№
УИД 50RS0№-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 года <адрес>
<адрес>
Истринский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Путынец И.А.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 о расторжении договора аренды, возврате земельного участка и по встречному иску ФИО1 к Комитету лесного хозяйства <адрес> об оспаривании приказа,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора аренды, возврате земельного участка.
В обоснование иска истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесного хозяйства <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка №б/н площадью 0,79 га, расположенного по адресу: <адрес>, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал №-Д, выдел 25,26 кадастровый №.
Подпунктом «в» пункта 3.4. Договора установлено, что арендатор обязан в течении шести месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В нарушение условий договора аренды лесного участка и требований лесного законодательства РФ, арендатор не представил на утверждение проект освоения лесов на лесной участок.
ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи направлена претензия с предложением представить проект освоения лесов до ДД.ММ.ГГГГ, претензия оставлена без удовлетворения.
В связи с изложенным истец просит расторгнуть договор аренды лесного участка №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика возвратить по акту приема-передачи лесной участок площадью 0,79 га, расположенного по адресу: <адрес>, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал №-Д, выдел 25,26 кадастровый №.
ФИО1 обратился в суд со встречным исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства <адрес> о признании незаконным приказа об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы, в котором указал, что он, как арендатор, не нарушил условия договора аренды, так как своевременно подавал в течение всего срока аренды лесные декларации, отчеты об использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, оплачивал арендные платежи, нарушений лесного законодательства не допускал.
Представитель Комитета лесного хозяйства <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, против удовлетворения встречных требований возражала. Указала, что ответчик обращался за заключением примерно три-четыре раза, но существенных доработок после получения отрицательного заключения не представил. Иных претензий, кроме как отсутствие проекта освоения лесов у Комитета не имеется.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, на личной явке не настаивал, уполномочил на представление своих интересов представителя по доверенности ФИО5, которая встречные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, так как полгала, что отказ в утверждении положительного заключения содержит формальный подход, а указанные нарушения не являются существенными, против удовлетворения требований Комитета возражала.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЛК РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разделом II Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
На основании п. 30 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст.ст. 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных ст. 43 - 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Судом установлено, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет лесного хозяйства <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес> в области лесных отношений и на него возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений, в том числе по осуществлению функций главного администратора доходов бюджета <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесного хозяйства <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды лесного участка №б/н площадью 0,79 га, расположенного по адресу: <адрес>, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал №-Д, выдел 25,26 кадастровый № (л.д.8-16).
Подпунктом «в» пункта 3.4. Договора установлено, что арендатор обязан в течении шести месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В нарушение условий договора аренды лесного участка и требований лесного законодательства РФ, арендатор не представил на утверждение проект освоения лесов на лесной участок.
ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи направлена претензия с предложением представить проект освоения лесов до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), претензия оставлена без удовлетворения.
В материалы дела представлено отрицательное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом от ДД.ММ.ГГГГ №ЗОП-1112 (л.д.138-174).
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В силу п.7.1 порядка, экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках Экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее:
а) соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов;
б) соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию;
в) правильность заполнения табличных форм;
г) наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления;
д) правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствие текста правилам русского языка.
Проверка оформления проекта освоения лесов проводится в течение первых 5 рабочих дней срока Экспертизы.
Согласно п. 10.1 Порядка, отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В отрицательном заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка указаны следующие замечания:
срок действия проекта указан неверно, необходимо указать «с момента утверждения положительного заключения на 10 лет». (Согласно п. 29, Порядка, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, соглашения об установлении сервитута; срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута.
тематические лесные карты в рассматриваемом проекте освоения лесов не соответствуют требованиям Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №;
в таблице 9 запроектирован пожарный водоем, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства» устройство пожарных водоемов для защитных лесов не планируется, кроме того проектируемую рубку для указанного объекта Комиссия считает нецелесообразной и нерациональной;
в таблице 9 отсутствует такое мероприятие как «эксплуатация»;
в таблице 9 (где должны быть указаны характеристики существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры), приведен объект не связанный с созданием лесной инфраструктуры «пешеходная дорожка»;
Согласно п. 5 п.п. «а» Перечня некапитальных строений объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 999-р, пешеходная дорожка является объектом, не связанным с созданием лесной инфраструктуры.
арендатором запроектировано создание обустроенного места для разведения костра и отдыха к количестве 2 штук, общей площадью 46 кв.м, что не соответствует назначению объекта;
- таблица 10 оформлена некорректно, необходимо исключить объекты, под которые не проектируется рубка;
столбец 1 таблицы 13 не соответствует столбцу 1 таблицы 9 в части наименовании объектов;
-таблица 13не соответствует таблице 9 в части существующих объектов (исключить столбец имеется в наличии);
на тематической лесной карте к таблице 13 отсутствует условное обозначение для устройства и прочистки противопожарных минерализованных полос;
заполнена таблица 18, при этом отсутствует. утвержденный акт лесопатологического обследования;
в таблице 18 неверно заполнены графы «Вид санитарно-оздоровительного мероприятия» и графы «обоснования»;
таблица 26 оформлена некорректно в первом столбце необходимо указать: «объект животного мира»;
в таблице 26 площадь объектов необходимо указать непосредственно для объектов;
в таблице 29 отсутствует такое мероприятие как «эксплуатация»;
тематическая лесная карта объектов к таблице 29 не соответствует таблице в части проектируемых объектов;
в таблице 29 не указаны мероприятия для фонарей и их количество;
в таблице 29 отсутствует характеристика проектируемых объектов;
строение и сооружение попутного бытового обслуживания и питания, не соответствует Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», необходимо указывать «строение и сооружение попутного бытового обслуживания и питания (строения или (выбрать) сооружения для предоставления услуг общественного питания)».
Согласно ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Исходя из анализа вышеуказанного лесного законодательства, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.
Срок действия проекта освоения лесов имеет юридическое значение и ограничивает по времени срок действия обязательств арендатора, указанных в таком проекте. При этом право определения срока, в течение которого действует проект освоения лесов, принадлежит арендатору лесного участка, но ограничено условиями, указанными в приказе Рослесхоза России №.
Стороной ответчика не представлено доказательств того, что замечания, указанные в отрицательном заключении экспертизы, являются формальными и направлены на чинение препятствий ФИО1 в использовании арендованного земельного участка. Суд не усматривает в оспариваемом отрицательном заключении формального подхода, находит замечания обоснованными, основывающимися на нормах лесного законодательства, а также полагает, что для использования лесного участка на правах аренды данные замечания имеют существенное значение.
Кроме того, ФИО1 не лишен возможности, устранив нарушения, представить исправленный проект для дачи заключения.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя ответчика по доверенности ФИО5 о назначении экспертизы указанного проекта, так как в соответствии с ч.1 ст.79 ГПК РФ, суд назначает экспертизу при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла. В данном случае специальных знаний для определения соответствия отрицательного заключения законодательству Российской Федерации, а также наличию или отсутствию в нем формального подхода не требуется.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №ЗОП-1112.
Учитывая, что ФИО1 использует земельный участок в отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов, чем нарушает лесное законодательство, суд удовлетворяет заявленное истцом требование и расторгает договор аренды лесного участка № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением лесного хозяйства <адрес> и ФИО1.
Кроме того, суд обязывает ФИО1 возвратить Комитету лесного хозяйства <адрес> по акту-приема передачи лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал №-Д, выдел 25,26 кадастровый №.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 о расторжении договора аренды, возврате земельного участка удовлетворить.
Расторгнуть договор аренды лесного участка № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением лесного хозяйства <адрес> и ФИО1.
Обязать ФИО1 возвратить Комитету лесного хозяйства <адрес> по акту приема-передачи лесной участок, площадью 0,79 га, расположенный по адресу: <адрес>, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал №-Д, выдел 25,26 кадастровый №.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к Комитету лесного хозяйства <адрес> о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №ЗОП-1112 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Путынец