11RS0002-01-2023-003165-35
Дело №2-3134/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Шакировой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
09 ноября 2023 года дело по иску Истомина В.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера,
установил:
Истомин В.А. обратился с иском, в обоснование которого (с учетом заявления об уточнении требований) указал, что с 04.09.2007 состоял в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по категории «инвалиды». Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 07.04.2023 Истомин В.А. исключен из очереди на получение государственного жилищного сертификата. Основанием к снятию с соответствующего учёта послужило отсутствие у истца, рожденного за пределами районов Крайнего Севера, необходимого северного стажа работы на дату постановки на учет – 04.09.2007. Однако истец не согласен с этим решением. Истец является инвалидом ... группы по общему заболеванию, прибыл в г.Воркуту в 1979г., то есть до 01.01.1992, на дату подачи заявления – 04.09.2007 стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил менее 15 лет. Вместе с тем, учитывая, что истец является инвалидом с детства и получателем пенсии по инвалидности, при этом периоды нахождения на пенсии учитываются в стаж работы в целях получения жилищной субсидии, его стаж на 04.09.2007 составлял более 15 лет требуемых по закону. В связи с чем Истомин В.А. просит признать незаконным решение о снятии его с учета и обязать администрацию МО ГО «Воркута» восстановить его в списках очередности на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по категории «инвалиды» с даты подачи соответствующего заявления – 04.09.2007.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали. Ответчик администрация МО ГО «Воркута» и третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» в отзыве на иск указал, что Истомин В.А. состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет 04.09.2007 по категории «инвалиды». Однако решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол №15, утв. постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 10.04.2023 №395) Истомин В.А. снят с указанного учета граждан, поскольку при проверке было установлено, что инвалидом с детства, родившимся в районах Крайнего Севера, Истомин В.А. не является, при этом его трудовой стаж на дату постановки на учет составил 14 лет 02 месяца, что менее 15-ти календарных лет предусмотренных законом. Право на постановку на учет возникло у Истомина В.А. 08.06.2008. В то же время, постановка граждан на учёт носит заявительный характер. Поскольку в указанную дату с соответствующим заявлением Истомин В.А. не обращался, он не может быть ни восстановлен в списках граждан претендующих на получение социальных выплат, ни поставлен на соответствующий учет с этой даты. На основании указанного ответчик просил отказать истцу в удовлетворении иска.
Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в представленном письменном отзыве на иск указало, что с учетом периодов работы истца в районах крайнего Севера его трудовой стаж на 04.09.2007 составил 14 лет 03 месяца. Однако учитывая, что истец являлся инвалидом ..., при этом с 01.02.1997 ему установлена ... группа инвалидности бессрочно, на дату постановки его на учет на получение жилищной субсидии Истомин В.А. имел стаж работы в РКС более 15 лет.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
Так, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из материалов дела следует, что Истомин (ранее Сидоров) В.А., <дата> года рождения, является инвалидом ....
Соответственно, при условии рождения его в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, а также за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату его рождения местом жительства его матери являлись такие районы) Истомин В.А. в том случае, если он прожил на территории районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей пятнадцать календарных лет, мог бы претендовать на постановку его на соответствующий учет без учета трудового стажа.
Однако в рассматриваемом случае согласно представленному ответчиком учетному делу истца, Истомин (до заключения брака Сидоров) В.А. в <дата> году родился в <адрес> и прибыл вместе с матерью в <адрес> в 1979 году.
Таким образом, для постановки его на учет Истомин В.А. на дату подачи соответствующего заявления должен иметь стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Истец обратился с заявлением в администрацию МО ГО «Воркута» о постановке его на учет 04.09.2007.
По сообщению ответчика стаж работы истца в РКС на указанную дату (04.09.2007) составил 14 лет 02 месяца.
Судом проверена данная информация. Истец на дату подачи заявления работал в г.Воркуте в следующие периоды: с 01.09.1992 по 30.09.1994; с 03.10.1994 по 01.10.1997; с 02.10.1997 по 25.11.2000; с 01.09.2001 по 31.08.2002; с 01.09.2002 по 16.09.2002; с 17.09.2002 по 04.09.2009. То есть на дату подачи заявления – 04.09.2007 Истомин В.А. имел трудовой стаж 14 лет 03 месяца.
Как уже отмечалось выше, федеральным законодательством, регулирующим предоставление социальных выплат гражданам на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера, установлены условия предоставления таких выплат, одним из которых является наличие стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
В то же время в редакции, действовавшей на 04.09.2007, положениями ст.5 Федерального от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» было предусмотрено, что при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со справкой МСЭ, выданной 12.02.1997 МСЭК №2 г.Воркуты, Истомин (ранее Сидоров) В.А. является инвалидом ... группы с 01.02.1997. Причиной инвалидности указана инвалидность .... Инвалидность установлена истцу бессрочно.
Из представленных справок ОСФР по Республике Коми и копии пенсионного удостоверения следует, что страховая пенсия по инвалидности была установлена истцу уже с 01.04.1987. При этом весь период с 01.04.1987 по дату выдачи справок – 09.10.2023 истец являлся получателем пенсии.
Поскольку, как уже указано ранее, истец, являющийся инвалидом ..., родился в <адрес>, то есть не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данном случае нельзя принять время его проживания в <адрес>. При этом для исчисления такого стажа необходимо учесть время нахождения его на пенсии по инвалидности при условии проживания в РКС.
Как следует из копии паспорта истца, выданного <дата> Воргашорским отделом милиции УВД <адрес>, истец с 17.04.1998 по 19.08.2003 был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Затем с 17.09.2003 истец имел регистрацию по адресу: <адрес>, с 19.02.2016 – по адресу: <адрес>, о чем свидетельствуют представленные в учетное дело справки жилищных органов.
Таким образом, на 04.09.2007, с учетом установления истцу ... группы инвалидности с 01.02.1997, а также сведений о его проживании весь указанный период в <адрес>, его стаж составит 15 лет 05 дней (14 лет 03 месяца + 09 месяцев 05 дней (с 26.11.2000 по 31.08.2001). То есть у администрации МО ГО «Воркута» имелись основания для постановки его на учет в целях получения жилищной субсидии 04.09.2007.
Следовательно, исключение Истомина В.А. из очереди граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, нельзя признать законным по мотиву недостаточности у него трудового стажа.
Минстрой Республики Коми в отзыве на иск указал также на необходимость проверки наличия у истца и члена его семьи – матери Сидоровой С.В. жилья за пределами г.Воркуты.
Несмотря на то, что в рассматриваемом случае истец был исключен из очереди на получение государственного жилищного сертификата по причине недостаточности северного стажа работы, администрацией МО ГО «Воркута» было проверено наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера у истца и члена его семьи.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН Истомин В.А. не имеет в собственности каких-либо жилых помещений. Сидорова С.В. в соответствии с выпиской из ЕГРН с 18.07.2015 владеет только жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Истомина В.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севе удовлетворить.
Признать за Истоминым В.А. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации с датой постановки на учет 04.09.2007 по категории «инвалиды».
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» включить Истомина В.А. в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории «инвалиды» с датой постановки на учет – 04 сентября 2007 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 10.11.2023.
Судья У.Н. Боричева