Дело №12-516/2023
Р Е Ш Е Н И Е
27 апреля 2023 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н., с участием помощника прокурора г.Перми Виноградовой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г.Перми на постановление мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Перми от 09.02.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении Шевцовой ФИО6,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г.Перми, от 09.02.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении заместителя Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми Шевцовой Ю.А. прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель прокурора г.Перми, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился с протестом, указывая на необоснованность выводов мирового судьи о том, что из представленного заявителем ФИО4 в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г.Перми заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта и приложенных к нему документов следует, что цели государственной социальной помощи по стимулированию активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации не могут быть достигнуты. Уведомлением Территориального управления ФИО4 отказано в предоставлении услуги в связи с тем, что она является занятым гражданином, тогда как такие основания для отказа законом не предусмотрены. Отказ в предоставлении государственной услуги является неправомерным, в связи с чем постановление мирового судьи о прекращении производства по делу подлежит отмене. Вместе с тем, поскольку сроки привлечения к административной ответственности в настоящее время истекли, производство по делу подлежит прекращению за истечением сроков привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании прокурор доводы протеста поддержала.
Шевцова Ю.А. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась.
Выслушав прокурора, оценив доводы протеста, исследовав материалы дела, судья находит протест не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 2.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом исполнительного органа государственной власти Пермского края установленного соответственно нормативными правовыми актами Пермского края или муниципальными правовыми актами, порядка предоставления государственных или муниципальных услуг, предоставляемых исполнительным органом государственной власти Пермского края повлекшее непредоставление государственной или муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной или муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц исполнительных органов государственной власти Пермского края или органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций.. . исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (п. 1 ст. 2).
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3).
Согласно преамбуле Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании п. 1 ст. 3, п. п. 1,3 ст. 8, п. 1 ст. 8.1, ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь оказывается в том числе в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (п. 1 ст. 3).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 1 ст. 8).
Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления (п. 3 ст. 8).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд (ст. 9).Постановлением Правительства Пермского края от 30.06.2021 № 441-п утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Согласно п. п. 1.1,2.14 Порядка, настоящий Порядок определяет механизм и условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (далее соответственно - граждане, социальный контракт) (п. 1.1).
Основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта является предоставление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжаловано в установленном действующим законодательством порядке (п. 2.14).
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 23.09.2016 № СЭД-33-01-03-565 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта.
На основании п. п. 1.1, 1.2, 2.3, 2.9, 2-9.1, 2.9.2 Административного регламента, административный регламент по предоставлению государственной услуги в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная услуга, Регламент) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) и территориальных органов Министерства по предоставлению государственной услуги, порядок и формы контроля предоставления государственной услуги, порядок и формы обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Предметом регулирования Регламента являются правоотношения по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 1.1).
В качестве заявителей выступают малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае (далее - Заявитель) (п. 1.2).
Результатом предоставления государственной услуги является:
назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта;
отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 2.3).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и отказа в предоставлении государственной услуги, (п. 2.9)
Основания для приостановления предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрены (п. 2.9.1).
В предоставлении государственной услуги отказывается в случае представления Заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также при отсутствии права на получение государственной социальной помощи (п. 2.9.2).
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья указал, что 01.11.2022 Минасанова А.В. обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г.Перми с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности.
При этом Минасанова А.В. является студенткой Пермского государственного медицинского университета имени академика ФИО5. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № среднедушевой доход ФИО4 как одиноко проживающего гражданина составляет 10 090 руб., что ниже прожиточного минимума. Для получения социальной помощи подготовлен бизнес-план с проектом договора на приобретение лазерного станка для изготовления продукции.
Представленные ФИО4 документы на получение социальной помощи на основании социального контракта были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, по результатам рассмотрения было принято решение об отказе ФИО4 в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта ввиду неэффективности его заключения.
Уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Территориального управления ФИО1 было подготовлено и направлено в адрес заявителя ФИО4
Мировым судьей сделан вывод о том, что ФИО4 в установленные действующим законодательством сроки была предоставлена государственная услуга, результатом которой явился отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 2.3 Административного регламента), в связи с чем, нарушения должностным лицом ФИО1 Порядка предоставления государственных услуг (Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением правительства Пермского края от 30.06.2021 № 441-п), повлекшего непредоставление государственной услуги, не установлено.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 8, 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи» о порядке назначения государственной социальной помощи, государственной социальной помощи на основании социального контракта и Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением правительства Пермского края от 30.06.2021 № 441-п, Территориальное управление вправе принять решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в том случае, если из содержания заявления и приложенных к нему документов со всей очевидностью следует, что не могут быть достигнуты цели конкретного вида государственной социальной помощи по стимулированию активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации, указанные в ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, имеющего по отношению к Административному регламенту большую юридическую силу, основания отказа в назначении государственной социальной помощи не являются исчерпывающими.
В данном случае отказ комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми был мотивирован тем, что ФИО4 является студенткой, обучается на дневном отделении, у нее отсутствует возможность осуществлять в полном объеме мероприятия, предусмотренные бизнес-планом. Комиссией сделан вывод о нерентабельности проекта, недостижении цели заключения социального контракта, нецелевом предоставлении бюджетных средств.
Учитывая изложенное, нарушение порядка предоставления ФИО4 государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта не установлено отсутствует.
На основании изложенного, выводы мирового судьи об отсутствии события административного правонарушения суд находит обоснованными, постановление – подлежащим оставлению без изменения, протест – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №5 Ленинского судебного района г. Перми от 09.02.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении Шевцовой ФИО7 оставить без изменения, протест заместителя прокурора г.Перми – без удовлетворения.
Копия верна
Судья Ю.Н.Шпигарь