Дело № 2-2615/2020 25 ноября 2020 года
УИД: 78RS0017-01-2020-002932-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Тарасовой О.С.
при секретаре Горбатовой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>2 к Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием за счет средств Казны РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с исковым заявлением, заявив требования к Управлению Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу, которое надлежащим ответчиком по заявленным требованиям не является.
Определением суда в порядке ст. 41 ГПК РФ ненадлежащий ответчик заменен на Министерству Финансов РФ, так как <ФИО>2 просит взыскать компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. Размер компенсации истец определил в 500 000 рублей и полагает, что компенсация подлежит взысканию за счет средств Казны РФ.
Определением суда, к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, привлечена Прокуратура Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований <ФИО>2 указал, что в отношении него Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга 21 декабря 2020 года вынесен приговор, которым истец был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 п.п., ч. 2 ст.158 УК РФ.
Указанным приговором истец был оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а», ч.4, ст.158 УК РФ в связи с непричастностью к совершению преступления.
В исковом заявлении <ФИО>2 указывает, что незаконным уголовным преследованием, ему причинен моральный вред, оценивает понесенные им моральные страдания в 500000 рублей и полагает, что они подлежат компенсации в денежной форме за счет средств Казны Российской Федерации.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил иск полностью удовлетворить.
Представитель ответчика, <ФИО>4 действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, пояснил, что ответчик заявленные истцом требования не признает, так как доказательств понесенных им физических и нравственных страданий не представил. Истец был оправдан только в части предъявленного обвинения, мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана истцу по всем преступлениям, в которых он обвинялся. Вина истца в совершении других преступлений установлена приговором суда, мера пресечения избрана истцу обоснованно. Размер компенсации морального заявленный к взысканию представитель ответчика считала завышенным и просила суд в иске отказать.
Представитель третьего лица прокуратуры Санкт-Петербурга <ФИО>5 действующий, на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы отзыва на иск, пояснил, что истец имеет право на компенсацию морального вреда, но размер истребуемой компенсации завышен и не соответствует требованиям разумности и справедливости.
Суд, заслушав, участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу с ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Судом установлено, что Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга 21 декабря 2020 года в отношении <ФИО>2 вынесен приговор, которым истец был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 п.п., ч. 2 ст.158 УК РФ.
Указанным выше приговором истец был оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а», ч.4, ст.158 УК РФ в связи с непричастностью к совершению преступления. Судебный акт вступил в законную силу. (л.д. №)
Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ и другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку моральный вред причинен истцу в результате уголовного преследования, осуществлявшегося органами, финансируемыми из федерального бюджета, суд приходит к выводу о возложении обязанности по возмещению причиненного истцу морального вреда на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Истцом размер компенсации морального вреда определен в размере 500000 рублей.
Так как моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
При определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу <ФИО>2, суд учитывает, тяжесть предъявленного истцу обвинения, а также тяжесть наступивших для него последствий, к которым суд относит нравственные страдания в истца виде страха, связанного с привлечением к уголовной ответственности за весь объем предъявленных ему преступлений.
Однако суд не может принять во внимание доводы истца о несении нравственных страданий в связи с нахождением <ФИО>2 в изоляции от общества, так как истцом не представлено доказательств наличия таких страданий. Мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении истца была избрана судом с учетом всех преступлений совершенных <ФИО>2, в том числе и тех, за совершение которых он был осужден.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что размер компенсации морального вреда истцом завышен и подлежит снижению с учетом требований разумности и справедливости в связи с чем, суд принимая во внимание конкретные обстоятельства данного гражданского дела, степени нравственных страданий истца будет отвечать компенсация морального вреда 30 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░>2 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ <░░░>2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 30000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.