Дело № 2-245/2024
УИД 54RS0023-01-2023-002395-60
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2024 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Полевой М.Н.
при секретаре Протасовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Коченевская центральная библиотечная система» о возложении обязанности по оборудованию здания наружным вызывным устройством,
установил:
Прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Коченевская центральная библиотечная система» о возложении обязанности по оборудованию здания наружным вызывным устройством и пандусами.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой Коченевского района проведена проверка соблюдения соблюдения муниципальными учреждениями Коченевского района требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и указанных правил, при входе в здание, в котором расположено учреждение-ответчик, по адресу: <адрес> не установлена информирующая тактильная табличка с использованием рельефного шрифта, отсутствует наружное вызывное устройтсво.
Прокурор просит обязать МБУ «Коченевская центральная библиотечная система» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать наружным вызывным устройством здания по адресам: <адрес>
Обязать МБУ«Коченевская централизованная библиотечная система» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандусами здания по адресам: <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Разумов А.Н. поддержал доводы, изложенные в иске, в полном объеме, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала частично, предоставила отзыв.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил.
Суд, выслушав представителя ответчика, помощника прокурора, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно¬правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01- 2001», утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность, а также с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.
В соответствии с пунктом 4.1 Свода правил требования настоящего свода правил подлежат выполнению, в том числе, при приспособлении зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.
В силу пункта 6.1 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом пункта 8.1.7. Свода правил.
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.
Согласно пункта 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и указанных правил, при входе в здания, в которых расположено учреждение-ответчик, по адресу: <адрес> отсутствуют наружные вызывные устройства
В здания по адресу: <адрес> входы в здания не оборудованы пандусами.
В судебном заседании установлено, что библиотеки, входящие в систему МБУ Коченевская ЦБС, находятся в помещениях по договору безвозмездного пользования (24 филиала) или по договору аренды (1 филиал), вопрос устройства пандусов и наружных вызывных устройств на входе в учреждение, являющемся балансодержателем либо собственником здания, находится в компетенции руководителя данного учреждения либо его собственником.
Библиотеки-филиалы МБУ Коченевская ЦБС, расположенные по адресам: <адрес> оборудованы наружными вызывными устройствами.
Библиотеки-филиалы МБУ Коченевская ЦБС, расположенные по адресам: <адрес> не имеют отдельного входа.
Библиотеки-филиалы МБУ Коченевская ЦБС, расположенные по адресам: <адрес> не оборудованы пандусами.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежит частичному удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Коченевского района Новосибирской области - удовлетворить частично.
Обязать МБУ «Коченевская централизованная библиотечная система» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать наружным вызывным устройством здания по адресам:
<адрес>.
Обязать МБУ «Коченевская централизованная библиотечная система» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандусом здание по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Коченевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: М.Н. Полева
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 09.02.2024 г.