УИД 79RS0002-01-2022-004622-59
Дело № 2-2522/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Бирюковой Е.А.,
с участием:
представителя процессуального истца Шишковой К.С..
представителей ответчика ОГБУ «МФЦ в ЕАО» Андреевой Р.А., Тарасовой А.В.,
при секретаре Гуриной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебного заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Козориз Константина Михайловича к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах Козориз К.М. обратился в суд с исковым заявлением к ОГБУ «МФЦ в ЕАО» об обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой Ленинского района ЕАО рассмотрено обращение Козориз А.Д. о не назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Козороиз А.Д. являлась получателем ежемесячной выплаты на Козориз Константина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по 30.11.2021.
28.08.2021 Козориз А.Д. обратилась с заявлением в ОГБУ «МФЦ в ЕАО» о назначении ежемесячной выплаты в повышенном размере через Единый портал госуслуг.
Согласно сведениям, полученным ОГБУ «МФЦ» в рамках межведомственного взаимодействия, среднедушевой доход семьи Козориз А.Д. составил за период с апреля 2020 года по март 2021 года 18 071,64 руб. (с учетом алиментов, уплаченных супругом Козориз А.Д. - Козориз М.В. на содержание ребенка предыдущего брака).
В предоставлении ежемесячной выплаты Козориз А.Д. было отказано по причине превышения дохода над величиной прожиточного минимума.
Повторно с заявлениями о предоставлении ежемесячной выплаты Козориз А.Д. обратилась в ОГБУ «МФЦ в ЕАО» в октябре 2021 года и феврале 2022 года.
При рассмотрении указанных заявлений учитывались доходы семьи Козориз А.Д. за период с июня 2020 года по май 2021 года (среднедушевой доход составил 20 255,67 руб. (с учетом алиментов, уплаченных супругом Козориз А.Д. - Козориз М.В. на содержание ребенка предыдущего брака) и с октября 2020 года по сентябрь 2021 года (среднедушевой доход составил 22 212,66 руб. (с учетом алиментов, уплаченных супругом Козориз А.Д. -Козориз М.В. на содержание ребенка предыдущего брака) соответственно.
Просит суд обязать ОГБУ «МФЦ в ЕАО» произвести расчёт среднедушевого дохода семьи Козориз А.Д., исключив из него суммы уплаченных её супругом - Козориз Михаилом Васильевичем алиментов; назначить предусмотренную Законом ЕАО от 30.03.2020 № ежемесячную денежную выплату на ребенка от трех лет до семи лет включительно - Козориз Константина Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за период с 01.12.2021 по настоящее время.
Представитель процессуального истца Шишкова К.С. в судебном заседании требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представителя ответчика ОГБУ «МФЦ в ЕАО» Андреева Р.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что принимая во внимание позицию ВС РФ, они могут произвести перерасчет среднедушевого дохода, начиная с 01.12.2021, поскольку ранее Козориз А.Д. не предоставлялись сведения о перечислении алиментов в другую семью. При наличии оснований они назначат предусмотренную Законом ЕАО от 30.03.2020 № ежемесячную денежную выплату на ребенка от трех лет до семи лет.
Представителя ответчика ОГБУ «МФЦ в ЕАО» Тарасова А.В. поддержала позицию и пояснения представителя ответчика ОГБУ «МФЦ в ЕАО» Андреевой Р.А.
Процессуальный истец прокурор Ленинского района ЕАО, законный представитель материального истца Козориз А.Д. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
При этом, данный Указом Президента установлено, что а) ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты; б) размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В абзаце первом подпункта «а» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правительству Российской Федерации предписано до 1 апреля 2020 года утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для её назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за её назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с Использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Правительством Российской Федерации 31.03.2020 издано постановление № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утверждённых названным постановлением Правительства Российской Федерации, указано, что они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (далее-Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно).
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно).
Абзацем третьим пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предусмотрено, что решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В пункте 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи, в частности в подпункте «г» поименованы алименты.
В Еврейской автономной области 30.03.2020 принят закон Еврейской автономной области № 534-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Еврейской автономной области» (далее-закон ЕАО № 534-ОЗ).
Согласно части 2 статьи 1 закона ЕАО № 534-ОЗ право на получение ежемесячной выплаты имеют семьи, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в соответствии с законом Еврейской автономной области от 24 ноября 2004 года № 353-03 «О порядке установления величины прожиточного минимума в Еврейской автономной области», за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, при условии, если один из родителей или иной законный представитель ребёнка и ребёнок имеют гражданство Российской Федерации.
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законом Еврейской автономной области «О порядке установления величины прожиточного минимума в Еврейской автономной области», за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (часть 3 статьи 1 закона Еврейской автономной области от 30.03.2020 № 534-03).
Постановлением правительства ЕАО от 10.02.2021 № 20-пп величина прожиточного минимума в Еврейской автономной области на душу населения на 2021 год установлена 16386 рублей.
Постановлением правительства ЕАО от 13.12.2021 № 518-пп величина прожиточного минимума в Еврейской автономной области на душу населения на 2022 год установлена 18758 рублей.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно устанавливается правительством Еврейской автономной области (абзац первый статьи 3 закона Еврейской автономной области от 30 марта 2020 года № 534-03).
В целях реализации закона Еврейской автономной области от 30 марта 2020 года № 534-03 правительство Еврейской автономной области 14 апреля 2020 г. издало постановление № 100-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 30 марта 2020 г. 534-03 «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Еврейской автономной области», которым в том числе утверждён Порядок учёта и исчисления размера среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Еврейской автономной области (далее - Порядок учёта и исчисления размера среднедушевого дохода семьи в Еврейской автономной области).
В пункте 4 Порядка учёта и исчисления размера среднедушевого дохода семьи в Еврейской автономной области содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи, в частности в подпункте «г» данного пункта указаны алименты.
Из приведённых нормативных положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Еврейской автономной области следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума. Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно определено, что при расчёте среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе алименты.
Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся нормативных правовых актах Еврейской автономной области, регулирующих спорные отношения.
Таким образом, как федеральным законодательством, так и региональным законодательством предусмотрено, что алименты учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.
Из материалов дела следует, что Козороиз А.Д. являлась получателем ежемесячной выплаты на Козориз Константина, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по 30.11.2021.
28.08.2021 Козориз А.Д. обратилась с заявлением в ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о назначении ежемесячной выплаты в повышенном размере через Единый портал госуслуг.
По сведениям, полученным ОГБУ «МФЦ» в рамках межведомственного взаимодействия, среднедушевой доход семьи Козориз А.Д. за период с 01.04.2020 по 31.03.2021 составил 18 071,64 руб. (с учетом алиментов, уплаченных супругом Козориз А.Д. - Козориз М.В. алиментов на содержание ребенка предыдущего брака).
В предоставлении ежемесячной выплаты Козориз А.Д. было отказано по причине превышения дохода над величиной прожиточного минимума.
Повторно с заявлениями о предоставлении ежемесячной выплаты Козориз А.Д. обратилась в ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» в октябре 2021 года и феврале 2022 года.
При рассмотрении указанных заявлений учитывались доходы семье Козориз А.Д. за период с 01.06.2020 по 31.05.2021 среднедушевой доход составил 20 255,67 руб. (с учетом алиментов, уплаченных супругом Козориз А.Д. - Козориз М.В. на содержание ребенка предыдущего брака) и с 01.10.2020 по 30.09.2021 - среднедушевой доход составил 22 212,66 руб. (с учетом алиментов, уплаченных супругом Козориз А.Д. - Козориз М.В. на содержание ребенка предыдущего брака) соответственно.
При этом, выплачиваемые супругом истца алименты в пользу предыдущей супруги, из дохода семьи за указанные периоды исключены не были, что противоречит требованиям законодательства, в частности, требованиям Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», а также нарушает права несовершеннолетнего Козориз К.М. на получения мер социальной поддержки.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ОГБУ «МФЦ в ЕАО» необходимо произвести повторно расчет среднедушевого дохода семьи, в которой проживает несовершеннолетний Козориз К.М., исключив из дохода семьи сумму алиментов уплаченных отцом Козориз М.В. на содержание ребенка от предыдущего брака и повторно рассмотреть заявление Козориз А.Д. от 28.08.2021. При наличии оснований ОГБУ «МФЦ в ЕАО» надлежит назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно законному представителю несовершеннолетнего Козориз К.М., с учетом требований ст. 2 Закона ЕАО от 30.03.2020 №534-ОЗ.
Поскольку достаточных, допустимых доказательств, свидетельствующих на момент рассмотрения дела о наличии оснований назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно законному представителю несовершеннолетнего не представлено, принимая во внимание, что назначение указанной выплаты находится в компетенции ответчика, в связи с чем в части требования о назначении судом указанной денежной выплаты удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Так как ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Козориз Константина Михайловича к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ОГРН 1077901002740, ИНН 7901530648) повторно произвести расчет среднедушевого дохода семьи, в которой проживает несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец г№), исключив из дохода семьи сумму алиментов уплаченных отцом Козориз Михаилом Васильевичем, повторно рассмотреть заявление Козориз Александры Дмитриевны о назначении ежемесячной выплаты в повышенном размере от 28.08.2021 и принять решение в соответствии с Законом ЕАО от 30.03.2020 № 534-03 «О ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Еврейской автономной области».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ОГРН 1077901002740, ИНН 7901530648) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022.