Дело № 2-1019/2024
44RS0001-01-2023-006415-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года г.Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,
С участием прокурора Солдатовой Д.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы к К.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.А.С., С.А.Л., С.А.В. об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, выселении и по встречным искам К.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.А.С., С.А.Л. к муниципальному образованию городской округ г.Кострома в лице администрации города Костромы об обязании предоставить в собственность жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы обратилось в суд с иском к К.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.А.С., С.А.Л., С.Д.В., С.А.В. об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, мотивируя свои требования тем, что согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <дата> №, многоквартирный дом по адресу 1, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Костромы от 29 августа 2016 года № 2466 «О признании многоквартирного дома № по адресу 1 аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Костромы от <дата> №, от <дата> №) признан необходимым снос многоквартирного дома № по адресу 1, установлен срок отселения жителей из указанного дома до <дата>.
Правообладателем жилых помещений – комнат 1,2 в квартире № по адресу 1 является С.А.Л., в указанном помещении зарегистрированы С.А.В. и С.Д.В. Установлено, что указанные граждане проживают в данном жилом помещении.
Правообладателями жилого помещения – комнаты 3 в квартире № по адресу 1 являются К.О.В. (... доля в праве общей долевой собственности) и К.А.С. (... доля в праве общей долевой собственности), произведена государственная регистрация ограничений (обременений) на жилое помещение по адресу 2 в виде запрещения регистрации. В квартире № комната № зарегистрирована правообладатель К.О.В. Установлено, что К.О.В. не проживает в данном жилом помещении.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 1 апреля 2019 года № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы», постановлением администрации города Костромы от 4 июля 2019 года № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу 1 включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Паспортом программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы: 2020-2023 годы.
Администрацией города Костромы принято постановлением от 6 июля 2023 года № 1166 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 44:27:040626:62 и жилых помещений, расположенных по адресу 1. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано статьей 32 ЖК РФ. Администрацией города Костромы в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановления администрации города Костромы, требования о сносе указанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, отчеты об оценке. Подписанные Соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.
В связи с этим просят 1) принудительно изъять для муниципальных нужд у К.А.С., К.О.В. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, под многоквартирным с кадастровым номером №, расположенный по адресу 1, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу 2 путем выплаты возмещения К.О.В. в размере 287 255 руб., К.А.С. в размере 287255 руб.
2) прекратить право общей долевой собственности К.А.С., К.О.В. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения, указанному в пункте 1.
3) признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения и на жилое помещение, указанное в пункте 1.
4) признать К.О.В., <дата> года рождения, утратившей право пользования жилым помещением – с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., назначение: жилое помещение по адресу 2 со снятием данного лица с регистрационного учета по указанному адресу.
5) обязать К.О.В. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
6) снять обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: 2 погасить записи о регистрации обременений от 13 августа 2018 года, от 15 августа 2018 года, от 29 июня 2022 года.
7) принудительно изъять для муниципальных нужд у С.А.Л. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу 1, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу 3 путем выплаты возмещения в размере 1 023 660 руб.
8) прекратить право собственности С.А.Л. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения, указанные в пункте 7.
9) признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения и на жилое помещение, указанные в пункте 7.
10) выселить С.А.Л., <дата> года рождения, С.Д.В., <дата> года рождения, С.А.В., <дата> года рождения из жилого помещения – с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., назначение: жилое помещение по адресу 3, со снятием данных лиц с регистрационного учета по указанному адресу.
11) обязать С.А.Л. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность ха ЖКУ и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
С.А.Л. обратилась в суд со встречным иском к администрации города Костромы, в котором указала, что с иском администрации города Костромы не согласна. Является собственником жилого помещения по адресу 3 с 12 ноября 2015 года. Право собственности возникло у нее до введения в действие части 8.2 ст. 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору. Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативной акте оговорки о его обратной силе, право на получение ответчиком по первоначальному иску возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным часть. 7 ст. 32 ЖК РФ, без учета ограничений, установленных ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, она как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства. Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение включен в региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, она, приобретшая данное жилое помещение до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ, имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав: предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Она отказывалась ранее от заключения соглашения о выкупе, не согласна с исковыми требованиями и изъявляет свою заинтересованность в получении равнозначного жилого помещения в рамках реализации программы переселения. Она избирает предусмотренный законом способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого благоустроенного и равнозначного жилого помещения в собственность.
Просит обязать администрацию города Костромы взамен жилого помещения, расположенного по адресу 3, кадастровый №, общей площадью ... кв.м., признанного аварийным и подлежащим сносу, передать ей в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, равнозначное и равноценное в черте Муниципального образования городской округ город Кострома общей площадью не менее ... кв.м. После предоставления ей в собственность жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, прекратить ее право собственности жилого помещения, расположенного по адресу 3 кадастровый № и признать право собственности муниципального образования на данное жилое помещение.
С аналогичным встречным иском обратилась К.О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери К.А.С., указав, что они являются собственниками жилого помещения по адресу 2 в равных долях с <дата>. <дата> многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В декабре 2023 года К.О.В. получила соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения, которое предполагает выплату денежной компенсации, с чем она согласиться не может, поскольку предложение является неравноценным. Полагая, что имея право выбора, просит обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы предоставить К.О.В., К.А.С. благоустроенное жилое помещение в собственность в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
С.Д.В. обратился со встречным иском к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы, в котором указал, что с иском администрации города Костромы о его выселении не согласен. Постановлением администрации города Костромы № от <дата> он был признан малоимущим и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория малоимущие граждане. К данной категории он относится и в настоящее время. Основания для предоставления жилого помещения не утрачены. В настоящее время он реально проживает в жилом помещение по адресу 3 и другого жилого помещения у него не имеется, как не имеется и средств на наем другого жилого помещения в силу малоимущности. В случае выселения его из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по договору социального найма, он попросту окажется с вещами «на улице». Таким образом, в настоящее время в связи с принятыми администрацией города Костромы решениями для него сложилась тяжелая жизненная ситуация, требующая судебной защиты и возникло право требовать заключение с ним договора социального найма вне очереди в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Просит обязать администрацию города Костромы предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, в черте муниципального образования городской округ город Кострома, согласно нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Костромы. После предоставления ему жилого помещения по договору социального найма снять его с регистрационного учета по месту жительства по адресу 3, кадастровым №.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Управление муниципальным жилищным фондом администрации города Костромы.
Определением суда от <дата> прекращено производство по делу по иску муниципального образования в лице администрации города Костромы к С.Д.В. о выселении и снятии с регистрационного учета и по встречному иску С.Д.В. к администрации города Костромы о предоставления жилья в связи со смертью <дата> С.Д.В.
В судебном заседании представитель администрации города Костромы, Управления муниципальным жилищным фондом администрации города Костромы С.И. иск администрации города Костромы поддержал к ответчикам С.А.Л., С.А.В., К.О.В., действующей в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери К.А.С. за исключением требований о снятии обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: 2, погасить записи о регистрации обременений от <дата>, от <дата>, от <дата>. Встречные иски С.А.Л. и К.О.В. не признал, указав на отсутствие у администрации города Костромы законных основания для предоставления ответчикам жилых помещений взамен непригодного для проживания жилья.
Представитель С.А.Л. – адвокат Н.А. иск администрации города Костромы не признал, встречный иск С.А.Л. поддержал по основаниям в нем указанным.
С.А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
К.О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассматривать в ее отсутствие, ранее в судебных заседаниях иск администрации города Костромы не признала, свой встречный иск поддержала.
Третьи лица явку представителей в суд не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что К.О.В. и К.А.С., 2010 года рождения являются собственниками (по ? доле в праве каждая) жилого помещения по адресу 2 площадью ... кв.м на основании договора купли-продажи от <дата>, соглашения от <дата>.
В настоящее время в квартире зарегистрирована К.О.В.
С.А.Л. является собственником жилого помещения по адресу 3 площадью ... кв.м. на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, Договора дарения от <дата>, Соглашения от <дата>.
В настоящее время в квартире зарегистрирован в качестве члена семьи собственника С.А.В. – муж С.А.Л. Представителем С.А.Л. не отрицалось, что С.А.В. и С.А.Л. пользуются жилым помещением, имеют в нем свои вещи в указанном жилом помещении
Заключением межведомственной комиссии администрации города Костромы от 12 августа 2016 года № 42 жилой дом, расположенный по адресу 2 признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Костромы от 29 августа 2016 года № 2466 «О признании многоквартирного дома № по адресу 1 аварийным и подлежащим сносу и его дельнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Костромы от 9 августа 2019 года № 1425, от 17 июня 2022 года № 1173) признан необходимым снос многоквартирного дома № по адресу 1, установлен срок отселения жителей из указанного дома до 31 декабря 2023 года.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 1 апреля 2019 года № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы», постановлением администрации города Костромы от 4 июля 2019 года № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома, в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу 2 включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Паспортом программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы: 2020-2023 годы.
Администрацией города Костромы принято постановление от 6 июля 2023 года № 1166 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 44:27:040626:62 и жилых помещений, расположенных по адресу 2».
Администрацией города Костромы в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановления администрации города Костромы, требования о сносе указанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, отчеты об оценке. Подписанные Соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее Положение).
Как следует из п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания помещения непригодным для проживания граждан является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (п. 34).
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно абз. 2 ст. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно ч. 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в рамках настоящего Закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ст. 16 данного Федерального закона, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п. 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда (п. 2). Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ; 3) предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (п. 6 ст. 16).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Порядок переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 89 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из смысла приведенных норм следует, что предоставление гражданам в связи с утратой занимаемого жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, не является формой улучшения жилищных условий и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности.
Постановлением <адрес> от <дата> N 115-а утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2023 годы» (далее – Программа) в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 185-ФЗ в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с указанным постановлением утверждена муниципальная программа <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа <адрес>» (Постановление № от <дата>).
В Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до <дата> включен многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, признанный аварийным в 2016 году.
Как указано выше собственникам направлены проекты соглашений об изъятии спорного земельного участка и принадлежащих им жилых помещений.
При этом суд принимает во внимание, что собственники согласия на выплату выкупной цены за изымаемые жилые помещения не выразили, претендуют на получения жилья взамен аварийного, о чем в частности К.О.В. сообщила в заявлении в адрес Управления муниципальным жилищным фондом администрации <адрес> в декабре 2023 года.
В ответе от <дата> Управление указало на отсутствие оснований для предоставления администрацией <адрес> ей равнозначного жилого помещения взамен принадлежащего жилого помещения. При этом в том числе указали, что Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено предоставление жилых помещений собственникам взамен принадлежащих им жилых помещений при наличии вступивших в законную силу решений суда.
В этой связи суд считает необходимым обратить внимание, что признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с Актом обследования межведомственной комиссией помещений в <адрес> в <адрес> <дата> установлено, что жилые помещения имеют ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Доказательств того, что на момент рассмотрения дела (спустя 8 лет) улучшилось капитальное состояние дома ответчиком не представлено.
Согласно ст. 9 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования К.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.А.С., а также требования С.А.Л. о предоставлении жилого помещения в порядке переселения из непригодного обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем исковые требования администрации <адрес> подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление собственнику благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания предполагает, что после предоставления нового жилого помещения жилое помещение в аварийном и подлежащим сносу доме подлежит изъятию для муниципальных нужд (как и часть земельного участка под аварийным домом пропорционально площади изымаемого жилого помещения). Одновременно следует прекратить право собственности такого лица на изымаемые объекты и признать право собственности на них за соответствующим муниципальным образованием.
В силу ч.6 ст. 32 ЖК РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения не установлено иное.
Таким образом, правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения в связи с предоставлением другого, равнозначного жилого помещения, будет также выселение собственника из изымаемого жилого помещения и снятие с регистрационного учета в нем, что в равной степени распространяется и на членов семьи собственника жилого помещения.
При таких обстоятельствах исковые требования администрации <адрес> подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное образование городской округ <адрес> в лице Администрации <адрес> предоставить К.О.В. и К.А.С. в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам жилое помещение в пределах <адрес> равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен комнаты 3 <адрес>.
После предоставления К.О.В. и К.А.С. в собственность благоустроенного жилого помещения взамен комнаты 3 <адрес>:
1) прекратить право общей долевой собственности К.А.С., К.О.В. на жилое помещение с кадастровым номером 44:27:040626:65, общей площадью 9,1 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> комната 3, и земельный участок с кадастровым номером 44:27:040626:62, общей площадью 931 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, под многоквартирным с кадастровым номером 44:27:040626:63, расположенный по адресу <адрес> пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения.
2) признать право собственности муниципального образования городской округ <адрес> на жилое помещение с кадастровым номером 44:27:040626:65, общей площадью 9,1 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> комната 3, и земельный участок с кадастровым номером 44:27:040626:62, общей площадью 931 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, под многоквартирным с кадастровым номером 44:27:040626:63, расположенный по адресу <адрес> пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения.
3) признать К.О.В., <дата> года рождения, утратившей право пользования жилым помещением – с кадастровым номером 44:27:040626:65, общей площадью 9,1 кв.м., назначение: жилое помещение по адресу <адрес> комната 3 со снятием данного лица с регистрационного учета по указанному адресу.
4) обязать К.О.В. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 календарных дней со дня предоставления благоустроенного жилого помещения, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
Обязать муниципальное образование городской округ <адрес> в лице Администрации <адрес> предоставить С.А.Л. в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным, техническим правилам и нормам жилое помещение в пределах <адрес> равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, взамен комнат 1,2 <адрес>.
После предоставления С.А.Л. в собственность благоустроенного жилого помещения взамен комнаты 3 <адрес>:
1) прекратить право собственности С.А.Л. на жилое помещение с кадастровым номером 44:27:040626:64, общей площадью 18,2 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> комнаты 1,2, и земельный участок с кадастровым номером 44:27:040626:62, общей площадью 931 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, под многоквартирным с кадастровым номером 44:27:040626:63, расположенный по адресу <адрес> пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения.
2) признать право собственности муниципального образования городской округ <адрес> на жилое помещение с кадастровым номером 44:27:040626:64, общей площадью 18,2 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> комнаты 1,2, и земельный участок с кадастровым номером 44:27:040626:62, общей площадью 931 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, под многоквартирным с кадастровым номером 44:27:040626:63, расположенный по адресу <адрес> пропорционально размеру общей площади указанного жилого помещения.
3) выселить С.А.Л. и С.А.В. из жилого помещения– с кадастровым номером 44:27:040626:64, общей площадью 18,2 кв.м., назначение: жилое помещение по адресу <адрес> комнаты 1,2 со снятием С.А.В. с регистрационного учета по указанному адресу.
4) обязать С.А.Л. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 календарных дней со дня предоставления благоустроенного жилого помещения, передать ключи от вышеуказанного жилого помещения, оплатить имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объектов.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>