№2-372/2024
УИД 53RS0015-01-2024-000357-43
Решение
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Масловой С.В.,
при секретаре Корныльевой О.С.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Волотовского района Новгородской области Домошонкина Д.В.,
представителя ответчика - Администрации Волотовского муниципального округа Бутылина М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области к МКУ Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа, Администрации Волотовского муниципального округа об обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения в соответствии с ГОСТ 33388-2015,
установил:
Прокурор Волотовского района обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование исковых требований, указав, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которой в деятельности МКУ Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере.
В ходе проверки прокуратурой Волотовского района установлено, что в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в д. Подостровье, инвентарный номер 10-122, кадастровый номер 53:04:0041601:58; в д. Язвино, инвентарный номер 10-126, кадастровый номер 53:04:0000000:986, закрепленных на праве оперативного управления за Ратицким территориальным отделом Администрации Волотовского муниципального округа, оценка технического состояния в виде первичных обследований не проводилась, акты обследований с привлечением специализированной организации, оснащенной соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием, отсутствуют. Просит обязать МКУ Ратицкий территориальный отдел администрации Волотовского муниципального округа в течение 09 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния указанных автомобильных дорог в соответствии с ГОСТ 33388-2015. При недостаточности денежных средств у муниципального казенного учреждения Ратицкий территориальный отдел просит возложить субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения на Администрацию Волотовского муниципального округа.
Определением Солецкого районного суда от 15 апреля 2024 года на основании ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 7 ст. 161 БК РФ в качестве соответчика по делу привлечена Администрация Волотовского муниципального округа.
Представитель ответчика - Ратицкого территориального отдела администрации Волотовского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, от Ратицкого территориального отдела поступило заявление, в котором он просит о рассмотрении дела без участия представителя и увеличить срок исполнения решения до 12 месяцев, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании заместитель прокурора Волотовского района Новгородской области Домошонкин Д.В. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, не возражал против установления срока исполнения решения суда – 12 месяцев.
Представитель ответчика – Администрации Волотовского муниципального округа Бутылин М.Ф. сообщил, что согласен с требованиями прокурора, вместе с тем, в связи с отсутствием финансирования в текущем году, просил увеличить срок исполнения решения суда до 12 месяцев.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ч. 5 Федерального закона № 196-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ регламентировано, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствие с ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.п. 1, 6, 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ) закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса РФ от 07.08.2020 № 288 (далее - Порядок), который вступил в силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с п.п.2, 3, 4 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог. При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: первичное обследование, которое проводится один раз в 3 – 5 лет со дня проведения первичного обследования; повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Согласно п.5 указанного Порядка в процессе обследования автомобильных дорог определяются: 1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: 1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (п.6 Порядка).
Требования ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие приказом Росстандарта от 31 августа 2016 года №1004-ст, распространяются на автомобильные дороги общего пользования и устанавливают общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
В соответствии с п.4.1.3 указанного ГОСТ работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.
Из материалов дела следует, что в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по ул. Комсомольская п. Волот, кадастровый номер 53:04:0000000:1198 и пер. Советский п. Волот, кадастровый номер 53:04:0000000:1155, закрепленных на праве оперативного управления за Волотовским территориальным отделом Администрации Волотовского муниципального округа, оценка технического состояния указанных дорог в соответствии с п.4.1.3 ГОСТ 33388-2015 не проводилась, акты обследований с привлечением специализированной организации, оснащенной соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в д. Подостровье, инвентарный номер 10-122, кадастровый номер 53:04:0041601:58; в д. Язвино, инвентарный номер 10-126, кадастровый номер 53:04:0000000:986, закрепленных на праве оперативного управления за Ратицким территориальным отделом Администрации Волотовского муниципального округа, оценка технического состояния в виде первичных обследований не проводилась, акты обследований с привлечением специализированной организации, оснащенной соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием, отсутствуют.
Согласно кадастровым и техническим паспортам на указанные дороги, представленным истцом, указанные автомобильные дороги введены в эксплуатацию в 2010 году. Таким образом, указанные дороги не являются вновь введенными в эксплуатацию.
