УИД 61RS0№-67
Дело №
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
5 июля 2023г. п. Весёлый
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Васильева А.А.
с участием старшего помощника прокурора Весёловского района Ростовской области ФИО5
при секретаре: Кузьменко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Весёловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Триполеву Александру Александровичу, 3 лицо: Азово-Черноморское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству об обязании устранить нарушения в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Весёловского района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что прокуратурой Веселовского района во исполнение приказа прокурора области от 15.07.2021 № 130 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», на основании задания прокуратуры области, а также обращений граждан проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере охраны и использования водных объектов в части касающейся бесплатного осуществления гражданами любительского рыболовства на водных объектах общего пользования.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
В рамках выезда 12.05.2023 с целью проведения проверки реализации свободного доступа граждан к береговой линии р. Маныч установлено, что от границы земельного участка с кадастровым номером 61:06:0600004:494 (территория Верхнесоленовского сельского поселения), собственником которого является Триполев А.А. предположительно на береговой полосе Усть-Манычского водохранилища в Шахаевском лимане, на расстоянии 146,5 м. от земельного участка с кадастровым номером 61:06:0600004:494 в нарушение действующего законодательства разместил сооружение (причал), со следующими размерами: длина 14,5 м., ширина 1,25 м., высота конструкции над водой составляет 0,6 м., ширина захвата водной глади примерно составляет 13,2 м. Причал оснащен калиткой и перилами с изменяемой высотой от 0,84 до 1,34 м. Возле данного причала на постоянной основе размещаются 7 лодок, на которых осуществляется вылов рыбы из реки Маныч.
Таким образом, Триполевым А.А. в водоохраной зоне на расстоянии 146,5 м. от земельного участка (который у него находится в собственности) разместил причал с металлическими конструкциями без согласования с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства, в границах береговой полосы <адрес>, что также ограничивает свободный доступ граждан к реке Маныч.
В силу ст. ст. 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации водный объект река Маныч является водным объектом общего пользования, то есть общедоступным водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование видов деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта РФ.
В нарушение ст. ст. 3, 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, деятельность осуществляемая Триполевым А.А. на реке Маныч по возведению причала, не согласована с АЧТУ Росрыболовства в установленном порядке.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, непринятие мер по оценке влияния хозяйственной деятельности на естественные экологические системы и согласованию планируемой и осуществляемой деятельности с уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, предусматривающих в числе прочего разработку и утверждение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию последствий негативного воздействия на окружающую среду и ее компоненты, воспроизводство водных биологических ресурсов, восстановление среды их обитания, ведет к непредсказуемым последствиям, оказывающим негативное влияние на природные объекты и нарушающим предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции РФ законные права и интересы неопределенного круга лиц.
Азово-Черноморское территориальное Управление Росрыболовства должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; согласование условий водопользования в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения при подготовке и заключении договора водопользования, согласование условий водопользования в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения при подготовке и принятии решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (Положение об Азово-Черноморском территориальном Управление, утвержденное приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 № 690).
Просят суд запретить Триполеву Александру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения эксплуатацию и пользование объектом (причалом) расположенным на водном объекте - <адрес>, предположительно на береговой полосе Усть-Манычского водохранилища в Шахаевском лимане, на расстоянии 146,5 м. от земельного участка с кадастровым номером 61:06:0600004:494 до получения согласования планируемой деятельности на реке Маныч с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Весёловского района ФИО5 доводы искового заявления поддержала.
Ответчик с иском согласился в полном объёме, предоставив суду своё письменное заявление о признании иска.
В судебном заседании установлено, что ответчик фактически признал иск, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ является основанием для принятия и утверждения данного признания иска судом. Кроме того, доводы иска подтверждаются и представленными суду материалами.
Доводы истца не противоречат требованиям, изложенным в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водном кодексе Российской Федерации (ст.6, п.п. 1, 10 ст. 3). Оснований для принятия иного решения либо отказа в принятии признания иска, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ 146,5 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 61:06:0600004:494 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░░: