Дело №2а-704/2024
УИД 73RS0013-01-2023-003888-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2024 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Пляшник О. Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов, специализированному отделению судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
МБУК «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что на основании решения Димитровградского городского суда по делу №2а-1273/2022, вступившего в законную силу, в отношении административного истца судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств возбуждено исполнительное производство №*-ИП от 17.08.2023, предмет исполнения – в срок до 01.08.2023 обеспечить охрану учреждения по ряду адресов сотрудниками частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации); должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения с моменты получения копии постановления.
Учреждение указанное требование не исполнило, в связи с чем 05.09.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Неисполнение решения суда связано с объективными причинами, поскольку учредителем учреждения является управление по делам культуры и искусства администрации города Димитровграда, которое осуществляет все расходные операции учреждения в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных из казны города. Бюджет города утверждается на очередной финансовый год и плановый период, свободных денежных средств, которые могли быть направлены на оплату исполнительского сбора в бюджете города на 2023 не предусмотрено. Соответственно оплата исполнительского сбора окажет существенное влияние на финансирование мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения. Учредитель неоднократно обращался в управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда о выделении дополнительных лимитов для выполнения мероприятий по обеспечению исполнения решения суда. Между тем, указанные лимит не выделены. Просил освободить учреждение от оплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административного ответчика привлечено управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов, специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов об освобождении от уплаты исполнительного сбора, в качестве заинтересованных лиц УФНС России по Ульяновской области, прокуратура г. Димитровграда Ульяновской области, Администрация г. Димитровграда Ульяновской области, Управление по делам культуры и искусства Администрации г.Димитровграда, муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр современного искусства и дизайна», муниципальное бюджетное учреждение культуры «Димитровградский краеведческий музей», муниципальное бюджетное учреждение культуры «Димитровградский драматический театр имени А.Н. Островского», муниципальное автономное учреждение культуры центр культуры и досуга «Восход», управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ульяновской области.
В судебное заседание стороны, заинтересованные лица не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Административный истец МБУК «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От представителя специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России поступили возражения, однако они не подписаны, в связи с чем, приняты во внимание быть не могут.
От заинтересованного лица УФНС по Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17.08.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области на основании исполнительного документа от 03.08.2022, выданного Димитровградским городским судом по административному делу №2а-1273/2022 (л.д.44-48), возбуждено исполнительное производство 75830/23/73017-ИП, предметом исполнения является в срок до 01.08.2023 обеспечить охрану учреждения по ряду адресов сотрудниками частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), должник МБУК «Централизованная библиотечная система» (л.д.68 об.).
Одновременно должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Должник предупрежден в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей 1 (п.3).
Административный истец копию постановления о возбуждении исполнительного производства №* получил 18.08.2023, о чем свидетельствует сведения с Единого портала Госуслуг, уведомление о прочтении (л.д.67).
Постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в отношении МБУК «Централизованная библиотечная система города Димитровграда» вынесено судебным приставом исполнителем Пляшник О.Н. 05.09.2023 (л.д.68).
Обращаясь с настоящим иском в суд административный истец указывает на отсутствие возможности исполнить решение суда в установленный для добровольного исполнения срок при этом от учреждением приняты все возможные к исполнению меры. В связи с чем просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения и с учетом того, что им принимались все меры для надлежащего исполнения. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Судом установлено, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23.06.2022 на Администрацию г. Димитровграда, Управление по делам культуры и искусства Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» возложена обязанность в срок до 01.08.2023 обеспечить охрану Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» <адрес>) сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) (л.д.44-48).
В материалы дела истцом представлено письмо начальнику Управления по делам культуры и искусства Администрации города Димитровграда от 14.06.2022 со сметой расходов учреждения. В указанной смете в п.12 учреждение запросило на оказание охранных услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режима на 2023 год – 7885228 руб. (л.д.51-52).
01.07.2022 начальник Управления культуры и искусства направляет в Управление финансов и муниципальных закупок письмо, в котором сообщает, что в бюджет заложено только заработная плата вахтерам, просит выделить денежные средства на обеспечение объектов надлежащей охраной (л.д.62).
В материалы дела представлено соглашение о предоставлении субсидий от 27.12.2022 №8, которое предусматривало выделение дополнительных лимитов МБУК «Централизованная библиотечная система».
10.02.2023 на имя начальника Управления культуры и искусства направляется письмо начальником Управления финансов и закупок, из которого следует, что вопрос о выделении дополнительных лимитов для обеспечения охраны будет решаться на заседании Городской Думы (л.д.59).
Аналогичное письмо направляется 10.04.2023 (л.д.60).
30.06.2023 начальника Управления культуры и искусства направляет в Управление финансов и муниципальных закупок письмо, в котором настоятельно просит выделить денежные средства для исполнения решения суда.
Согласно Уставу МБУК «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда», Библиотека является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов муниципальной власти в сфере культуры, с частичным самофинансированием, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (л.д.17).
Таким образом, возможность исполнения решения суда могла быть обеспечена только при обеспечении бюджетного финансирования указанных в решении суда мероприятий, путем доведения лимитов.
При этом МБУК «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» неоднократно в период со дня принятия решения и до возбуждения исполнительного производства просило выделить денежные средства.
Как следует из материалов дела, административный истец копию постановления о возбуждении исполнительного производства №* получил 18.08.2023.
Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом исполнителем Пляшник О.Н. 05.09.2023.
При этом на исполнение решения суда судебный пристав исполнитель определил 5 дней.
В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Кодекса.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения контрактов, регламентированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 3 части 1 статьи 1).
Помимо выделения денежных средств из бюджета, сами по себе конкурсные процедуры определения поставщика услуг занимают не менее 2-х месяцев.
Таким образом, в период времени со дня возбуждения исполнительного производства до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора МБУК «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» было предоставлено не достаточно времени с учетом предмета исполнения, зависимости от бюджетного финансирования и необходимости проведения процедур заключения муниципального контракта с учетом положений закона.
С учетом указанного, административный иск МБУК «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» подлежит удовлетворению. Надлежит освободить учреждение от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особы исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 05.09.2023 по исполнительному производству №*-ИП.
Руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» удовлетворить.
Освободить муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г.Димитровграда» от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особы исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 05.09.2023 по исполнительному производству №*-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 05 апреля 2024 года
Председательствующий судья А.В.Берхеева