Дело № (УИД №)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Гайны 5 октября 2023 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе судьи Зубовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Исаевой А.А.,
с участием представителя истца Кашина А.Н. - ФИО8
представителя ответчика администрации Гайнского муниципального округа Шкудова О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашина Андрея Николаевича к администрации Гайнского муниципального округа об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
у с т а н о в и л:
Кашин А.Н. обратился в Гайнский районный суд с исковыми требованиями к администрации Гайнского муниципального округа об устранении препятствий в пользовании земельным участком, мотивировав свои требования следующим. С 2012 года он является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 3023 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), распложенного по адресу <адрес>. Земельный участок граничит с землями, в соответствии с правилами землепользования и застройки пос. Гайны, на которых расположены рекреационные зоны Р-2, зона естественных ландшафтов. К указанному земельному участку имеется проезд, расположенный со стороны <адрес> на землях общего пользования, находящихся в муниципальной собственности. Данный проезд к земельному участку существовал с момента возведения на нем первого жилого дома, а именно с 1910 года, с указанного же времени проездом к участку пользовались. В период с 28 мая 2023 года по настоящее время в рамках реализации проекта по формированию комфортной городской среды обустройство этно-исторического пространства «ВOрчук» ведутся работы по монтажу металлической лестницы. Монтаж металлической лестницы осуществляется на территории общего пользования, а именно на проезде к его земельному участку и фактически препятствуют проезду к принадлежащему ему земельному участку, что нарушает его права собственника на пользование земельным участком. В нарушение норм законодательства сформированный земельный участок, который был обеспечен проездом к нему, фактически лишается данного проезда. Смежность земельного участка с рекреационными землями, установленными Правилами землепользования и застройки пос. Гайны, а также с земельными участками, находящимся в пользовании иных лиц, не позволяет обеспечить участок иным проездом к нему. В целях решения вопроса о переносе металлической лестницы, монтируемой на проезде к земельному участку, 07.06.2023 им на имя главы администрации Гайнского МО Е.Г. Шалгинских было направлено заявление о нарушении его прав собственника, в связи с тем, что установка металлической лестницы осуществляется на проезде к земельному участку и фактически препятствует доступу к участку. В заявлении было предложено выкупить принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в связи с невозможностью его использования по целевому назначению. В поступившем ответе было указано, что они не нарушают его прав. Просит устранить препятствия в пользовании истцом земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> Гайнский МО <адрес>, путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу части металлической лестницы, проходящей по землям общего пользования.
В судебном заседании истец Кашин А.Н. на заявленных требованиях настаивал. Представитель истца ФИО6 дополнительно пояснила, что собственниками земельного участка по <адрес> они с супругом являются с 2012 года. Участок приобретался ими для строительства жилого дома. Первый дом на участке был построен в 1910 году. Они с супругом произвели демонтаж всех строений на участке, расчистили сам участок, подвели электричество. Межевание участка не проводилось, но границы отмечены забором. В момента постройки первого дома в 1910 году подъезд к участку осуществлялся с ул. Пролетарская по землям общего пользования, иного способа подъехать к участку не было. В мае 2023 года, когда началось возведение лестницы, они узнали, что лестница примыкает к их земельному участку, тем самым подъехать к участку на машине стало невозможно. Они обратились в администрацию Гайнского муниципального района с заявлением о переносе лестницы либо выкупе участка за 190000 рублей. Администрацией им было отказано. Иного способа для подъезда к участку, кроме как с улицы Пролетарская, нет. С обустройством проезда со стороны улицы Советская они не согласны, так как в месте предполагаемого подъезда, на их участке имеется склон. Земельным участком они пользуются только в летний период, скашивают траву.