Между тем, доказательств проведения в 2022 и истекшем периоде 2023 года в установленном законом порядке оценки технического состояния вышеназванных автомобильных, а также доказательств, подтверждающих проведение в 2022 - 2023 году капитального ремонта данных дорог, освобождающего собственника дороги от проведения ее ежегодного обследования, ответчиками в материалы дела не представлено.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 5 части 1 статьи 8 Устава Волотовского муниципального округа, принятого решением Думы Волотовского муниципального округа № 35 от 12 ноября 2020 года, полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Волотовского муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Волотовского муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет администрация Волотовского муниципального округа.
Решением Думы Волотовского муниципального округа от 18.12.2020 № 66 утверждено Положение о Ратицком территориальном отделе администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области (далее-Положение).
Согласно п.1.3 Положения, Ратицкий территориальный отдел относится к типу казенных учреждений, является некоммерческой организацией, в своей деятельности руководствуется в том числе, Уставом Волотовского муниципального округа.
В силу п.п.1 Положения, Ратицкий территориальный отдел является территориальным органом администрации Волотовского муниципального округа, созданным для реализации исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Волотовский муниципальный округ, в том числе, на территории д. Подостровье и Язвино.
В соответствии с п.1.6 Положения, Ратицкий территориальный отдел от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13 Положения о Ратицком территориальном отделе администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, к полномочиям отдела отнесены полномочия по организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в том числе, реализация мероприятий, направленных на ремонт и содержание дорог, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог местного значение в границах подведомственных территорий.
В соответствии с постановлением Администрации Волотовского муниципального округа от 04 марта 2021 года №144, за Ратицким территориальным отделом закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество, в том числе, автомобильные дороги, проходящие в д. Подостровье и д. Язвино Волотовского района Новгородской области.
Таким образом, согласно п.13 Положения, к полномочиям территориального отдела отнесены полномочия в том числе, по реализации мероприятий, направленных на ремонт и содержание дорог. В статье 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Таким образом, обязанность по оценке технического состояния дорог лежит на Ратицком территориальном отделе администрации Волотовского муниципального округа.
В связи с этим суд считает установленным в судебном заседании факт нарушения законодательства в области содержания автомобильных дорог, поскольку оценка технического состояния указанных автомобильных дорог местного значения общего пользования не проводилась, акты обследований с привлечением специализированной организации, оснащенной соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием, не составлялись, чем нарушаются права граждан, проживающих на этой территории, что также может привести к дорожно-транспортным происшествиям, повлечь за собой наступление тяжких и трагических последствий с причинением вреда здоровью и гибелью людей, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, факт нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения в судебном заседании установлен, в связи, с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного Кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1).
В силу ч.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Аналогичные положения закреплены в п. 6.6 Положения о Ратицком территориальном отделе, в соответствии с которыми Ратицкий территориальный отдел отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств Ратицкий территориального отдела субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет администрация Волотовского муниципального округа.
В силу п.1.7 Положения о Ратицком территориальном отделе администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, его учредителем является Волотовский муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Волотовского муниципального округа.
Согласно ч.7 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
При этом суд учитывает, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии указанной автомобильной дороги лежит на Ратицком территориальном отделе администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, которому указанные дороги переданы на праве оперативного управления, и который должным образом не исполняет возложенные на него обязанности по содержанию и ремонту данной дороги, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При этом суд также принимает во внимание положения бюджетного и гражданского законодательства относительно казенных учреждений, которые отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. В связи с этим суд полагает необходимым при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения в части исполнения решения суда возложить на собственника его имущества – администрацию Волотовского муниципального округа.
Поскольку исковые требования прокурора Волотовского района направлены на защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них, суд полагает действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют затрат времени и средств, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Волотовского района Новгородской области (ИНН №) - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение Ратицкий территориальный отдел Администрации Волотовского муниципального округа (ИНН № в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, расположенных в д. Подостровье, инвентарный номер 10-122, кадастровый номер №; в д. Язвино, инвентарный номер 10-126, кадастровый номер № в соответствии с ГОСТ 33388-2015.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения, вытекающим из настоящего решения суда, возложить на Администрацию Волотовского муниципального округа (ИНН 5303003458).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, их представителям, право на ознакомление с мотивированным решением суда, начиная с 24 мая 2024 года.
Председательствующий С.В. Маслова
Мотивированное решение составлено 24 мая 2024 года