Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-152/2020 ~ М-97/2020 от 20.03.2020

дело №2-152/2020

УИД: 32RS0022-01-2020-000209-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар                                      21 сентября 2020 года

Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гузанова Д.Е.,

при секретаре Васильцовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Погарского района Брянской области к Седенок Антонине о понуждении произвести отчуждение земельного участка, принадлежащего на праве собственности иностранному гражданину,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Погарского района Брянской области обратилась в суд с иском к Седенок А., о понуждении ее произвести отчуждение земельного участка, площадью 4900 кв.м., из категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего последней на праве собственности. В обоснование заявленных требований указала, что ответчик, будучи гражданкой Украины, является собственником земельного участка. Ответчик является иностранным гражданином, а в соответствии с действующими нормами законодательства, иностранный гражданин не может иметь в собственности земельный участок, расположенный на территории <адрес>, являющегося приграничной территорией. 22 января 2020 года в адрес ответчика было направлено уведомление о добровольном отчуждении земельного участка. Несмотря на это, ответчик до настоящего времени не произвел отчуждение данного земельного участка.

Представитель администрации Погарского района Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении на имя суда представитель истца администрации Погарского района Брянской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Седенок А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляла, возражений на иск не представила, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.

Представитель третьего лица – межмуниципального отдела по Стародубскому, Погарскому и Климовскому районам (Погар) Росреестра по Брянской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Согласно п. 195 Указа Президента РФ от 09.01.2011 № 26 (ред. от 20.03.2020) муниципальное образование "Погарский муниципальный район" является приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, следовательно, земельные участки, находящиеся в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательством порядке.

Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 ГК РФ, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновении права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.

Так согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Седенок А. является собственником земельного участка площадью 4900 кв.м., из категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 06 августа 2020 года, на указанном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом по адресу: <адрес>, 1950 года постройки, площадью 39, кв.м., собственником которого является Седенок А.

Согласно представленному Управлением Росреестра по Брянской области уведомлению от 30 апреля 2018 года , Седенок А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданкой Украины.

Кистерская сельская администрация Погарского района Брянской области уведомила письмом от 22.01.2020 г., Седенок А. о необходимости добровольно произвести отчуждение принадлежащего ей земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускалось предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам. Указанные земельные участки могут быть предоставлены иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на праве аренды.

При разрешении спора суд учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года N 2970-О "По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации", принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что ответчик является иностранным гражданином, владеет на праве собственности земельным участком расположенном на территории Погарского района Брянской области, который относится к приграничной территории, в связи с чем, требование администрации о понуждении ответчика произвести отчуждение принадлежащего ей земельного участка обосновано и подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает, что поскольку Седенок А., как гражданка иностранного государства, в силу требований действующего законодательства Российской Федерации, не может обладать на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничной территории, и с момента возникновения у нее права собственности на земельный участок прошло более года, требование истца об обязании ответчика произвести отчуждение земельного участка является законным, обоснованными, и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов.           Согласно п. 8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с нормами НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, государственная пошлина для физических лиц составляет 300 рублей. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с Седенок А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации Погарского района Брянской области к Седенок Антонине о понуждении произвести отчуждение земельного участка, принадлежащего на праве собственности иностранному гражданину, - удовлетворить.

Обязать Седенок Антонину в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу произвести отчуждение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, площадью 4900 кв.м., из категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Взыскать с Седенок Антонины в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                           Д.Е. Гузанов

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2020 года.

2-152/2020 ~ М-97/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Погарского района Брянской области
Ответчики
Седенок Антонина
Другие
Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Брянской области (Стародубский межрайонный отдел в г. Погар)
Суд
Погарский районный суд Брянской области
Судья
Гузанов Дмитрий Евгеньевич
Дело на сайте суда
pogarsky--brj.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
16.06.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
02.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2020Дело оформлено
20.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее