Дело №4а-472/19
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Красногорск, Московская область 06 марта 2019 года
Заместитель председателя Московского областного суда Соловьев С.В., рассмотрев жалобу Новикова И.И., действующего на основании ордера в защиту интересов Петрова И.А., на вступившее в законную силу постановление Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петрова И. А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 января 2018 года Петров И. А., 12 <данные изъяты> года рождения, уроженец Республики <данные изъяты>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000.00 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации.
Судом второй инстанции вышеуказанное постановление не пересматривалось.
Не согласившись с постановленным по делу судебным актом, Новиков И.И., действующий на основании ордера в защиту интересов Петрова И.А., его обжаловал в порядке ст.30.12 – ст.30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просил вышеуказанное постановление отменить в части назначенного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исходя из его материалов и доводов жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу ч.3.1 названной нормы, нарушения, предусмотренные ч.1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от 5000.00 до 7000.00 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из постановления судьи Сергиево-Посадского городского суда Московской области следует, что Петров И.А. привлечен к административной ответственности в связи с нижеследующими обстоятельствами: 23 января 2018 года в 08 часов 30 минут по адресу: <данные изъяты>, у <данные изъяты>, был выявлен гражданин <данные изъяты> – Петров И.А., который прибыл в Российскую Федерацию в порядке не требующем получения визы, где временно пребывал девяносто суток, исчисляемые со дня его въезда в Российскую Федерацию, однако по истечении указанного срока – 31 марта 2000 года, не имея законных оснований для дальнейшего нахождения на территории Российской Федерации, в нарушение п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», уклонился от выезда из Российской Федерации.
Действия Петрова И.А. квалифицированы по ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность Петрова И.А. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом должностного лица; письменными объяснениями Петрова И.А.; выпиской из АС ЦБДУИГ; копией паспорта; заключением об установлении личности, а также иными доказательствами по делу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Петрова И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи Сергиево-Посадского городского суда Московской области мотивированно, основано на доказательствах и соответствует положениям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, находится в пределах санкции ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Бремя доказывания по делу распределено правильно с учетом требований ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Доводы жалобы об отсутствии реальной возможности исполнения принудительного выдворения Петрова И.А. за пределы Российской Федерации и нарушении Конституционного права Петрова И.А. на свободу и личную неприкосновенность вследствие дальнейшего пребывания в ЦВСИГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск, не являются основанием для отмены обжалуемого акта.
Помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (пункт 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные данным Федеральным законом, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации (ч.1 ст.27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч.ч.1, 2, 4, 5 ст.35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года №1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.
В силу ст.31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст.31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу; течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 года №14-П «По делу о проверке конституционности положений ст.31.7 и ст.31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Мсхиладзе Н.Г.» положения указанных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.
Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, может применяться судьей при назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и состоит во временном лишении этих лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в таком специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ее использование в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым назначено указанное административное наказание, - при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Материалы дела не содержат каких-либо объективных сведений об окончании исполнительного производства по данному делу.
Из имеющегося в материалах дела постановления об окончании исполнительного производства от 07 февраля 2018 года следует, что оно вынесено в отношении Джобирова Субхона, а не Петрова И.А. /л.д.32/.
Таким образом, в настоящее время исполнительное производство в отношении Петрова И.А. не окончено и не прекращено, объективные и достоверные сведения об отсутствии фактической возможности исполнения постановления Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 января 2018 года о выдворении Петрова И.А. в ближайшее время за пределы Российской Федерации в материалах дела не имеется и на данной стадии рассмотрения дела не представлены.
При этом, вопреки доводам жалобы о том, что в рамках исполнения постановления было установлено отсутствие у Петрова И.А. гражданства Республики Узбекистан, достоверно не подтверждено, а само отсутствие гражданства не является основанием для его освобождения из ЦВСИГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск, так как не исключает возможность исполнения постановления в части выдворения его из Российской Федерации, и из вышеприведенного Постановления Конституционного Суда РФ от 23 мая 2017 года №14-П иной вывод не следует.
По смыслу ч.1 ст.27.19, ч.1 ст.31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продолжительность нахождения указанных лиц в специальном учреждении обусловливается временем, необходимым для достижения цели исполнения постановления о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, вследствие чего эти лица, по общему правилу, могут удерживаться в специальных учреждениях до их фактического перемещения через Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном ст.109.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Поскольку обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности исполнения обжалуемого постановления об административном выдворении Петрова И.А. за пределы Российской Федерации, не выявлено, основания для его содержания в специальном учреждении сохраняются, реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена, а также принимая во внимание характер совершенного последним административного правонарушения, предшествующее поведение данного лица, длительное время пребывающего на территории Московской области, не предпринимавшего мер к легализации своего положения, дающего достаточные основания полагать, что Петров И.А. может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления в части выдворения его за пределы Российской Федерации, отсутствие постоянного места жительства и работы, оснований для прекращения дальнейшего содержания Петрова И.А. в ЦВСИГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск не усматривается.
К доводу заявителя о том, что Петров И.А. на территории Российской Федерации имеет близких родственников, а также к приложенным к жалобе светокопиям документов на данных лиц, нельзя относиться как к объективным основаниям для изменения или отмены судебного акта, поскольку данные документы представлены в виде светокопий и не заверены надлежащим образом.
Кроме того, Петров И.А., как следует из материалов дела и его объяснений, с 01.04.2000 года проживал на территории Московской области, где и был выявлен сотрудниками полиции 23.01.2018 года, тогда как все его родственники, согласно данных, представленных заявителем по жалобе и содержащихся в светокопиях документов, проживают в иных регионах Российской Федерации, что указывает на факт проживания Петрова И.А. отдельно от данных лиц, не ведении им совместного хозяйства с ними, что в свою очередь не свидетельствует о достаточной степени социальной интеграции по признаку семьи, поскольку он не относится к родственникам, разлучение с которыми влечет распад семейных связей.
Иные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку имеющихся в деле доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы суда, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18, 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 25 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петрова И. А. - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заместитель председателя суда С.В. Соловьев