Представитель ответчика администрации Гайнского муниципального округа Шкудов О.П. исковые требования не признал и пояснил, что спорный земельный участок расположен вблизи улицы Пролетарская и переулка Колхозного в п. Гайны. В имеющихся паспортах на ул. Пролетарская и пер. Колхозный наличие каких-либо съездов с указанных автомобильных дорог не зафиксировано, соответственно они не являются частью улично-дорожной сети. Подъезда к земельному участку, на который ссылается истец, не существует, земельный участок граничит с землями общего пользования. Препятствий в пользовании земельным участком у истца нет, он расположен на расстоянии 15 метров от улицы Пролетарская. За все время нахождения земельного участка в собственности истца, истец никогда не обращался в администрацию для обустройства проезда к земельному участку. Подготовка проекта по формированию комфортной городской среды обустройство этно-исторического пространства «ВOрчук» была произведена с участием геодезистов, ими же было определено место установки металлической лестницы с ул. Пролетарская на ул. Северная. На земельном участке, собственником которого является истец, нет никаких строений, деятельность по производству сельскохозяйственной продукции не ведется, участок не обрабатывается. Перенос лестницы в настоящее время невозможен, поскольку это повлечет за собой изменение муниципального контракта и технических характеристик уже установленной лестницы. В то же время, имеется возможность по обустройству проезда к земельному участка истца со стороны улицы Советская, согласно предварительной смете стоимость работ по обустройству данного проезда составляет 65000 рублей.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Кашин А.Н. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 1 марта 2012 года является собственником земельного участка общей площадью 3023 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, границы земельного участка не уточнены (л.д. 5). С южной стороны земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности граничит с землями общего пользования. Каким-либо подъездом для транспортных средств земельный участок не обустроен (фото стр. 37).
В мае 2023 года, в рамках реализации проекта по формированию комфортной городской среды - обустройство этно-исторического пространства «ВOрчук», по муниципальному контракту, на землях общего пользования, вдоль южной стороны земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, началось возведение металлической лестницы, соединяющей улицы Пролетарская и Северная. Полагая, что возведение лестницы нарушает право истца на пользование земельным участком, Кашин А.Н. обратился в Гайнский районный суд с исковым заявлением об устранении препятствия в пользовании истцом земельного участка, расположенного по адресу Пермский край Гайнский МО <адрес>, путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу части металлической лестницы, проходящей по землям общего пользования.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из статьи 10 Гражданского кодекса РФ следует необходимость соблюдения соразмерности избранного способа защиты нарушенному праву. В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.
По смыслу приведенных норм, в гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (статья 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Указанная обязанность возложена на орган местного самоуправления в силу требований пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения прав неопределенного круга граждан на комфортные и благоприятные условия проживания, в том числе обеспечения их свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также подъезда к жилым домам экстренных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи и иных).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, земельный участок, с кадастровым номером 81:01:0011001:46, расположенный по адресу <адрес> подъездом к нему не оборудован. Вопреки доводам истца, участок земель общего пользования, через который истец подъезжал к земельному участку, подъездом не является, в техническом паспорте улицы Пролетарская не значится (л.д. 134) и частью улично-дорожной сети поселка Гайны не является.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 52 ФЗ N 131). На основании частей 2 и 3 статьи 52 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Согласно ч. 10 статьи 35 ФЗ № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемым в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51 ФЗ N 131).
В силу части 1 статьи 11 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании пункта 1 статьи 1, статьи 12 ГК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК РФ; целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
При этом суд обязан исходить из соразмерности препятствий способу, которым истец просит эти препятствия устранить, поскольку в силу закона не могут быть защищены права одного собственника за счет законных прав другого лица и в ущерб последнему, то есть выбор способа защиты нарушенного права должен быть соразмерным нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Само по себе отсутствие подъездной автомобильной дороги непосредственно к земельному участку с кадастровым 81:01:0011001:46, расположенному по адресу <адрес>, не может служить безусловным основанием для возложения на администрацию Гайнского муниципального округа обязанности обеспечить истцу удобную для него эксплуатацию частной собственности, ограничивая тем самым права органа местного самоуправления на реализацию возложенных в силу закона на него полномочий при осуществлении дорожной деятельности в порядке, установленном градостроительным законодательством.
Понуждение администрации муниципального образования к обеспечению подъездных путей способом, указанным в исковом заявлении является, по сути, ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Суд не вмешивается в компетенцию органа местного самоуправления, а лишь возлагает на него выполнение тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством и которые ответчик должен исполнять в целях решения вопросов местного значения.
Как указал в судебном заседании представитель ответчика, у администрации Гайнского муниципального округа имеется реальная возможность обустройства подъезда к земельному участку, расположенному по адресу п. Гайны ул. <адрес> с улицы Советская. Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", содержащихся в п. 45, 47 следует, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Поскольку истцом заявлены требования об устранении препятствия в пользовании истцом земельного участка именно путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу части металлической лестницы, проходящей по землям общего пользования, при этом истцом не представлено доказательств нарушения своих прав собственника установкой лестницы, суд оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не находит.
Руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Кашину Андрею Николаевичу к администрации Гайнского муниципального округа об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 81:01:0022001:46, расположенным по адресу Пермский край Гайнский район п. Гайны ул. <адрес>, путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу части металлической лестницы, проходящей по землям общего пользования - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.
Судья: Е.Н. Зубова
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2023