Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1174/2023 ~ М-1083/2023 от 19.07.2023

Дело № 2-1174/2023 УИД 51RS0007-01-2023-001335-89

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2023 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09.08.2023 года                                                   г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Полузиной Е.С.,

при помощнике судьи Пошиной И.А.,

с участием помощника прокурора г. Апатиты Лапухова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников недвижимости «Строителей 55» об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников недвижимости «Строителей 55» (далее – ТСН «Строителей 55») об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г. Апатиты во исполнение приказов Генпрокуратуры России от 07.12.2007 №195, от 03.03.2017 №140 проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ТСН «Строителей 55», осуществляющего управление и предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме №55, расположенном по ул. Строителей в г. Апатиты Мурманской области. В рамках проведения проверки установлено, что ТСН «Строителей 55» не разработана и не представлена на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, что нарушает права и законные интересы граждан в части отсутствия надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме. В связи с чем прокурор просит обязать ТСН «Строителей 55» в срок до 26.10.2023 года разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирном доме № 55, расположенном по ул. Строителей в г. Апатиты Мурманской области и согласовать ее в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

ТСН «Строителей 55» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился; об уважительных причинах неявки не сообщило и не просило об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке заочного производства, в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

В силу пунктов 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, а также отдельных объектов таких систем.

Частью 2 статьи 25 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25 Закона N 416-ФЗ).

В силу части 6 статьи 25 Закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.

В силу статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 года N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", введенными в действие с 01.03.2021 года.

В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 года N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

Согласно пункту 1 приложения N 4 к СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

Как следует из пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 "Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020 года, производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ТСН, как осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения.

Как следует из материалов дела, ТСН «Строителей 55» осуществляет управление многоквартирным домом № 55, расположенным по ул. Строителей в г. Апатиты Мурманской области, в связи с чем является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги и обязано оказывать качественные коммунальные услуги.

Пунктами 2.1 и 2.2 Устава ТСН «Строителей 55» предусмотрено, что указанное товарищество создано, в том числе, с целью совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Товарищество осуществляет деятельность, в том числе, по управлению многоквартирным домом и заключению договоров энергоснабжения, с целью обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Согласно договора теплоснабжения №624 от 01.01.2019 года, заключённого между ПАО «ТГК № 1» и ТСН «Строителей 55», энергоснабжающая организация обязуется поставить теплоноситель (горячую воду) и (или) тепловую энергию до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей с абонентом, а абонент обязуется принять и оплатить объем теплоносителя (горячую воду) и (или) тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества дома, а также соблюдать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя. Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей устанавливается в Акте разграничения балансовой принадлежности (тепловых сетей) и эксплуатационной ответственности (раздел 2 Договора). Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности, границами балансовой принадлежности являются первые фланцы задвижек №1,2 в т/узлах многоквартирного дома №55 по ул. Строителей. На балансе и в эксплуатации Потребителя (ТСН «Строителей 55») находятся задвижки 1,2 в т/узлах многоквартирного дома №55 по ул. Строителей, т/узел с запорной арматурой и внутренняя разводка отопления и ГВС.

Согласно договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5161ПД от 01.04.2019 года (с учетом соглашения от 31.10.2022 года о замене стороны в договоре), заключённого между ГОУП «Мурманскводоканал» и ТСН «Строителей 55», границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям ресурсоснабжающей организацией и исполнителя определяются в соответствии с Актом разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которого границей раздела является присоединение внутридомовой водопроводной сети МКД к транзитной сети в подвальном помещении по ул. Строителей, д.55. Внутридомовая водопроводная сеть от присоединения к транзитному водопроводу (включая задвижку на присоединении) в подвальном помещении МКД и далее по зданию, находятся в эксплуатационной ответственности ТСН «Строителей 55».

В соответствии с частью 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, ТСН «Строителей 55», являясь лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ, Федерального закона №52-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21.

По результатам проведенной прокуратурой г. Апатиты проверки установлено, что ответчиком не разработана и не представлена на согласование в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе программа производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды.

Наличие указанного нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства представителем ответчика не оспаривается и подтверждается представленным в материалы дела ответом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировск и Ковдорском районе от 05.04.2023 года.

На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения действующего законодательства не устранены, при этом непринятие ответчиком мер по устранению указанных нарушений существенным образом нарушает права и законные интересы жителей жилого дома № 55 по ул. Строителей в г. Апатиты Мурманской области, в части обеспечения надлежащего контроля качества поставляемых коммунальных ресурсов, а также создания благоприятных и безопасных условий проживания в многоквартирном доме.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого, суд соглашается со сроком разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды, предложенным прокурором – до 26.10.2023 года, поскольку он является разумным и достаточным, направлен на соблюдение баланса интересов сторон и скорейшее восстановление прав жителей многоквартирного дома № 55 по ул. Строителей в г. Апатиты Мурманской области.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников недвижимости «Строителей 55» об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников недвижимости «Строителей 55» (ИНН 5118002428), расположенное по адресу: 184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Строителей, д. 55, кв. 25, в срок до 26.10.2023 года разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Строителей, д. 55, и согласовать ее в Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировске и Ковдорском районе.

Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Строителей 55» (ИНН 5118002428) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в Апатитский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.С. Полузина

2-1174/2023 ~ М-1083/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРОКУРОР Г.АПАТИТЫ В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ
Ответчики
ТСН "СТРОИТЕЛЕЙ 55"
Другие
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В Г.АПАТИТЫ, Г.КИРОВСКЕ И КОВДОРСКОМ РАЙОНЕ
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Полузина Е.С.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2023Передача материалов судье
20.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.08.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее