УИД: 66RS0009-01-2022-003799-57 дело №5-363/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Тагил 18 ноября 2022 года
Судья Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области Глотова А.В. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Решетникова Д. А.,
установил:
29 сентября 2022 года инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» Сохаревым Д.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Решетникова Д.А., который передан на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Изучив протокол об административном правонарушении с приложенными к нему материалами, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 4 постановления Пленума от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении должны быть приняты надлежащие меры для извещения лица, в отношении которого ведется такое производство, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В силу части 4.1 указанной нормы в случае неявки лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Толкование положений статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанными нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении в него изменений.
Из протокола об административном правонарушении следует, что инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» Сохаревым Д.И. в протокол об административном правонарушении были внесены изменения в части указания места составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, доказательств извещения Решетникова Д.А. о внесении изменений в протокол об административном правонарушении в материалах дела не имеется, также отсутствует подпись Решетникова Д.А. о том, что он ознакомлен с внесенными исправлениями.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» отсутствие данных либо неточные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, являются существенным недостатком протокола об административном правонарушении.
В связи с отсутствием необходимых доказательств неполнота представленных материалов не может быть восполнена судом при рассмотрении дела.
Кроме того в протоколе отсутствуют объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - Решетникова Д.А., также они отсутствуют в приложенных к протоколу материалах, что также является существенным недостатком.
Имеющиеся недостатки препятствуют вынесению законного и обоснованного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 и п. 4 ч. 1 ст. 29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов протокол с материалами дела возвращается должностному лицу или органу, составившему его, для устранения недостатков в срок не более 3 суток со дня их поступления от судьи.
Несоблюдение должностным лицом процедуры внесения изменений в протокол об административном правонарушении в отношении Решетникова Д.А. в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Однако подготовка участия Решетникова Д.А., содержащегося в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, в судебном заседании посредством видеоконференц-связи должностным лицом, направившим в суд протокол об административном правонарушении, обеспечена не была.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
определил:
возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, от 29 сентября 2022 года в отношении Решетникова Д. А. и другие материалы дела №5-363/2022 – в Отдел ГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» для устранения имеющихся недостатков.
Судья Глотова А.В.