Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1928/2019 от 29.01.2019

    Судья: Грибова Е.В.                адм.дело N 33А-1928/2019                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года                         г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Сивохина Д.А. и Вачковой И.Г.,

при секретаре Лещевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Воронина Станислава Александровича на решение Самарского районного суда г.Самары от 10 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Воронина С.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Воронина С.А. – Чекова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Самарской области Владимирцевой Н.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Воронин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области). С учетом уточнения, просил суд признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации права от 18 октября 2018 года N 63/001/318/2018-6921, обязать возобновить государственную регистрацию права собственности Воронина С.А. на земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 546 кв. м.

Свои требования обосновал тем, что 22 мая 2017 года между Муниципальным образованием г. о. Самара и Ворониным С. А. заключен договор купли - продажи N 000363кп земельного участка, который 11 октября 2018 года подан для регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

Уведомлением от 18 октября 2018 года государственная регистрация права приостановлена, поскольку в ходе правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, учитывая конфигурацию указанного земельного участка, отображенную в государственном кадастре недвижимости и схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2014 г. № 976, установлено, что подобное расположение образованного земельного участка ведет к вклиниванию, изломанности границ, что прямо запрещено нормами действующего законодательства.

Воронин С.А. считает, что отказывая в проведении регистрации договора купли - продажи, административный ответчик, превысил свои полномочия в части правовой оценки действий Департамента управления имуществом г. о. Самара, а также действий кадастровой палаты в том, что указанные органы неправомерно установили границы земельного участка Воронина С.А., который поставлен на государственный кадастровый учет. При этом, согласно заключению кадастрового инженера Билалова Р.К., земельный участок с кадастровым имеет сложную конфигурацию, но не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, а также конфигурация указанного земельного участка позволяет размещать объекты недвижимости и не препятствует рациональному использованию и охране земель недостатками. Земельный участок сформирован именно в этих границах и находится в пользовании более 15 лет. Кроме того, конфигурация земельного участка подтверждается тем фактом, что смежные участки также внесены на государственный кадастровый учет по результатам межевания. Споры по границам земельного участка отсутствуют. Кроме того, земельный участок с кадастровым выкуплен Ворониным С. А. на основании договора купли - продажи № 000363кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара от 22.05.2017. На основании изложенного кадастровый инженер делает вывод о том, что отсутствуют основания для приостановления государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым

Решением Самарского районного суда г.Самары от 10 декабря 2018 года в удовлетворении требований Воронина С.А. отказано.

С указанным решением не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 21 названного федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Так, согласно пункту 13 части 1 статьи 26 Закона о регистрации основанием приостановления (и последующего отказа) является случай, когда сделка, подлежащая государственной регистрации или выступающая основанием государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию административным истцом представлен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самары от 22.05.2017 за № 000363кп, согласно которому Воронин С.А. приобретает в собственность за плату земельный участок, площадью 546 кв.метров, с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 18 октября 2018 года государственная регистрация в отношении указанного земельного участка приостановлена.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемое решение административного ответчика принято с соблюдением положений Закона о регистрации и права административного истца не нарушает.

При этом, обоснованно исходил из следующего.

Установлено, что административный истец на основании договора дарения, заключенного с Ворониной В.М., является собственником жилого дома, площадью 413 кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

Первичное право Ворониной В.М. зарегистрировано на основании решения Октябрьского районного суда г. Самары от 13 мая 2003 года, согласно которому признано право собственности на коттедж, при этом вопрос о принадлежности либо о формировании земельного участка для расположения указанного дома не рассматривался.

Распоряжением Департамента управления имуществом г. о. Самара N 976 от 20 ноября 2014 года утверждена схема расположения земельного участка, площадью 546,00 кв.м., занимаемого отдельно-стоящим жилым домом коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N .

11 октября 2018 года Воронин С.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением, в котором просил осуществить государственную регистрацию права в отношении указанного выше земельного участка.

Материалами дела установлено, что схема расположения земельного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории утверждена распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара N 976 от 20 ноября 2014 года.

В соответствии с частью 1 пункта 5 статьи 4 Закона Самарской области от 4 марта 2011 N 16-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», основаниями для отказа в утверждении схемы являются: наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В ходе проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, учитывая конфигурацию указанного земельного участка, отображенную в государственном кадастре недвижимости и схеме расположения земельного участка, установлено, что подобное расположение образованного земельного участка ведет к вклиниванию, изломанности границ, что прямо запрещено вышеуказанными нормами действующего законодательства.

Помимо этого, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на которых расположено здание, строение, сооружение, собственнику здания осуществляется без проведения торгов.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

Таким образом, конфигурация вышеуказанного земельного участка (состоит из двух практических самостоятельных участков), свидетельствует о том, что его часть непосредственно не занята жилым домом и не является необходимой для его использования, в связи с чем не может быть предназначена для эксплуатации жилого дома, принадлежащего на праве собственности заявителю.

Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы, в которой Воронин С.А. не согласен с выводами суда первой инстанции признаются судебной коллегией несостоятельными по вышеизложенным мотивам.

Указание в апелляционной жалобе административного истца на отсутствие споров о границах с правообладателями соседних земельных участков, а также заключение кадастрового инженера, в котором приводятся разъяснения о причине выбора именно такой конфигурации земельного участка, не может быть принято во внимание судебной коллегией. Данные обстоятельства не устраняют причины невозможности предоставления спорного земельного участка указанной площади и конфигурации для эксплуатации вышеуказанного жилого дома в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

Как правомерно указано судом, спорный земельный участок должен быть преобразован и та его часть, которая не является необходимой для использования жилого дома, принадлежащего административному истцу, должна предоставляться с учетом пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

                    определила:

Решение Самарского районного суда г.Самары от 10 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронина С.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1928/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воронин С.А.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Другие
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Чеков Артем Юрьевич
Администрация г.о.Самара
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.01.2019Передача дела судье
19.02.2019Судебное заседание
06.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее