УИД 91RS0023-01-2022-001351-20
Дело № 2-130/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2023 года.
10 февраля 2023 года пгт. Черноморское
Черноморский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кутепова Т.В.
при секретаре судебного заседания - Олевской А.Н.
с участием представителя ответчика - Шмытова А.В.
представителя третьего лица - Броварник В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Моисеенко Евгению Николаевичу, третьи лица: администрация <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садоводческое некоммерческое товарищество «Волна», администрация Новосельского сельского поселения <адрес> Республики Крым о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с иском о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, в обоснование которого указало, что в результате рассмотрения сведений государственного акта на право частной собственности серии ЯЖ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Новосельского сельского совета <адрес> АР Крым 25 сессии 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 0,0500 га, расположенного по адресу: <адрес>, Новосельский сельский совет, СНТ «Волна», участок №, ранее присвоенный кадастровый №. Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности, пунктом 44.11 о включении в приграничные территории муниципального образования <адрес> Республики Крым. По данным ЕГРН ответчик, является гражданином Украины, которому ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт о праве собственности на землю, серии ЯЖ №. Действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан. Учитывая вышеизложенное, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ), однако этого ответчиком добровольно сделано не было. В связи с изложенным, представитель истца просит суд понудить ФИО1 произвести отчуждение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым № (украинский), площадью 0,0500 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, Новосельский сельский совет, СТ «Волна», участок №.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о его проведении извещен надлежаще, от представителя поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика, адвокат по назначению – ФИО6 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, в поданных суду возражениях указывал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
В судебное заседание представитель третьего лица - администрации <адрес> Республики Крым не явился, извещен надлежаще, подал в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представители третьих лиц – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, администрации Новосельского сельского поселения <адрес> Республики Крым, не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
При указанных обстоятельствах, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8 п.1 ГК РФ к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей в числе других относит судебное решение, устанавливающие гражданские права и обязанности.
Статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что согласно государственного акта на право собственности серии ЯЖ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Новосельский сельский совет, садовое товарищество «Волна», участок №, площадью 0,0500 га, кадастровым №, вид категории – земли сельскохозяйственного назначения (л.д.9,41).
Из данного государственного акта серии ЯЖ № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что ФИО1 являясь гражданином Украины, проживает по адресу: Украина, <адрес>.
Из информации МВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно информационным учетам Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> сведений о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке, о документировании паспортом гражданина Российской Федерации ФИО7 Е.Н. не имеется (л.д.13).
Согласно предоставленным ответам Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества -земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Новосельский сельский совет, садовое некоммерческое товарищество «Волна», участок №. В соответствии с архивными данными Черноморского отдела земельных ресурсов АР Крым имеются сведения о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, на территории Новосельского с/с, СТ «Волна», участок № на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯЖ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя ФИО4 (л.д.30,40).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2970-0 указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на, основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующе» территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» внесены изменения, в частности, добавлен п. 44.11. «Муниципальное образование <адрес> Республики Крым….».
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени спорный земельный участок принадлежит ответчику, на основании государственного акта серии ЯЖ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит суд возложить на ФИО1 обязанность произвести отчуждение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
По общему правилу, судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.
Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.
Гражданское законодательство определяет правовое положений участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГКРФ).
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования – <адрес> Республики Крым.
Сведений о расположении на данном земельном участке иных объектов недвижимого имущества, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сама по себе формулировка заявленных истцом требований, при содержащихся в иске заявленных основаниях, не может являться причиной для отказа в удовлетворении иска, заявленные требования подлежали частичному удовлетворению.
На основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч.1 ст. 103 ГПК РФ, под. 8 п. 1 ст. 333.20 части второй НК РФ).
В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход муниципального образования <адрес>, в размере 400,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, удовлетворить частично.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым № (украинский), площадью 0,0500 га, вид категории – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, Новосельский сельский совет, садовое некоммерческое товарищество «Волна», участок №, принадлежащий ФИО1, на основании государственного акта серии ЯЖ № от ДД.ММ.ГГГГ, с последующей передачей ФИО1 вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определите равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Т.В. Кутепов