Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-3/2024 (12-149/2023;) от 22.12.2023

    УИД 13RS0017-01-2023-000900-68

    Дело №12-3/2024

РЕШЕНИЕ

с. Лямбирь                                                                                     31 января 2024 г.

Судья Лямбирского районного суда Республики Мордовия Фролова Наталья Викторовна,

при секретаре Карякиной Татьяне Александровне,

с участием защитника юридического лица Открытого акционерного общества «Птицефабрика «Атемарская» - Ионова М. А., действующего на основании доверенности от 15.01.2024 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Открытого акционерного общества «Птицефабрика «Атемарская» Щемерова А.В. на вынесенное в отношении указанного общества постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №115-2023-З от 27.09. 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №115-2023-З от 27.09.2023 г. Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Атемарская» (далее – ОАО «Птицефабрика «Атемарская») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Генеральный директор ОАО «Птицефабрика «Атемарская» Щемеров А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №115-2023-З от 27.09. 2023 г. отменить, производство по делу прекратить, поскольку протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, какие именно обязательные требования и мероприятия не выполнены Обществом, а также о наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) Общества и негативными последствиями. По мнению заявителя, сам по себе факт хранения навоза на земельном участке не может расцениваться как нарушение требований действующего законодательства и являться основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Обнаруженные при осмотре органические удобрения перед складированием были выдержаны на специализированных площадках в соответствии с требованиями действующего законодательства. До внесения удобрений образцы направлялись на исследование в аккредитованный орган, по результатам исследований на партию органических удобрений выдано положительное заключение.

Защитник ОАО «Птицефабрика «Атемарская» - Ионов М.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, в дополнение пояснил, что в нарушение ст.15 Закона о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, Управлением Россельхознадзора после проведения мониторинга состояние земель сельскохозяйственного назначения, не был разработан план мероприятий по воспроизводству плодородия земель на пять лет, и указанный план не был доведен до пользователей земель с целью его исполнения. Кроме этого, прямого запрета на складирование навоза ни один документ не содержит. Также, перед складированием помёта на земельном участке, ими со своей стороны были сделаны заборы и проведены исследования в Пензенской лаборатории, которые каких-либо превышений микроорганизмом и иных вредных веществ в помёте не обнаружили. Полагает, что состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в действиях юридического лица –ОАО «Птицефабрика «Октябрьская» не имеется.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкин И.Г. в судебном заседании показал, что ОАО «Птицефабрика «Атемарская» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 УК РФ законно и обосновано. В соответствии с земельным законодательством действия землепользователей не должны приводить к загрязнению почвы. В данном случае, на земельном участке с кадастровым номером 13:15:0205003:456, на площади 24 895 кв.м, было выявлено перекрытие плодородного слоя почвы навозом. Действительно, можно вносить в почву перепрелый навоз, но нельзя вносить в почву жидкий навоз, загрязняя при этом плодородный слой почвы, как в данном случае.

Заслушав объяснения защитника юридического лица –Ионова М.А., должностное лицо, вынесшее постановление, -Биушкина И.Г., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со статьёй 30.6 КоАП РФ проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП Российской Федерации невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

В силу частей 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для квалификации правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ необходимо установить субъект административного правонарушения (собственник земельного участка или лицо, не являющееся собственником земельного участка (владелец, пользователь, арендатор земельного участка), который своими действиями (бездействием) не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:456, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Атемар, ул.Центральная, дом 93, участок находится примерно в 2000 м, по направлению на север, общей площадью 11110141 кв.м., отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения, на основании Договора аренды земельного участка №141 от 11.10.2007 г. находится во владении и пользовании ОАО «Птицефабрика «Атемарская».

01.09.2023 г. в 13 часов 00 минут начальником отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкиным И.Г. и государственными инспекторами отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Тамкаевой А.Н., Кузнецовой Т.В., Горностаевой А.Д. проведено выездное обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 13:15:0205003:456.

В ходе визуального обследования и осмотра земельного участка 01.09.2023 г. в действиях ОАО «Птицефабрика «Атемарская» было выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно на части земельного участка площадью 24 895 кв.м. выявлено несанкционированное складирование навоза.

По результатам осмотра земельного участка составлен протокол осмотра №70 от 01.09.2023 г., из содержания которого следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 13:15:0205003:456 выявлено несанкционированное складирование навоза на площади 24 895 кв.м. с приложением фототаблицы. На основании ГОСТа 17.4.3.01-2017 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб» и ГОСТа 17.4.4.02-2017 «Почвы.Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» были отобраны почвенные образцы на санитарно-биологические и санитарно-паразитологические показатели в количестве 20 штук, а также были отобраны почвенные образцы на химико-токсилогические показатели в количестве 2 штук.

В Акте выездной проверки от 14.09.2023 г. отражены результаты исследования навоза, складированного на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 13:15:0205003:456, согласно которым в представленных образцах выявлено превышение ПДК обобщенных колиформных бактерий в опасной степени загрязнения и превышение ПДК энтерококков в опасной и чрезвычайно опасной степени загрязнения.

Указанные результаты подтверждаются протоколами испытаний Самарской испытательной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ» №№9881.23-9900.23 от 08.09.2023 г.

Каких-либо нарушений порядка отбора почв, предусмотренного ГОСТ 17.4.4.02-2017 «Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» и ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», повлиявших на результат их исследования, при рассмотрении дела не установлено.

14.09.2023 г. в отношении ОАО «Птицефабрика «Атемарская» составлен протокол №05-26 об административном правонарушении, которым вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: требованием о поведении контрольного (надзорного) мероприятия от 31.08.2023 г. (л.д. 55), решением о поведении выездной проверки от 31.08.2023 г. (л.д. 56-58), договором аренды земельного участка №141 от 11.10.2007 г. (л.д. 75-77), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2023-197893736 от 30.08.2023 г. (л.д. 78-79), актом выездной проверки №05-18 от 14.09.2023 г. (л.д. 81-83), протоколом осмотра №70 от 01.09.2023 г. и фототаблицей к нему (л.д. 84-87) и другими доказательствами.

На основании совокупности данных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «Птицефабрика «Атемарская», как арендатора земельного участка с кадастровым номером 13:15:0205003:456, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в связи с чем, вынесло обжалуемое постановление.

По результатам проверки доводов жалобы, изучения материалов дела, не нахожу оснований не согласиться с выводами должностного лица и принятым решением о наличии оснований для привлечения ОАО «Птицефабрика «Атемарская» к административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы и доводам защитника, в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении указаны требования норм права, в том числе, содержащиеся в части 2 статьи 13 и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не были выполнены ОАО «Птицефабрика «Атемарская», что выразилось в складировании на земельном участке сельскохозяйственного назначения навоза, санитарно-бактериологические показатели которого превышают допустимые нормативы, то есть в осуществлении загрязнения земельного участка отходами производства, что прямо запрещено частью 2 статьи 13 вышеназванного кодекса. При этом в постановлении по делу об административном правонарушении виновность ОАО «Птицефабрика «Атемарская» обосновывается ссылкой на акт выездной проверки №05-18 от 14.09.2023 г., в котором отражены результаты исследования навоза, складирование которого на земельном участке сельскохозяйственного назначения задокументировано протоколом осмотра №70 от 01.09.2023 г., установившие опасную и чрезвычайно опасную степень загрязнения почвы опасными бактериями, вследствие чего констатирована порча плодородного слоя почвы на вышеуказанном земельном участке.

Таким образом, ОАО «Птицефабрика «Атемарская», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы защитника юридического лица о том, что протоколом испытаний №56248 от 23.06.2023 г. подтверждено отсутствие в пробах помёта превышения показателей микроорганизмов и иных вредных веществ, суд находит несостоятельными, поскольку оснований полагать, что на спорном земельном участке был обнаружен именно тот навоз, пробы которого прошли испытание и отражены в указанном протоколе испытаний от 23.06.2023 г., не имеется. Кроме того, как было указано выше, наличие в пробах обнаруженного в ходе проверки навоза превышения нормативных показателей, подтверждается протоколами испытаний Самарской испытательной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ».

Иные доводы защитника юридического лица направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обоснованным является и указание в оспариваемом постановлении на отягчающее обстоятельство по делу –повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку постановлением Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия №15-2023-З от 15.06.2023 г., вступившим в законную силу -26.06.2023 г., ОАО «Птицефабрика «Атемарская» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ для юридических лиц, в минимальном размере.

Оснований для применения статьи 2.9, части 3.2 ст. 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ судьей не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

                                                          решил:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Биушкина И.Г. №115-2023-З от 27.09.2023 г. о признании Открытого акционерного общества «Птицефабрика «Атемарская» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО «Птицефабрика «Атемарская» Щемерова А.В. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовии или непосредственно в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                         Н.В. Фролова

12-3/2024 (12-149/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО "Птицефабрика "Атемарская"
Суд
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
Судья
Фролова Наталья Викторовна
Статьи

ст.8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
lyambirsky--mor.sudrf.ru
22.12.2023Материалы переданы в производство судье
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.02.2024Вступило в законную силу
26.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее