Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-570/2022 ~ М-446/2022 от 28.06.2022

Дело № 2-570/2022

УИД: 03RS0071-01-2022-000839-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


16 декабря 2022 года г.Янаул РБ

Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Газизовой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Мухамадуллине Д.И.,

с участием истца – прокурора Миншатовой М.Е,

представителя ответчика ООО «Газпроммежрегионгаз Уфа»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Янаульского района РБ к ООО «Газпроммежрегионгаз Уфа» об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

УСТАНОВИЛ:

<адрес> РБ обратился в суд с данным иском, в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет сумм задолженности ФИО2 по платежным документам по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ. и за ДД.ММ.ГГГГ., обязать ответчика исключить практику включения в платежные документы по предоставлению коммунальных услуг понесенные расходы по оплате государственной пошлины и иных судебных расходов. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной по обращению ФИО7 проверки соблюдения требований законодательства в сфере начисления за газ было установлено, что с ФИО8 в связи с наличием задолженности мировым судьей была взыскана задолженность по оплате за газ, а также расходы по оплате государственной пошлины. В Янаульское МО СП УФССП по РБ с исполнительным документом ответчик не обратился. Ответчик в платежные документы за ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ., направленные ФИО8, включил недостоверную информацию о действительном размере платы за коммунальную услугу, включив в состав платы суммы, взысканные с потребителя судебными актами (госпошлина). Между тем, законодательством включение в платежный документ платы за иные услуги, кроме коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья, не предусмотрено. Включение в платежный документ взысканных судебными актами пени и расходов по уплате госпошлины является неправомерным, законодательством установлен специальный порядок взыскания данных сумм. По выявленным нарушениям прокуратурой района было внесено представление, требования которого ответчиком не исполнены.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала, суду пояснила, что проверка прокуратурой была проведена в связи с поступлением обращения ФИО8. По результатам проверки ответчику было направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Ответчик обратился в Арбитражный Суд РБ с заявлением о признании представления прокурора района незаконным. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении требования ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» было отказано.

Представитель ответчика – ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что из обращения ФИО8 не следует, что она просит обратится в суд в ее интересах, в силу ст. 45 ГПК РФ оснований для обращения прокурора с иском в интересах ФИО8 нет. Относительно требования о не включении в платежный документ сведений о взысканной госпошлине, считает, что потребитель вправе получать всю информацию о суммах, подлежащих уплате.

Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что для начисления платы за коммунальную услугу «газоснабжение» в ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» открыт лицевой счет .

В связи с несвоевременной оплатой потребителем коммунальной услуги, ответчик обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности за коммунальную услугу. Мировым судьей судебного участка №2 по Янаульскому району и г.Янаулу Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вынесены судебные приказы о взыскании с ФИО7 задолженности за коммунальную услугу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2509 руб. 70 коп., пени в размере 55 руб. 82 коп., а также 200 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины (дело ); о взыскании с ФИО7 задолженности за коммунальную услугу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2493 руб. 50 коп., пени в размере 21 руб. 07 коп., а также 200 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины (дело ).

Прокурором Янаульского района РБ проведена проверка по обращению ФИО7 о неправомерных действиях сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», в ходе которой было установлено, что в выставленных потребителю платежных документах на оплату коммунальной услуги по газоснабжению за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года включены расходы по уплате государственной пошлины, взысканной вышеуказанными судебными приказами, за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 200 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 400 рублей. По результатам проверки прокурором Янаульского района в адрес ООО "Газпром Межрегионгаз Уфа» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства, которым на ответчика возложена обязанность по произведению перерасчета сумм задолженности ФИО7 по платежным документам по оплате коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ года и за ДД.ММ.ГГГГ года.

Решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении заявления ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» о признании указанного представления незаконным отказано.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды, собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Частью 3 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Во исполнение п. 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), приказом Минстроя России от 26.01.2018 №43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, которой не предусмотрена возможность отражения информации о судебных расходах, понесенных исполнителем коммунальных услугу или ресурсоснабжающими организациями в связи с взысканием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В п. 69 Правил приведен перечень сведений, которые должны быть отражены в платежном документе. Помимо информации, прямо перечисленной в данном пункте, в платежном документе согласно пп. «л» п. 69 Правил могут быть отражены и другие сведения, подлежащие включению в платежные документы в соответствии с Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Так, указанным пунктом установлено, что в платежном документе указываются, в том числе и указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).

Таким образом, вышеуказанные правила № 354 не предусматривают возможность включения в платежные документы иных задолженностей потребителя, которые не являются непосредственно задолженностями по оплате за содержание жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт.

В силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли- продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Согласно пп. «з» п. 69 Правил в платежном документе должны быть указаны, в том числе, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Таким образом, указанными положениями федерального законодательства не установлена возможность или необходимость указания в платежном документе исполнителем коммунальной услуги или ресурсоснабжающей организацией сведений о размере понесенных судебных расходах, связанных с взысканием с потребителя задолженности за потребление газа.

В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ч. 2 ст. 130 ГПК РФ в случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю. Исполнительный лист может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный приказ является исполнительным документом. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Отнесение задолженности по услуге, не являющейся жилищной и коммунальной, является нарушением, кроме того, пункта 118 Правил № 354, в соответствии с которым в случае частичной оплаты только коммунальных услуг и жилищных услуг, полученная от потребителя плата делится между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы.

Обязанность по оплате судебных издержек (государственной пошлины) не относится к обязанности по оплате жилищных услуг и не относится к числу обязанностей по оплате коммунальных услуг, так как не входит в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170).

Включение в квитанцию по коммунальным услугам, выставленной потребителю, суммы государственной пошлины приводят к увеличению задолженности потребителя за коммунальную услугу.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что включение сумм государственной пошлины в квитанцию на оплату услуг газоснабжения является неправомерным. Оплата данных расходов осуществляется потребителем добровольно либо путем принудительного исполнения в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Относительно исковых требований прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет сумм задолженностей ФИО7 суд приходит к следующему.

Обращаясь в суд с данным иском, прокурор Янаульского района РБ в исковом заявлении сослался на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, однако из текста заявления и его просительной части усматривается, что прокурором полагались нарушенными ответчиком права конкретного потребителя коммунальной услуги – ФИО5 по обращению которой и была инициирована прокурорская проверка соблюдения жилищного законодательства.

Таким образом, заявляя требование об обязании ответчика произвести перерасчет суммы задолженности ФИО8, круг лиц, в защиту которых подано исковое заявление прокурора в данной части, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина.

Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных названной статьей случаях.

Так, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

С учетом изложенных принципов участия в деле лиц, наделенных полномочиями от имени государства надзирать за соблюдением законности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет задолженности ФИО8.

В соответствии со ст.103 ГПК РФи ст.333.17п.2 пп.2 НК РФгосударственная пошлина, отуплатыкоторой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного отуплатысудебныхрасходов, и зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В силу абз. 3 п. 3 ч. 1 ст.333.19Налогового кодекса РФ при подачеисковогозаявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а такжеисковогозаявления неимущественного характерагосударственная пошлинадля организаций составляет 6 000 рублей.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканиюгосударственная пошлинав размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФсуд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Янаульского района РБ к ООО «Газпроммежрегионгаз Уфа» удовлетворить частично.

Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» исключить изплатежныхдокументов пооплатеза газ суммы судебных расходов по оплате государственной пошлины и иных судебных расходов, взысканных с потребителей на основании судебных актов.

Взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в доход бюджета муниципального района Янаульский район РБ государственную пошлинув сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Янаульский районный суд Республики Башкортостан.

Судья Д.А.Газизова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Д.А.Газизова

«Согласовано»

2-570/2022 ~ М-446/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Янаульского района РБ
Ответчики
ООО "Газпром Межрегионгаз Уфа"
Другие
Салимгараева Айсылу Ринатовна
Суд
Янаульский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Газизова Д.А.
Дело на сайте суда
yanaulsky--bkr.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
28.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
18.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.08.2022Предварительное судебное заседание
11.11.2022Производство по делу возобновлено
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее