Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-488/2023 ~ М-416/2023 от 13.10.2023

Гражданское дело №2-488/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2023 года                                                                 с.Терекли-Мектеб

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Телемишева Э.И.,

при секретаре Янполове Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Макашова М.Г. к администрации МО ГО «город Южно-Сухокумск» о возложении обязанности подготовить изменения в генеральный план городского округа, разработать правила землепользования и застройки городского округа и направить для утверждения Собранию депутатов городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 обратился в суд с иском к администрации МО ГО «<адрес>» о возложении обязанности подготовить изменения в генеральный план городского округа, разработать правила землепользования и застройки городского округа и направить для утверждения Собранию депутатов городского округа.

В исковом заявлении прокурора ФИО3 указал, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности администрации городского округа «<адрес>» (далее по тексту - Администрация) установлены нарушения водного законодательства.

Как установлено прокуратурой, решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план городского округа «<адрес>».

В нарушение п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , (далее - Положение) сведения о зонах подтопления, затопления в генеральном плане городского округа «<адрес>» отсутствуют.

Прокуратурой установлено, что правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения о вышеобозначенных зонах подтопления, затопления, не утверждены.

С целью устранения выявленных нарушений главе городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление за , однако нарушения закона не устранены по настоящее время.

Отсутствие в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (зоны подтопления, затопления) может повлечь неправомерное занятие и использование таких территорий, что в свою очередь может создать угрозу как негативного воздействия вод для населения и возникновение чрезвычайных ситуаций, так и загрязнения самих вод, что нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования городской округ «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

подготовить изменения в генеральный план городского округа «<адрес>» в части отображения установленных зон подтопления, затопления и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения;

разработать правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения об установленных зонах подтопления, затопления, и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения.

Надлежащим образом извещенный истец Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Надлежащим образом извещенный ответчик, администрация городского округа «<адрес>», участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

В соответствии с ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, изучив доводы искового заявления, письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещаются:

строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод;

использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;

размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Согласно ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

В силу п. 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , (далее - Положение) зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

В соответствии с п. 5 Положения зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 18 Положения установлено, что границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в 2019-2020 гг. проведена работа по определению и установлению границ зон подтопления, затопления <адрес>).

Приказом Западно-Каспийского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об определении границ зон затопления, подтопления территорий прилегающих к рекам Акташ, Ахтычай, Аксай, Андийкое Койсу, Гамри-Озень, Гюльгерычай, Каралазургер, Кидеро, Малый Самур, Параулозень, Самур, Сулак, Сухая Кума, Тархо, Терек, Уллучай, Шура-Озень, Ямансу, Ярыксу на территории Республики Дагестан» установлены зоны затопления, подтопления на территории <адрес>.

Сведения об установленных границах зон подтопления, затопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости, им присвоены следующие идентификационные реестровые номера: 05:46-6.109, 05:46-6.110, 05:46-6.111.

Как следует из положений п. 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

В силу п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в него, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено ч.    10 ст. 28.1 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана городского округа, а также решения о подготовке предложений о внесении в него изменений принимаются главой местной администрации городского округа.

В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план городского округа «<адрес>».

В нарушение п. 18 Положения сведения о зонах подтопления, затопления в генеральном плане городского округа «<адрес>» отсутствуют.

В силу положений ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.

Частью 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения о вышеобозначенных зонах подтопления, затопления, не утверждены.

С целью устранения выявленных нарушений главе городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление за , однако нарушения закона не устранены по настоящее время.

Отсутствие в документах территориального планирования и градостроительного зонирования сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (зоны подтопления, затопления) может повлечь неправомерное занятие и использование таких территорий, что в свою очередь может создать угрозу как негативного воздействия вод для населения и возникновение чрезвычайных ситуаций, так и загрязнения самих вод, что нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что своими действиями администрация МО ГО «<адрес>» нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории поселения (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

В силу изложенного, суд, удовлетворяя требование прокурора, считает необходимым обязать ответчика принять меры по устранению выявленных нарушений закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

подготовить изменения в генеральный план городского округа «<адрес>» в части отображения установленных зон подтопления, затопления и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения;

разработать правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>», содержащие сведения об установленных зонах подтопления, затопления, и направить их Собранию депутатов городского округа «<адрес>» для утверждения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

          судья                                                                                     Э.И. Телемишев

2-488/2023 ~ М-416/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махачкалинский Межприродоохранный прокурор
Ответчики
Администрация ГО г.Южносухокумск
Другие
Собрание депутатов ГО г.Южносухокумск
Суд
Ногайский районный суд Республики Дагестан
Судья
Телемишев Эльдар Ибрагимович
Дело на странице суда
nogayskiy--dag.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее