Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-192/2023 от 26.05.2023

Судья Никулин М.О. УИД 11RS0005-01-2023-000147-06

Дело № 21-192/2023

(№ 12-36/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев 07 июня 2023 года в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу Левушина Эдуарда Владимировича и Левушиной Екатерины Евгеньевны на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО ГО «Ухта» от 27 декабря 2022 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 02 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Левушиной Полины Александровны,

установил:

Постановлением № 2088 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта» от 28 декабря 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Левушиной П.А., в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Левушин Э.В. и Левушина Е.Е. обратились в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения дела судьей Ухтинского городского суда Республики Коми 02 марта 2023 года принято решение, которым постановление № 2088 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта» от 28 декабря 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Левушиной П.А. оставлено без изменения, жалоба Левушиных Е.Е. и Э.В. без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением, Левушин Э.В. и Левушина Е.Е. обратились в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене постановления № 2088 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта» от 28 декабря 2022 года и решения суда от 02 марта 2023 года как незаконных и необоснованных.

Лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, Левушина П.А., должностные лица, Левушин Э.В., Левушина Е.Е. будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили. Левушины Э.В. и Е.Е. ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия.

На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, а также должностного лица, явку которых обязательной не признаю.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из материалов дела, в ходе исполнительного производства № <Номер обезличен> от 4 октября 2022 года взыскатель Левушина П.А. <Дата обезличена> по адресу: <Адрес обезличен> не предоставила несовершеннолетнего ФИО8 для общения с близкими родственниками Левушину Э.В. и Левушиной Е.Е.

<Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми в отношении Левушиной П.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта».

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта» производство по делу об административном правонарушении в отношении Левушиной П.А. на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Оставляя указанное постановление без изменения, судья Ухтинского городского суда Республики Коми исходил из истечения 15 декабря 2022 года срока давности привлечения к административной ответственности Левушеной П.А., указав, что, так как принятым актом разрешается дело по существу, отсутствие состава административного правонарушения исключает какие-либо суждения о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, в том числе о несоответствии его действий требованиям закона.

Между тем, прихожу к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Комиссией допущены существенные нарушения норм процессуального законодательства, что оставлено судьей городского суда без внимания.

В соответствии с положениями статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Между тем, сведений об извещении потерпевших Левушина Э.В. и Левушиной Е.Е. о дате и времени рассмотрения дела Комиссией в материалах дела не имеется. Кроме того, потерпевшему Левушину Э.В. не была предоставлена возможность давать объяснения по делу, знакомиться с материалами дела.

Допущенные процессуальные нарушения привели к тому, что потерпевшие по делу были лишены возможности давать объяснения по выявленным фактам, представлять в административном органе доказательства в подтверждение своих доводов, заявлять ходатайства и т.д.

Данные процессуальные нарушения являются существенными, фундаментальными, повлиявшими на исход дела, и являлись самостоятельным основанием к отмене постановления Комиссии, однако оставлены судьей городского суда без внимания.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на это постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.

Кроме того, в силу пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Из указанного выше следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение лица, в отношении которого оно вынесено.

В данном случае, учитывая, что возможность правовой оценки действий Левушиной П.А. на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена в силу истечения срока давности привлечения к административной ответственности, учитывая положения закона, судье городского суда следовало оспариваемое постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чего сделано не было.

Таким образом, ввиду установления допущенных при рассмотрении дела административным органом существенных процессуальных нарушений, оставленных в тоже время без внимания судьей городского суда, учитывая обстоятельства истечения в настоящее время срока давности привлечения Левушиной П.А., в связи с чем возможность оценки действий данного лица в силу закона отсутствует, прихожу к выводу о том, что постановление № 2088 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта» от 28 декабря 2022 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 02 марта 2023 года подлежат отмене, а производство по делу в отношении Левушиной П.А. по части 2 статьи 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление № 2088 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МОГО «Ухта» от 28 декабря 2022 года и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 02 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Левушиной Полины Александровны, отменить.

Производство по делу в отношении Левушиной Полины Александровны по части 2 статьи 5.35. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья      Е. В. Щенникова

21-192/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Левушина Полина Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щенникова Е. В.
Статьи

ст. 5.35 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
26.05.2023Материалы переданы в производство судье
07.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее