Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-258/2019 от 25.09.2019

Судья Краснов В.Б.                          Дело № 12-258/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 02 октября 2019 года жалобу защитника ООО "Наследие" Четвериковой Е.Н. на постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО "Наследие",

установил:

постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 августа 2019 года ООО "Наследие" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ООО "Наследие" Четверикова Е.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене вынесенного постановления как незаконного и необоснованного, указывая со ссылкой на положения статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" о том, что обязанность выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с техническим заданием не установлена. Техническое задание, выполнение работ с нарушением которого установлено судом, не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, в рамках заключенного Договора. В части выводов суда о необеспечении при выполнении работ надлежащего авторского надзора в области охраны объектов культурного наследия указывает, что такой надзор осуществлялся уполномоченным лицом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Со ссылкой на материалы дела настаивает на том, то журнал авторского надзора в соблюдение требований действующего законодательства находился на объекте культурного наследия, с целью сохранности был оставлен в комнате охраны. Впоследствии по распоряжению зам.директора театра при посещении объекта лицу, осуществляющему надзор не был выдан. Приводит доводы о существенных нарушениях процессуальных требований закона.

В судебном заседании защитник ООО "Наследие" Четверикова Е.Н. доводы жалобы поддержала, настаивала на отмене оспариваемого постановления суда.

Заслушав защитника привлекаемого лица, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены оспариваемого постановления суда.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 и 3 настоящей статьи.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что, в частности, объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно требованиям части 5 указанной статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 ноября 2014 года <Номер обезличен> "Дом профсоюзов" зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия как объект культурного наследия регионального значения.

<Дата обезличена> Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 2 статьи 45 названного Федерального закона ООО "Наследие" выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия на осуществление ремонта кровли, чердачного помещения и потолка в зрительном зале объекта культурного наследия ГБУ РК "НМДТ РК", расположенного по адресу: ....

Из материалов дела следует, что в обеспечение осуществления ремонта объекта культурного наследия между ГБУ РК "НМДТ РК" и ООО "Наследие" заключен договор, в соответствии с условиями которого Подрядчиком (ООО "Наследие") принято обязательство по ремонту кровли, чердачного помещения и потолка в зрительном зале ГБУ РК "НМДТ РК", расположенном в здании - объекте культурного наследия регионального значения "Дом профсоюзов", 1950-е гг".

Условиями договора в пункте 1.3 предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение № 1), сметной документацией (приложение № 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора и условиями настоящего договора, научно-проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия.

Пунктом 4.2.1. установлена обязанность подрядчика выполнять работы в сроки и в соответствии с условиями настоящего договора, техническим заданием (приложение № 1 к договору), с проектно-сметной документацией с соблюдением требований технических норм и правил.

Подрядчик согласовывает с Заказчиком обязательные части производства работ. Ведёт общий журнал работ, в котором отражает весь ход производства работ, а также все факты и обстоятельства, имеющие значение во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Заказчик проверяет и своей подписью подтверждает записи в этом журнале и (или) излагает своё мнение (пункты 4.2.4, 6.6. Договора).

В соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к договору) при выполнении указанных требований подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся предметом договора, в соответствии с проектной документацией. Все материалы, применяемые при выполнении работ, должны иметь сертификаты заводов изготовителей или паспорта с указанием технических характеристик (пункт 1.2, 1.3).

В соблюдение требований статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ между ООО "Наследие" и ГБУ РК "НМДТ РК" заключен договор, в соответствии с которым Исполнителем (ООО "Наследие") принято обязательство по осуществлению научного руководства и ведения авторского надзора за выполнением работ по ремонту кровли, чердачного помещения и потолка в зрительном зале ГБУ РК "НМДТ РК", расположенном в здании - объекте культурного наследия регионального значения "Дом профсоюзов", 1950-е гг".

Согласно договору исполнителем осуществляются работы по проведению проверок соответствия выполненных работ на объекте предусмотренным техническим требованиям к материалам, конструкциям и оборудованию; своевременному решению возникших в процессе выполнения работ на объекте вопросов по проектной документации; контролю за своевременным и качественным устранением отступлений от проектной документации и технических требований к материалам, конструкциям и оборудованию.

Как следует из материалов дела и протокола об административном правонарушении, основанием возбуждения в отношении ООО "Наследие" дела по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось допущенное юридическим лицом отклонение работ от предусмотренных техническим заданием в рамках заключенного договора на выполнение ремонтных работ на объекте культурного наследия и несогласование их с Управлением, неосуществление со стороны обязанного лица надлежащего авторского надзора.

Решая вопрос о привлечении Общества к административной ответственности, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что при выполнении работ по договору ООО "Наследие" нарушены предусмотренная планом-графиком очерёдность производства работ, а также срок их выполнения; изменения в научно-проектную документацию согласно представленной копии акта от <Дата обезличена>, подписанной только стороной подрядчика, вносились уже после выполнения подлежащих изменению работ; журнал авторского надзора на объекте культурного наследия при выполнении работ отсутствовал.

Указанные в подтверждение вывода о виновности привлекаемого лица обстоятельства установлены по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сомнений не вызывают.

Исходя из дат служебных записок по факту невыполнения при осуществлении ремонтных работ требований нормативной документации (отступления от её выполнения) (л.д...., ...), даты служебной записки о внесении изменений в рабочую документацию (л.д....) и даты акта о внесении таких изменений при выполнении строительно-монтажных работ (л.д....) достоверно усматривается, что на момент выполнения работ согласно утверждённой проектной документации их выполнение не соответствовало утверждённым требованиям, фактически подрядчиком были выполнены работы о внесении изменений о выполнении которых в проектную документацию было заявлено позднее, что противоречит установленному порядку и определённым договором требованиям (пункт 4.2.1).

Как указано выше и следует из заключенного договора Подрядчик согласовывает с Заказчиком обязательные части производства работ, ведёт общий журнал работ, в котором отражает весь ход их производства, а также все факты и обстоятельства, имеющие значение во взаимоотношениях заказчика и подрядчика (п.4.2.4).

Приказом Росстандарта от 30 октября 2014 года № 1460-ст утверждён и введён в действие ГОСТ Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения", которым установлен общий порядок организации и осуществления научного руководства и авторского надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении работ по их сохранению, за исключением работ по сохранению движимых объектов, относящихся к музейному фонду Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 56200-2014 авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям.

Исходя из требований пункта 7.9 ГОСТ Р 56200-2014, в частности, обеспечивается контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 3.4. ГОСТ Р 56200-2014 документ, отражающий ведение автором проекта или членами авторского коллектива контроля за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям, и являющийся обязательным приложением к научно-реставрационному отчету обозначается как журнал научного руководства и авторского надзора.

Регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора входит в обязанности юридического лица, осуществляющего авторский надзор, что также следует из пункта 5.1.2. договора на осуществление научного руководства и ведения авторского надзора за выполнением работ по ремонту кровли, чердачного помещения и потолка в зрительном зале ГБУ РК "НМДТ РК".

В соответствии с требованиями 9.1 ГОСТ Р 56200-2014 журнал научного руководства и авторского надзора, ведение которого осуществляется при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, должен находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению.

Представители подрядной организации делают в журнале отметки о выполнении требований и указаний специалистов, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, и несут ответственность за своевременное и качественное их выполнение (9.7).

Вопреки установленным требованиям, при проведении систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия уполномоченным органом установлено отсутствие на объекте журнала авторского наблюдения, что зафиксировано актом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от <Дата обезличена>, отражено в вынесенном генеральному директору ООО "Наследие" предписании <Номер обезличен> от указанного числа.

Доводы жалобы, в которых заявитель оспаривает указанные обстоятельства, не могут быть приняты во внимание, учитывая, что его нахождение на объекте согласно переписке с Заказчиком, установлено на ... месяц ... года.

В данном случае утверждение в жалобе о том, что обязанности по осуществлению научного руководства и авторского надзора исполнялись в соответствии с условиями Договора и требованиями действующего законодательства, равно как и указание о том, что при выходе на объект осуществлялось ведение журнала научного руководства и авторского надзора в установленном порядке, безосновательны.

Также подлежат отклонению доводы в жалобе о том, что являющееся приложением к договору техническое задание не содержит перечня работ, подлежащих выполнению, в рамках заключённого договора, учитывая, что требованиями его пункта 1.2 прямо предусмотрена обязанность подрядчика выполнять работы, являющиеся предметом договора, в соответствии с проектной документацией, разработанной в рамках договора от <Дата обезличена> года (л.д....) в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к договору) (л.д....).

Рассматривая доводы жалобы защитника о нарушении требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по основанию неотражения в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении сведений об основаниях привлечения Общества к административной ответственности и факте административного правонарушения, исхожу из следующего.

В соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В абзаце 3 ответа на вопрос №8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 года, со ссылкой на системный анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснено, что при составлении протокола об административном правонарушении административный орган обязан известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как усматривается из материалов дела, изначально <Дата обезличена> в отношении ООО "Наследие" был составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> по признакам наличия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

<Дата обезличена> в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судьёй ... городского суда Республики Коми вынесено определение о возвращении указанного протокола об административном правонарушении совместно с приложенными к нему материалами в адрес Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия.

Согласно копии сопроводительного листа <Дата обезличена> копия определения суда для сведения направлена в адрес ООО "Наследие".

<Дата обезличена> Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия в целях устранения выявленных при принятии материалов к производству нарушений, изложенных в названном определении суда, вынесено определение, которым протокол об административном правонарушении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, составленный в отношении ООО "Наследие" по статье 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признан недействительным. Определено назначить время и место составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Наследие" по статье 7.13 названного Кодекса на <Дата обезличена> с ... часов по адресу: г. ..., о чём в адрес ООО "Наследие" отправить соответствующее уведомление.

Во исполнение указанного определения Управлением в этот же день за <Номер обезличен> генеральному директору ОО "Наследие" направлено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Дополнительно сообщено, что определением от <Дата обезличена> протокол об административном правонарушении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, составленный в отношении ООО "Наследие" по статье 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признан недействительным.

Анализ представленных доказательств, из которых в том числе усматривается, что на дату получения уведомления Общество располагало сведениями о возврате ранее составленного протокола об административном правонарушения для его фактического пересоставления, свидетельствует о соблюдении прав привлекаемого лица по обеспечению возможности реализации предусмотренных в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий.

При направлении уведомления Обществу, помимо обеспечения явки своего полномочного представителя, в целях всестороннего дела было предложено представить журналы научного руководства и авторского надзора; приказ о назначении ответственного лица за хранение журналов на объекте; оригиналы документов, подтверждающих проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов.

Содержание направленного уведомления в совокупности с изложенными доказательствами свидетельствует о том, что при получении уведомления Обществу было достоверно известно, в частности, о факте допущенного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, были приняты необходимые меры к надлежащему извещению законного представителя ООО "Наследие" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Доводы жалобы в изложенной части подлежат оценке как способ привлекаемого лица уйти от административной ответственности.

По результатам рассмотрения настоящего дела судьёй достоверно установлен факт совершения ООО "Наследие" вменённого правонарушения, в соблюдение требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные в материалах дела доказательства получили должную оценку судьёй на предмет наличия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.

Принципы презумпции невиновности и законности, закреплённые в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "Наследие" в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера совершённого административного правонарушения и в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

Разрешая вопрос о назначении административного наказания ООО "Наследие", судьёй на основании оценки доказательств по делу учтены все юридические значимые обстоятельства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его изменения и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО "Наследие", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Наследие" Четвериковой Е.Н. - без удовлетворения.

Судья В.М. Соболев

копия верна, судья                         В.М. Соболев

12-258/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Наследие"
Другие
Е. Н. Четверикова
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
26.09.2019Материалы переданы в производство судье
02.10.2019Судебное заседание
03.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее