельные участки находятся в собственности ответчиков, при этом данное право собственности на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено.
Фактически в ходе рассмотрения дела по существу ФИО4 не было доказано отнесение земельных участков, принадлежащих ответчику, к землям лесного фонда, как и не был доказан факт и объем нарушения ответчиком прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, на ФИО4 лежит обязанность доказать отнесение земельных участков ответчиков к землям лесного фонда, однако ФИО4 не представил допустимых и достаточных доказательств расположения спорных земельных участков на землях лесного фонда, как и не представил доказательств принадлежности данных земельных участков Российской Федерации.
Ходатайств о проведении по делу землеустроительной экспертизы ФИО4 не заявил, дополнительных доказательств не представил, требования не уточнял.
При установленных обстоятельствах, имеющихся в материалах дела доказательствах, суд приходит к выводу, что ФИО4 не доказано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, факт незаконного владения ответчиками земельными участками, факт наложения земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:150527:1196, 38:06:150527:1095, 38:06:150527:1050, 38:06:150527:1068, 38:06:150527:1549, 38:06:150527:1077 на земельный участок лесного фонда не нашел подтверждения в суде.
В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права ФИО4.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от **/**/**** «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, путем предъявления соответствующего иска.
Исходя из п.52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право ФИО4, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения, то есть виндикация, является вещно-правовым способом защиты права собственности.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Соответственно, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у ФИО4 права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
Поскольку судом установлено, что спорные земельные участки принадлежат ответчикам на законных основаниях, при этом ФИО4 не представлено доказательств принадлежности спорных земельных участков Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО4 к ответчикам об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО7 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1196, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № - отказать.
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО1 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1095, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № - отказать.
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО8 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1050, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № - отказать.
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО9 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1068, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № - отказать.
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1549, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № - отказать.
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО3 об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1077, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: ...., Смоленское муниципальное образование, массив 6, участок № - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Горбачук