Судья Мосина А.В.
Дело № 71-475/2024
УИД 59RS0005-01-2024-003257-65
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 09 июля 2024 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу Ахремюка Александра Сергеевича на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 июня 2024 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
установил:
постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 июня 2024 г. (резолютивная часть постановление от 11 июня 2024 г.) Ахремюк А.С. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год восемь месяцев.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Ахремюк А.С. просит постановление судьи районного суда изменить, назначить наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год, ссылаясь на наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств (при обнаружении на пути пешеходов были предприняты попытки избежать наезда путем торможения, а после наезда на пешеходов была оказана первая медицинская помощь и вызваны соответствующие службы). Не принято во внимание нарушение Правил дорожного движения потерпевшими.
В судебном заседании в краевом суде Ахремюк А.С., потерпевшие Щ., К., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Согласно части 2 статьи 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Пунктом 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Правила дорожного движения) предусмотрено, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 14 ноября 2023 г. в 18 часов 03 минут по адресу **** водитель Ахремюк А.С., управляя автомобилем «HYUNDAI SOLARIS», государственный регистрационный знак **, в нарушение пункта 14.1 Правил дорожного движения не уступил дорогу пешеходам переходящим проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу и допустил наезд на Щ., К., в результате чего Щ. получила травмы, которые квалифицируются как легкий вред здоровью, К. получила травмы, которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести.
Совершение Ахремюком А.С. правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2024 г. 59БГ№247658, схемой дорожно-транспортного происшествия, протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 14 ноября 2023 г., фотоматериалами, сообщениями из медицинского учреждения в отношении К. и Щ., письменными объяснениями Ахремюка А.С. от 14 ноября 2023 г., письменными объяснениями Щ. от 15 января 2024 г., письменными объяснениями К. от 15 января 2024 г., заключением эксперта № 1177 м/д от 24 апреля 2024 г. в отношении К., заключением эксперта № 60 м/д от 29 января 2024 г. в отношении Щ. и иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Материалы дела содержат достаточную совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях Ахремюка А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, диспозиция которых предполагает наличие двух условий, а именно: нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства и причинение легкого вреда здоровью, а также вреда здоровью средней тяжести. Имеющиеся в деле доказательства, оценка которым дана судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны судьей достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что причиненный потерпевшим вред здоровью находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением Ахремюком А.С. требований пункта 14.1 Правил дорожного движения, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из установленной экспертными заключениями степени тяжести вреда здоровью потерпевшим. При рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Ахремюка А.С. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Действия Ахремюка А.С. правильно квалифицированы судьей по части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении потерпевшей Щ. и по части 2 статьи 12.24 указанного Кодекса в отношении потерпевшей К.
Доводы жалобы о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие нарушения пешеходами Щ. и К. Правил дорожного движения, которые не убедилась в безопасности перехода проезжей части дороги, переходили проезжую часть за положенной разметкой пешеходного перехода подлежат отклонению, так как при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья, орган, должностное лицо разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. В связи с этим постановление или решение по делу об административном правонарушении не может содержать выводы о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.
Кроме этого доводы о движении пешеходов за разметкой пешеходного перехода опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в частности письменными объяснениями Щ. и К., из которых следует, что переход они осуществляли по пешеходному переходу. Представленные фотоматериалы подтверждают, что имевшаяся на проезжей части разметка недостаточно различима, в связи с чем с учетом требований последнего абзаца пункта 1 «Горизонтальная разметка» Приложения 2 Правил дорожного движения водитель должен был руководствоваться дорожными знаками, определяющими границы участка проезжей части выделенного для движения пешеходов через дорогу. Из схемы дорожно-транспортного происшествия следует, что место наезда на пешеходов установлено на участке проезжей части выделенного для движения пешеходов через дорогу и обозначенного знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
Доводы жалоб относительно суровости назначенного Ахремюку А.С. административного наказания отмену или изменение постановления судьи районного суда не влекут в связи со следующим.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей направленных на исправление правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При определении вида и размера административного наказания, назначаемого по результатам рассмотрения каждого конкретного дела об административном правонарушении, суд, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действует самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом характера совершенного лицом противоправного деяния, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.
Лишение специального права направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление борьбы с такими правонарушениями в области дорожного движения, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Назначенное Ахремюку А.С. наказание соответствует положениям статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принципам и цели назначения административного наказания.
При определении Ахремюку А.С. вида и размера административного наказания судья районного суда верно установил и проанализировал обстоятельства совершения административного правонарушения, учел характер совершенного Ахремюком А.С. правонарушения, данные о его личности, имущественное и семейное положение, состояние здоровья, отсутствие обстоятельств смягчающих административную ответственность и наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения) и пришел к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год восемь месяцев.
По смыслу действующего закона об административных правонарушениях, невыполнение требований пункта 14.1 Правил дорожного движения является грубым нарушением порядка пользования специальным правом, поскольку представляет собой исключительную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, что в соответствии с частью 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для назначения наказания в виде лишения этого права.
В данном случае с учетом характера совершенного административного правонарушения, грубого нарушения требований Правил дорожного движения (посягает на безопасность жизни и здоровья наиболее уязвимых участников дорожного движения - пешеходов), обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе) вывод судьи районного суда о действительной необходимости применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, меры государственного принуждения в виде лишения права управления транспортными средствами в избранном размере, является обоснованным, соответствует принципам назначения административного наказания.
Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год восемь месяцев соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В данном случае наказание назначено судьей в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Наказание Ахремюку А.С. назначено судьей в пределах санкции части 2 статьи 12.24 указанного Кодекса предусматривающей лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, в связи с чем назначение наказание в виде лишения права управления сроком на один год не предусмотрено указанной нормой и в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в таком размере Ахремюку А.С. не может быть назначено.
Ссылка в жалобе на наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность при обнаружении на пути пешеходов были предприняты попытки избежать наезда путем торможения, а после наезда на пешеходов была оказана первая медицинская помощь и вызваны соответствующие службы, не является основанием для изменения постановления, поскольку данные перечисленные обстоятельства не предусмотрены в качестве таковых в части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащей перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а согласно части 2 статьи 4.2 признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, является правом, а не обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для признания назначенного Ахремюку А.С. административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания не имеется. При назначении Ахремюку А.С. наказания принципы справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности судьей районного суда соблюдены.
Постановление о привлечении Ахремюка А.С. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ахремюка А.С. допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены, изменения постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 июня 2024 г., вынесенное в отношении Ахремюка А.С. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ахремюка А.С. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)