Дело № 2-3021/2024
14RS0035-01-2024-002939-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 19 марта 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В., при секретаре Лыткиной А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» о понуждении к исполнению предписания,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с указанным иском, мотивируя тем, что Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – истец, УГСЖН) на основании приказа от ____ №___ проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» на предмет соблюдения обязательных требований по выполнению обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Актом проверки от ____ №___ выявлены отклонения от проектно-сметной документации в части ремонта общего имущества в многоквартирных домах – ремонта фасада многоквартирных домов, расположенных по адресу: ____ (далее – МКД). По результатам указанной проверки, зафиксированным в акте проверки от ____ №___, выявлены отклонения от проектно-сметной документации в части строительно-монтажных работ, допущенные при проведении капитального ремонта общего имущества - ремонта фасада МКД. Фондом не обеспечен контроль качества оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, ____ УГСЖН с целью устранения выявленных нарушений, выдано Фонду предписание об устранении нарушений жилищного законодательства №___ со сроком устранения нарушений до ____, которое не было исполнено. ____ УГСЖН с целью устранения выявленных нарушений выдано Фонду повторное предписание об устранении нарушений жилищного законодательства №___ со сроком устранения нарушений до ____, которое не было исполнено. ____ УГСЖН на основании приказа от ____ №___, проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении Фонда в целях контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений жилищного законодательства. Проверкой установлено, что Фонд не обеспечил выполнение в полном объеме в установленный срок законного предписания от ____ №___, данный факт отражен в акте проверки от ____ №___. Фонд и его должностные лица по указанным фактам неоднократно привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Однако принятые меры административно-правового воздействия должного действия не оказали, в связи с чем возникла необходимость в применении в отношении ответчика меры принуждения. ____ УГСЖН выдано Фонду предписание об устранении нарушений жилищного законодательства №___, которое также не исполнено. Фонд, его должностные лица неоднократно по указанным фактам привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Однако принятые меры административно-правового воздействия должного действия не оказали. Просит обязать Фонд исполнить в полном объеме требования, содержащиеся в предписании УГСЖН от ____ №___, а именно: произвести работы по устранению выявленных нарушений в соответствии с требованиями пп. 3, 4 Постановления Правительства РФ от ___ №___ «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» (далее - Правила № ___), а также в соответствии со статьей 87 и статьи 145 Федерального закона от ____ №___ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в связи с тем, что при капитальном ремонте фасада МКД применены контрафактные материалы, не имеющие технических свидетельств; после замены контрафактных материалов обеспечить работы по капитальному ремонту фасада МКД в соответствии с требованиями проектно-сметной документации.
В судебном заседании представитель УГСЖН по доверенности ФИО8. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Пояснил, что неоднократные привлечения Фонда к административной ответственности не стимулировали Фонд к исполнению предписаний, Ответчик на протяжении длительного периода времени не принимает меры по капитальному ремонту МКД, что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в доме, добросовестно вносящих взносы на капитальный ремонт общего имущества МКД, ответчик уклоняется от выполнения предписания УГСЖН, выданного в рамках полномочий, предоставленных УГСЖН. Факт законности предписания УГСЖН от ____ №___ подтвержден решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от ____, которое вступило в законную силу, и имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела. Также постановления о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от ____ №___ вступили в законную силу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах не явки суду не сообщил, ходатайство не подано, на предыдущем судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО9. высказал свою позицию, сообщил суду, что с иском не согласен, представил отзыв. Из отзыва ответчика следует, что требование о предоставлении технического свидетельства безосновательно, т.к. абз. 6 п. 5 Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утв. постановлением Правительства РФ от ____ N ___, не требует проверки и подтверждения пригодности новая продукция, запроектированная в полном соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также разработанная и поставляемая в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями, утвержденными в установленном порядке. Технические условия существуют у поставщиков ___ Считает, что предоставление технических свидетельств не требуется. Изначально в проекте были заложены комплект крепления с распорным элементом. У которого в технических характеристиках говорится о том, что толщина основания для крепления по бетону, должна составлять минимум ___, а фактическая наружная толщина панелей составляет от ___ до ___ мм. Поэтому был предложен другой вариант крепления – специальный саморез по бетону для сэндвич-панелей торговой марки ___, где ___ это наружный диаметр выступов резьбы, а ___ это длина самореза в миллиметрах. В технических характеристиках данного самореза изготовителем прописано, что минимальное расстояние до края ___ мм. Саморезы над верхним откосом и нижним отливом оконного обрамления монтированы на расстоянии ___ мм от края поверхности основания, т.е. находятся под наличниками оконного обрамления, соответственно, они не видны при визуальном осмотре. В связи с указанным были внесены изменения в проектно-сметную документацию.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Сахастройсервис» по доверенности ФИО10. просит в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что капитальный ремонт в МКД проведен в полном соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного договора, жалоб от жильцов МКД не поступало, претензий жильцы не предъявляют. Считает, что есть необходимость назначить строительную экспертизу на предмет соответствия проведенных работ в по капитальном ремонту МКД строительным нормам и стандартам, с решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутии) ____ по иску Фонда к УГСЖН о признании недействительным предписания от ____ №___, в котором ООО «Сахастройсервис» принимал участие в качестве третьего лица и поддерживал исковые требования Фонда к УГСЖН.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ), учетом мнения стороны истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, т.к. представитель ответчика участвовал в предыдущем судебном заседании, лично был извещен о времени и месте судебного заседания, однако не явился в судебное заседание, о причинах не явки суду не сообщил, ходатайство не подано, на предыдущем судебном заседании представитель ответчика высказал свою позицию, представил отзыв. Судом не установлено уважительных причин для неявки ответчика, так как уважительность неявки в судебное заседание ответчика и его представителя надлежащими доказательствами не подтверждена.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов, дела Фондом проведен электронный аукцион на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, по итогам которого победителем признано ООО «Сазхастройсервис», ____ между заявителем и ООО «Сахастройсервис» на основании протокола проведения электронного аукциона от ____ № ___ заключен договор № ___(Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с пунктом ___ указанного договора подрядчик (ООО «Сахастройсервис») принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресу: ____ – утепление и ремонт фасада, стыков полносборных зданий, ремонт балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов (при наличии технической возможности такой установки) и козырьков над входами в подъезды, ремонт или замена входных наружных дверей, окон и балконных дверей в местах общего пользования в сроки, установленные договором; работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием, проектно-сметной документацией (при наличии), являющимися неотъемлемой частью договора. В соответствии с пунктом ___ договора выполнение подрядчиком работ по договору осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, проектно-сметной документацией, графиком выполнения работ (Приложение № ___), строительными нормами, правилами, строительными регламентами, действующим законодательством в области строительства. Пунктом ___ договора предусмотрено, что Заказчик (НО «ФКР») обязан обеспечить организацию строительного контроля в течение всего периода производства работ по договору.
Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на основании приказа от ____ №___ проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» на предмет соблюдения обязательных требований по выполнению обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Актом проверки от ____ №___ выявлены следующие нарушения: по адресу: ____ - при визуальном осмотре демонтированного участка фасада данного многоквартирного дома, установлено, что крепления фасадных панелей выполнены саморезами с хромированным покрытием (длина ___ мм, диаметр ___ мм), толщина фасадных панелей ___ мм., глубина участка крепления самореза к бетону составляет ___ мм., что не соответствует требованию проектной документации - лист ___, шифр: ______ (глубина участка крепления саморезов к бетону должна быть не меньше ___ мм.); количество вентиляционных каналов в одной панели ___ штук, поперечная длина одного вентиляционного канала ___ мм, а также ширина ___ мм., продольная длина примененной фасадной панели составляет ___ мм, а также ширина ___ мм., крепления горизонтальных и вертикальных декоративных профилей к фасадной панели выполнены из заклепок, крепления элементов обрамления оконного проема выполнены саморезами, что не соответствует листу ___ проектной документации шифр: ___, для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером ___ мм, шаг ___ мм., кроме того, крепления саморезами верхних откосов выполнены частично, а именно по ___ штуки крепления в одном оконном проеме, что не соответствует проектной документации (над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии ___ мм должны быть установлены крепления фасадных панелей);
по адресу: ____ - крепления фасадных панелей выполнены саморезами из оцинкованной стали (длина ___ мм, диаметр ___ мм), при ___ проведении осмотра изъят образец примененного материала толщиной фасадных панелей ___ мм., исходя из размеров толщины примененных фасадных панелей, глубина участка крепления самореза к бетону составляет ___ мм. что не соответствует требованию проектной документации (лист ___, шифр: ___ - глубина участка крепления саморезов к бетону должна быть не меньше ___ мм); количество вентиляционных каналов в одной панели ___ штук.; поперечная длина одного вентиляционного канала ___ мм, а также ширина ___ мм.; продольная длина примененной фасадной панели составляет ___ мм, а также ширина ___ мм.; крепления горизонтальных и вертикальных декоративных профилей к фасадной панели выполнены из заклепок; крепления элементов обрамления оконного проема выполнены саморезами, что не соответствует проектной документации (лист ___ проектной документации, шифр: ___ - для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером ___ мм, шаг ___ мм.); визуальным осмотром установлено отсутствие использования данного материала; крепления саморезами верхних откосов выполнены частично, а именно по ___ штуки крепления в одном оконном проеме, что не соответствует проектной документации (над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии ___ мм должны быть установлены крепления фасадных панелей); в ходе проведения документарной проверки установлено - при выполнении работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома № ____ применены материалы для обшивки общей площади фасада здания: панели металлические трехслойные стеновые с утеплителем из минераловатных плит от изготовителя ___”, сертификат соответствия № ___, представлен сертификат соответствия № ___ о подтверждении, что панели металлические трехслойные стеновые из минераловатных плит, выпускаемые по ТУ ___ от ____, соответствует требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности, по вышеуказанным сертификатам соответствия, отсутствуют протокола испытаний; саморезы марки ___ для сэндвич-панелей от изготовителя “___”, сертификат соответствия № ___; при выполнении работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома № ____, применены материалы для обшивки общей площади фасада здания: панели фасадные теплоизоляционные “___” от изготовителя ___”, сертификат соответствия № ___ саморезы марки ___ для сэндвич-панелей от изготовителя “___”, сертификат соответствия № ___, представлен протокол испытаний от ____ № ___, выданный от ___”, в соответствии с которым заказчиком представлены образцы саморезов ___ для сэндвич-панелей – ___ мм с ___ шайбой в количестве ___ шт., то есть диаметр представленных образцов (саморезов) не соответствует диаметру фактически примененных материалов, поскольку крепления фасадных панелей выполнены саморезами из оцинкованной стали с диаметром ___ мм.; вышеуказанные сертификаты соответствия отсутствуют в едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии (официальный сайт ФГИС Росаккредитации, по адресу: www.fsa.gov.ru, отсутствует информация о выдаче компании ___” сертификатов соответствия), тем самым проверкой установлено, что при использовании фасадных панелей ___ и саморезов марки ___ не соблюдены требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях, указанные в статье 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, допущены нарушения пункта 4 части 2 статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС (Я) от 24.06.2013 З N 1330-IV), пунктов 9.1, 9.4, 9.5 части 9 СП 48.13330.2019, выразившиеся в не обеспечении контроля качества выполнения работ подрядными организациями региональным оператором.
____ Фонду выдано предписание № ___, которым предписано в срок до ____: произвести работы по устранению выявленных нарушений в соответствии требованиям пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 "О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве", а также в соответствии статьи 87 и статьи 145 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (нарушение – применены фасадные панели ___” и саморезы по бетону марки ___, не имеющие технического свидетельства из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации); выполнить работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома № ____, в соответствии требованиям проектно- ___ сметной документацией (нарушение - глубина участка крепления саморезов к бетону составляет ___ мм., должна быть не меньше ___ мм.; для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером ___ мм, шаг ___ мм., крепления не использованы, крепления саморезами верхних откосов выполнены частично по ___ штуки крепления в каждом оконном проеме, над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии ___ мм должны быть установлены крепления фасадных панелей – работы не выполнены); выполнить работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома № ____, в соответствии требованиям проектносметной документацией (нарушение - глубина участка крепления саморезов к бетону составляет ___ мм., должна быть не меньше ___ мм.; для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером ___ мм, шаг ___ мм., крепления не использованы, крепления саморезами верхних откосов выполнены частично по ___ штуки крепления в каждом оконном проеме, над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии ___ мм должны быть установлены крепления фасадных панелей – работы не выполнены).
Письмом от ____ №___ УГСЖН сообщило Фонду об отказе снятия с контроля требований пунктов №___ предписания от ____ №___, сообщив, что при капитальном ремонте применена система утепления фасадов не соответствующая государственным стандартам ___ навесные фасады и ГОСТ ___ штукатурные фасады, проверить безопасность такой системы возможно лишь с помощью технического свидетельства, изменение проектной документации не дает право на применение материалов, которые не имеют соответствующего разрешительного документа, в том числе, изменение проекта не отменяет требования законодательства и требования пожарной безопасности.
____ УГСЖН на основании приказа от ____ №___ проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении Фонда в целях проверки фактического устранения выявленных ранее нарушений, предписанных к исполнению предписания УГСЖН от ____ №___ В ходе проведенной проверки УГСЖН установлено, что Фонд не обеспечил выполнение в полном объеме в установленный срок предписания от ____ №___, что отражено в акте проверки №08___ от ____.
____ УГСЖН с целью устранения выявленных нарушений выдано Фонду повторное предписание об устранении нарушений жилищного законодательства №___ со сроком устранения нарушений до ____. ____ УГСЖН на основании приказа от ____ №___ проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении Фонда в целях проверки фактического исполнения выявленных ранее нарушений, предписанных к исполнению предписанием УГСЖН от ____ №___, в ходе которой установлено, что Фондом также не обеспечено выполнение в полном объеме в установленный срок законного предписания от ____ №___, составлен акт проверки от ____ №___.
Фонд, его должностные лица неоднократно по указанным фактам привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от ____ №___. Так, ____ постановлением мирового судьи судебного участка №___ г. Якутска РС(Я) генеральный директор Фонд ФИО11 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ___ рублей за неисполнение предписания УГСЖН от ____ №___ постановлением мирового судьи судебного участка №___ г. Якутска РС(Я) Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ___ рублей за неисполнение предписания УГСЖН от ____ №___ постановлением мирового судьи судебного участка №___ г. Якутска РС(Я) Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ___ рублей за неисполнение предписания УГСЖН от ___ №___. Однако принятые меры административно-правового воздействия должного действия на Фонд не оказали.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от ____ по делу ___ по заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от ____ № ___ об устранении нарушений жилищного законодательства, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Фонда – общества с ограниченной ответственностью «Сахастройсервис», общества с ограниченной ответственностью «___» постановлено: «в удовлетворении заявленных требований некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от ____ № ___ об устранении нарушений жилищного законодательства отказать.». Указанное решение вступило в законную силу.
Вышеуказанным решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) установлено следующее: ответственность Фонда обусловлена фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту; фактически при строительстве объекта подрядчиком использованы материалы, и выполнены работы, не соответствующие проектной документации; использование при осуществлении капитального строительства материалов, отличных от материалов, предусмотренных проектной документацией, без внесения соответствующих изменений в проектную документацию и получения положительного заключения по итогам проведения государственной экспертизы недопустимо; проверкой установлено, что предоставленные при проведении проверки сертификаты соответствия на фасадные панели - металлическая трехслойная стеновая с утеплением из минераловатных плит от изготовителя ___» (сертификат соответствия № ___, и сертификат соответствия № ___) не относятся к смонтированным панелям, то есть при монтаже фасадных панелей использованы панели, не имеющие сертификаты соответствия, использованные при монтаже саморезы не имеют технического свидетельства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; на региональном операторе лежит обязанность на основе собранных жителями денежных средств произвести капитальный ремонт таким образом, чтобы имел место необходимый эффект и именно региональный оператор должен контролировать качество и сроки выполнения работ, осуществить приемку выполненных работ; в рассматриваемом случае требования предписания обусловлены необходимостью устранения выявленных недостатков, а именно исключить использование материалов, не отвечающих проектной документации; оспариваемое предписание соответствует целям и задачам, направленным на защиту прав потребителей, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, и не нарушает прав и законных интересов Фонда в сфере экономической деятельности, возлагает на заявителя предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности; предписание является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства. Доводы ООО «Сахастройсервис» о возможности применения аналогов материалов судом отклоняются, поскольку не имеют правового значения при отсутствии технических свидетельств на указанные продукции от ___» и ООО ___» и при отсутствии внесения изменений в проектную документацию.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от ____ решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от ____ по делу ___ оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции указал, что проектными документациями «Капитальный ремонт фасадов многоквартирного дома по адресу: ____ лист ___, шифр: ___ предусмотрено, что глубина участка крепления саморезов к бетону должна быть не меньше ___ мм., между тем, подрядчиком выполнены работы, где глубина участка крепления самореза к бетону составляет ___ и ___ мм, для крепления верхнего откоса оконных проемов к фасадной панели должны быть применены крепления из заклепки с размером ___ мм, шаг ___ мм., между тем данный материал не использован подрядчиком при выполнении работ; над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов, в расстоянии ___ мм должны быть установлены крепления фасадных панелей, между тем, крепления не установлены. Фактически при строительстве объекта подрядчиком использованы материалы, и выполнены работы, не соответствующие проектной документации. Таким образом, использование при осуществлении капитального строительства материалов, отличных от материалов, предусмотренных проектной документацией, без внесения соответствующих изменений в проектную документацию и получения положительного заключения по итогам проведения государственной экспертизы недопустимо. Кроме того, проверкой установлено, что предоставленные при проведении проверки сертификаты соответствия на фасадные панели - металлическая трехслойная стеновая с утеплением из минераловатных плит от изготовителя ___» (сертификат соответствия № ___, и сертификат соответствия № РОСС ___) не относятся к смонтированным панелям, то есть при монтаже фасадных панелей использованы панели, не имеющие сертификаты соответствия, использованные при монтаже саморезы не имеют технического свидетельства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Основная цель капитального ремонта заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструктивных элементов и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также в устранении в необходимых случаях последствий морального износа конструкций и проведении работ по повышению уровня благоустройства. Состав работ при капитальном ремонте должен быть таким, чтобы после его проведения здание полностью удовлетворяло всем эксплуатационным требованиям. При этом перечень и объем работ, как и закладываемые на выполнение ремонта денежные средства, определялись Фондом, как региональным оператором, в том числе в Техническом задании, проектной документации, договоре подряда. Доводы апелляционной жалобы о том, что указанное предписание нарушает право Фонда производить капитальный ремонт, отклонены, поскольку заявитель в данном случае не лишен возможности обратиться к ООО «Сахастройсервис» с заявлением об устранении некачественно выполненных работ, а при отказе признать факт ненадлежащего или некачественного выполнения работы, принять необходимые меры. Доводы ООО «Сахастройсервис» о возможности применения аналогов материалов, приведенные также в апелляционной жалобе, рассмотрены и отклонены судом первой инстанции, как не имеющие правового значения при отсутствии технических свидетельств на указанные продукции от ___» и при отсутствии внесения изменений в проектную документацию.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от ____ решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от ____ по делу ___, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от ____ по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. В постановлении суд кассационной инстанции указал, что суды обеих инстанций установили, что обществом при капитальном ремонте (утепление и облицовка наружных стен фасадными панелями) были использованы аналоги материалов и изделий, по сравнению с предусмотренными исполнительной проектной документацией (предусмотрена новая технология утепления фасадов с использованием бескаркасных фасадных панелей, выпускаемых ___»), на которые в подтверждение безопасности их применения не было предоставлено ни сертификатов соответствия, ни технического свидетельства; представленные при проверке сертификаты соответствия не относятся к примененным изделиям и материалам (на панели от изготовителя ___ по МКД ___ саморезы по МКД ___ отсутствуют протоколы испытания к сертификатам соответствия на материалы (на панели по МКД ___), в едином реестре сертификатов соответствия и деклараций соответствия, в отношении представленных при проверке сертификатов соответствия, сведения отсутствуют; работы выполнены не в соответствии с проектной документацией, в том числе по глубине участка крепления саморезов; отсутствие креплений из заклепок при креплении верхнего откоса оконных проемов, крепление саморезами верхних откосов выполнено частично; отсутствие креплений фасадных панелей над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов. С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованным выводам, что названное не соответствует технической документации и требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания, и указывает на то, что со стороны Фонда отсутствовал контроль при осуществлении капитального ремонта МКД. Доводы Фонда, что техническим заданием предусмотрено использование подрядчиком аналогичных материалов, не свидетельствуют об отсутствии выявленных нарушений. Из технического задания также следует, что используемые материалы и изделия должны удовлетворять требованиям нормативных документов, и иметь срок эксплуатации в слабоагрессивной среде не менее ___ лет (___); при сдаче работ должны быть представлены сертификаты (сертификат соответствия, сертификат пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение), технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество используемых при ремонтных и монтажных работах материалов и (или) оборудований (___). Вместе с тем, Фондом на проверку не было представлено документов на примененные материалы и изделия. Доводы заявителя о неверном толковании судами абзаца 6 пункта 5 Правил № ___ в части отсутствия необходимости подтверждения пригодности продукции являются несостоятельными, учитывая использование подрядчиком новой технологии утепления фасадов (а не новой продукции) и непредставление в материалы дела доказательств полного соответствия использованных при капитальном ремонте материалов действующим строительным нормам, правилам и государственным стандартам. Довод Фонда и третьего лица о том, что спорные работы были выполнены согласно измененной проектной документации, а судами не применены ___ Шурупы (общие технические условия), ___ Анкерные крепления для строительства, не принимаются, поскольку оспариваемое предписание выдано ____ - до заключения дополнительного соглашения № ___ от ____, приложением № ___ которого (техническим заданием) предусмотрены изменения первоначального варианта крепления фасадной панели к основанию стены и обрамлений оконных откосов и отливов. Вместе с тем, внесение изменений в технические условия после выдачи оспариваемого предписания не свидетельствует о его незаконности. Исходя из изложенного, суды правомерно признали оспариваемое предписание соответствующим целям и задачам, направленным на защиту прав собственников МКД при проведении капитального ремонта общего имущества МКД, и не нарушающим права и законные интересов Фонда в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на заявителя предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности. При этом суды указали, что предписание является исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, и заявитель в данном случае не лишен возможности обратиться к ООО «Сахастройсервис» об устранении некачественно выполненных работ.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от ___. №___ Фонду отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим вопросам верховного Суда Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
В соответствии со статьей 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: осуществление регионального государственного жилищного надзора (пункт 8.1); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9).
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищной надзоре" (действовавшем на момент возникших правоотношений), в котором закреплены задачи государственного жилищного надзора.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ, пункт 4 Положения о государственном жилищном надзоре).
УГСЖН является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу указанных правовых норм государственный контроль осуществляется посредством проведения проверок и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно статье 17 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований является основанием для организации и проведения внеплановой проверки.
Выдача предписания и проверка исполнения ранее выданного предписания отнесены законодателем к обязанностям должностных лиц надзорных органов.
Пунктом 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ на регионального оператора возложена обязанность контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Частью 10 статьи 15 Закона № 384-ФЗ установлено, что проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Статьей 35 Закона № 384-ФЗ определено, что капитальный и текущий ремонт здания или сооружения должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным, и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Статьей 87 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) установлено, что пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. В зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), фасадные системы не должны распространять горение. В силу положений статьи 145 Закон № 123-ФЗ предусмотрены добровольное и обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции), которые осуществляются, в том числе в форме сертификации. Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции. В соответствии Правилами № 1636 новые, в том числе ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими строительными нормами и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами, могут применяться в строительстве (в том числе реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий и сооружений) после подтверждения их пригодности для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 4, 5 Правил №1636 пригодность новой продукции подтверждается техническим свидетельством Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Техническое свидетельство является документом, разрешающим применение в строительстве на территории Российской Федерации новой продукции при условии ее соответствия приведенным в свидетельстве требованиям. Техническое свидетельство выдается с учетом обязательных требований строительных, санитарных, пожарных, промышленных, экологических, а также других норм безопасности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. Не требует проверки и подтверждения пригодности новая продукция, запроектированная в полном соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также разработанная и поставляемая в соответствии с государственными стандартами (абзац 6 пункта 5).
Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) установлено, что при капитальном ремонте (утепление и облицовка наружных стен фасадными панелями) были использованы аналоги материалов и изделий, по сравнению с предусмотренными исполнительной проектной документацией (предусмотрена новая технология утепления фасадов с использованием бескаркасных фасадных панелей, выпускаемых ___»), на которые в подтверждение безопасности их применения не было предоставлено ни сертификатов соответствия, ни технического свидетельства; представленные при проверке сертификаты соответствия не относятся к примененным изделиям и материалам (на панели от изготовителя ___» по МКД ___ саморезы по МКД ___), отсутствуют протоколы испытания к сертификатам соответствия на материалы (на панели по МКД ___ в едином реестре сертификатов соответствия и деклараций соответствия, в отношении представленных при проверке сертификатов соответствия, сведения отсутствуют; работы выполнены не в соответствии с проектной документацией, в том числе по глубине участка крепления саморезов; отсутствие креплений из заклепок при креплении верхнего откоса оконных проемов, крепление саморезами верхних откосов выполнено частично; отсутствие креплений фасадных панелей над верхним откосом и под нижним подоконным отливом оконных проемов.
Доводы ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по настоящему делу были предметом рассмотрения арбитражных судов, им дана соответствующая оценка, по результатам которой они были отклонены. В связи с указанным суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ООО «Сахастройсервис» о назначении строительной экспертизы.
При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Возложить на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» ОГРН ___ обязанность в срок до ___ года исполнить требования, содержащиеся в предписании Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от ____ №___ в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: ____, а именно: произвести работы по устранению выявленных нарушений в соответствии с требованиями пунктов ___ постановления Правительства Российской Федерации от ____ №___ (ред. от ____) «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве», а также в соответствии со статьей 87 и статьи 145 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; выполнить работы по капитальному ремонту фасада в соответствии с требованиями проектно-сметной документации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п Н.В. Жиркова
Копия верна
Судья Н.В. Жиркова
Решение изготовлено 25.03.2024.