Гражданское дело №2-488/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2023 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Телемишева Э.И.,
при секретаре Янполове Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Макашова М.Г. к администрации МО ГО «город Южно-Сухокумск» о возложении обязанности подготовить изменения в генеральный план городского округа, разработать правила землепользования и застройки городского округа и направить для утверждения Собранию депутатов городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 обратился в суд с иском к администрации МО ГО «<адрес>» о возложении обязанности подготовить изменения в генеральный план городского округа, разработать правила землепользования и застройки городского округа и направить для утверждения Собранию депутатов городского округа.
В исковом заявлении прокурора ФИО3 указал, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности администрации городского округа «<адрес>» (далее по тексту - Администрация) установлены нарушения водного законодательства.
Как установлено прокуратурой, решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден генеральный план городского округа «<адрес>».
В нарушение п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, (далее - Положение) сведения о зонах подтопления, затопления в генеральном плане городского округа «<адрес>» отсутствуют.
Прокуратурой установлено, что правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения о вышеобозначенных зонах подтопления, затопления, не утверждены.
С целью устранения выявленных нарушений главе городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление за №, однако нарушения закона не устранены по настоящее время.
Отсутствие в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (зоны подтопления, затопления) может повлечь неправомерное занятие и использование таких территорий, что в свою очередь может создать угрозу как негативного воздействия вод для населения и возникновение чрезвычайных ситуаций, так и загрязнения самих вод, что нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования городской округ «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
подготовить изменения в генеральный план городского округа «<адрес>» в части отображения установленных зон подтопления, затопления и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения;
разработать правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения об установленных зонах подтопления, затопления, и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения.
Надлежащим образом извещенный истец Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Надлежащим образом извещенный ответчик, администрация городского округа «<адрес>», участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил.
В соответствии с ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, изучив доводы искового заявления, письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещаются:
строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод;
использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.
В силу п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, (далее - Положение) зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
В соответствии с п. 5 Положения зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.
Пунктом 18 Положения установлено, что границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в 2019-2020 гг. проведена работа по определению и установлению границ зон подтопления, затопления <адрес>).
Приказом Западно-Каспийского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об определении границ зон затопления, подтопления территорий прилегающих к рекам Акташ, Ахтычай, Аксай, Андийкое Койсу, Гамри-Озень, Гюльгерычай, Каралазургер, Кидеро, Малый Самур, Параулозень, Самур, Сулак, Сухая Кума, Тархо, Терек, Уллучай, Шура-Озень, Ямансу, Ярыксу на территории Республики Дагестан» установлены зоны затопления, подтопления на территории <адрес>.
Сведения об установленных границах зон подтопления, затопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости, им присвоены следующие идентификационные реестровые номера: 05:46-6.109, 05:46-6.110, 05:46-6.111.
Как следует из положений п. 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В силу п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено ч. 10 ст. 28.1 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана городского округа, а также решения о подготовке предложений о внесении в него изменений принимаются главой местной администрации городского округа.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден генеральный план городского округа «<адрес>».
В нарушение п. 18 Положения сведения о зонах подтопления, затопления в генеральном плане городского округа «<адрес>» отсутствуют.
В силу положений ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.
Частью 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения о вышеобозначенных зонах подтопления, затопления, не утверждены.
С целью устранения выявленных нарушений главе городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление за №, однако нарушения закона не устранены по настоящее время.
Отсутствие в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (зоны подтопления, затопления) может повлечь неправомерное занятие и использование таких территорий, что в свою очередь может создать угрозу как негативного воздействия вод для населения и возникновение чрезвычайных ситуаций, так и загрязнения самих вод, что нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу, что своими действиями администрация МО ГО «<адрес>» нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории поселения (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
В силу изложенного, суд, удовлетворяя требование прокурора, считает необходимым обязать ответчика принять меры по устранению выявленных нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городской округ «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
подготовить изменения в генеральный план городского округа «<адрес>» в части отображения установленных зон подтопления, затопления и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения;
разработать правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения об установленных зонах подтопления, затопления, и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
судья Э.И. Телемишев