Дело № 2-446/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при помощнике судьи Чеботаревой Н.В.,
с участием истца прокурора Облученского района ЕАО – старшего помощника прокурора Старостиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Теплоозесркого городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области, в котором указал, что в ходе проверки исполнения администрацией муниципального образования Теплоозерского городского поселения законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, проведенной в рамках надзорной деятельности, выявлены нарушения статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011.Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Установлено, что контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания администрации по адресу: <адрес>, ЕАО с даты его ввода в эксплуатацию-ДД.ММ.ГГГГ года, не проводились. Эксплуатационный контроль здания должным образом ответчиком не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что влечет нарушение прав сотрудников администрации, то есть неопределенного круга лиц. Прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать администрацию Теплоозерского городского поселения провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации Теплоозерского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании участвующий по делу прокурор Старостина Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Теплоозерского городского поселения провести по правилам Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований привела доводы, указанные в иске.
Представитель ответчика - администрации Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление представителем администрации городского поселения указано, что возражений по заявленным требованиям не имеет, просит срок для исполнения решения суда определить до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку стоимость работ по проверке и мониторингу состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения здания администрации и здания Дома культуры составит 200 000 рублей, то есть по 100 000 рублей на каждое здание. Бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год сформирован и денежная сумма на проведение указанных работ не заложена, в связи с чем заказать работы в запрашиваемый прокурором срок не представляется возможным, также у администрации имеется кредиторская задолженность в размере 53 169754,87 рублей.
На основании части 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7 статьи 55.24 ГрК РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8 статьи 55.24 ГрК РФ).
Согласно части 9 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В силу части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечивает применение на обязательной основе пункта 13.1 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст, согласно которому оценку технического состояния строительных объектов проводят в следующих случаях: по истечении расчетного срока службы объекта; в случае любого вида ремонта (комплексного, капитального, текущего) зданий и конструкций, подвергшихся износу при длительной эксплуатации; при проведении технического мониторинга. Проверку и оценку технического состояния строительного объекта проводят по плану технического обслуживания, по запросу владельцев или органов власти (пункт 13.2).
Из материалов дела установлено, что здание администрации Теплоозерского городского поселения, общей площадью 418,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «Теплоозерское городское поселение», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН.
В соответствии с техническим паспортом нежилое кирпичное здание по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки состоит из двух этажей, подвала, процент износа здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 40 %.
По результатам проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации установлено, что капитальный ремонт здания администрации Теплоозерского городского поселения, за исключением системы отопления, с даты его ввода в эксплуатацию не проводился, контрольные проверки и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, зданий не проводились.
Согласно договору на возмездное оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ проведены работы в здании администрации по замене радиаторов отопления, демонтажу 96 м. труб отопления, установке 24 радиаторов, 98 кранов, нарезка и спайка труб отопления.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени нарушения, указанные прокурором, администрацией Теплоозерского городского поселения не устранены, проверка и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации не проведены, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Осуществление деятельности администрацией Теплоозерского городского поселения в отсутствие указанных прокурором мероприятий не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства не исполнены, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования о возложении на администрацию Теплоозерского городского поселение Облученского муниципального района ЕАО обязанности провести контрольную проверку и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком решения суда, принимая во внимание обоснованные представленными доказательствами (сообщение ООО НИЦ «Сейсмозащита» о стоимости работ, информация о размере кредиторской задолженности) возражения ответчика, порядок формирования бюджета, объем необходимых работ, требуемых для исполнения обязательств, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего иска, не подлежит взысканию с ответчика администрации Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания администрации Теплоозерского городского поселения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 17.08.2022