Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 26 июня 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-1588/2024 по административному исковому заявлению Федосеева В.М. об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
– помещения с кадастровым номером №, площадью 199,4 кв.м, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 113 834 рубля 53 коп.,
– помещения с кадастровым номером №, площадью 145, 3 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2 396 572 рубля 43 коп.,
– помещения с кадастровым номером №, площадью 230,9 кв.м, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 516 621 рубль 61 коп.,
– помещения с кадастровым номером №, площадью 292,4 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 106 439 рублей 45 коп.,
– помещения с кадастровым номером №, площадью 293,6 кв.м, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 119 431 рубля 26 коп.,
– помещения с кадастровым номером №, площадью 283,3 кв.м, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 168 032 рубля 23 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которых по состоянию на 01.01.2021 определена в размере, превышающем их рыночную стоимость по отчету об оценке. С результатами определения кадастровой стоимости административный истец не согласен, так как затрагиваются его права и обязанности, а именно кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества превышает действительную рыночную стоимость. Ввиду очередной государственной кадастровой оценки, проведенной в 2023 году, кадастровая стоимость объектов стала архивной.
В судебное заседания административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, администрация г.о. Отрадный Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость нежилых помещений, определенная в отчете об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
– помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 199,4 кв.м, назначением: нежилое,
– помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 145, 3 кв.м, назначением: нежилое,
– помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 230,9 кв.м, назначением: нежилое,
– помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> площадью 292,4 кв.м, назначением: нежилое,
– помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 293,6 кв.м, назначением: нежилое,
– помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> площадью 283,3 кв.м, назначением: нежилое.
Согласно выпискам из ЕГРН от 13.12.2024 на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2022 в ЕГРН внесены сведения об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2021, началом применения с 01.01.2022 в отношении объектов недвижимости:
- с кадастровым номером № в размере 4 012 611,94 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 3 004 001, 94 рубль,
- с кадастровым номером № в размере 4 573 985, 84 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 5 617 085, 87 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 5 636 758, 87 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 5 467 058, 24 рублей.
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.05.2024 на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области № 2296 от 27.10.2023 внесены сведения об утверждении кадастровой стоимости по состоянию по состоянию на 01.01.2023 в отношении объектов недвижимости:
- с кадастровым номером № в размере 3 136 916, 99 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 2 285 827, 67 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 3 632 468, 07 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 4 599 972, 55 рубля,
- с кадастровым номером № в размере 4 618 850, 69 рублей,
- с кадастровым номером № в размере 4 456 813, 35 рублей.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Исходя из представленных материалов, оспариваемая кадастровая стоимость каждого помещения по состоянию на 01.01.2021 является архивной (периодом действия с 01.01.2022 по 31.12.2023), поскольку по результатам очередной государственной кадастровой оценки установлена действительная кадастровая стоимость на 01.01.2023 применением с 01.01.2024.
Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью каждого объекта недвижимости затрагиваются права и законные интересы административного истца, как плательщиков налога, исчисляемого из кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества. Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 28.05.2024 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ независимой оценочной компании ООО «Плато» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов: с кадастровым номером № в размере 4 106 439 рублей 45 коп., с кадастровым номером № в размере 4 119 431 рубль 26 коп., с кадастровым номером с кадастровым номером № в размере 2 396 572 рубля 43 коп., с кадастровым номером № в размере 3 516 621 рубль 61 коп., № в размере 3 113 834 рубля 53 коп., с кадастровым номером № в размере 4 168 032 рубля 23 коп.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимого имущества основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость рассматриваемых объектов, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленных отчетах об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого объекта на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки каждого объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует период применения оспариваемой архивной кадастровой стоимости с 01.01.2022 по 31.12.2023, дата обращения административного истца в суд является 28.05.2024, что следует отразить в резолютивной части решения (абзац 2 и 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Федосеева В.М. удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества, по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021, периодом применения с 01.01.2022 по 31.12.2023:
– помещения с кадастровым номером № в размере 3 113 834 рубля 53 коп.,
– помещения с кадастровым номером № в размере 2 396 572 рубля 43 коп.,
– помещения с кадастровым номером № в размере 3 516 621 рубль 61 коп.,
– помещения с кадастровым номером № в размере 4 106 439 рублей 45 коп.,
– помещения с кадастровым номером № в размере 4 119 431 рубль 26 коп.,
– помещения с кадастровым номером № в размере 4 168 032 рубля 23 коп.
Датой подачи заявления в суд считать 28.05.2024.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2024.
Судья И.А. Щетинкина