Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-122/2022 от 25.03.2022

.

РЕШЕНИЕ

12 июля 2021 года                                                       г. Новокуйбышевск

          Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Коновалова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговая Компания Стройэлектро» ( ООО ТК «Стройэлектро») на постановление <№> от 18.03.2022 Государственной инспекции труда в Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО ТК «Стройэлектро»,

УСТАНОВИЛ:

ООО ТК «Стройэлектро» обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитина А.П. <№> от 18.03.2022 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО ТК «Стройэлектро» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 руб., в обоснование указал, что факт необеспечения СИЗ связан с ненадлежащим оформлением их выдачи,а доводы протокола по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ строятся на том, что неоформлена карточка СИЗ и бухгалтерская ведомость.

     С учётом материалов расследования несчастного случая с ФИО1 следует констатировать, что ООО «ТК Стройэлектро» фактически выдало ФИО1 требуемые СИЗ, закупив их за свой счет (факт покупки подтвержден счетами-фактурами от 24 ноября 2021 г. <№> и от 15 ноября 2021 г. <№>, полученными от ООО «Мирсварки», а также сертификатами СИЗ, описанными в постановлениях). Сертификаты соответствия подтверждают качество СИЗ. Действительно не была надлежащим образом подтверждена выдача СИЗ работнику (недооформлена карточка выдачи СИЗ). В ходе осмотра места происшествия часть СИЗ была зафиксирована на трупе ФИО1, что подтверждает факт их выдачи. Также из показаний очевидцев происшествия ФИО2 и ФИО3, работавших вместе с ФИО1 следует, что они были обеспечены СИЗами. Должностные лица ФИО4 и ОдинцовО.А. также подтвердили факт закупки СИЗ в полном объеме.

То обстоятельство, что в ходе осмотра места происшествия, произведенного следователем в день гибели ФИО1, на нем не были обнаружены все без исключения СИЗ, не опровергает доводов ООО «ТК Стройэлектро», поскольку в момент смерти ФИО1 был «отдыхающей сменой», осмотр личного шкафчика и места жительства (где могли находиться остатки СИЗ) не производился. Недоказанность обстоятельств нарушения не может повлечь привлечение к административной ответственности. А постановление по делу об административном наказании не может быть построено на домыслах.

Таким образом, нарушение в части СИЗ выразилось лишь в ненадлежащем оформлении их выдачи. Это бездействие не образует состава административного правонарушения «необеспечение работников средствами индивидуальной защиты», а подлежит квалификации по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Под порядковым номером 4 в Перечне актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Приказом Роструда от 31.12.2020 № 265, включен Трудовой кодекс РФ.

Отдельной записью обозначено в столбце «Ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования» абзац четвертый части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 28.02.2022), как раз и предусматривающий обязанность обеспечения работников СИЗ.

Соответственно, контроль за соблюдением работодателями указанной нормы осуществляется в рамках Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 (далее - Положение о надзоре).

10 марта 2022 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336). Пунктом 9 указанного постановления установлено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от

31.07.2020    № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» право на привлечение виновных лиц к Остановленной законом ответственности возникает у контрольного (надзорного) органа в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом именно при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

В соответствии с пунктом 35 Положения о надзоре, федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы проводят только такие контрольные (надзорные) мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Расследование несчастных случаев к контрольным (надзорным) мероприятиям не относится.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением пункта 9 Постановления № 336. Государственная инспекция труда в Самарской области по состоянию на 10 марта 2022 года не имела права на его составление.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственногоконтроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При изложенных обстоятельствах дело об административном правонарушении подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

    В судебное заседание представитель ООО ТК «Стройэлектро» не явился, представив ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление отменить как незаконное и необоснованное.

    Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитин А.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считал постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным. Просил также учесть, что данное нарушение несет угрозу жизни и здоровью работников, а потому представляет общественную опасность, так же представил письменные возражения.

    Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, пояснения лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу решением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

        В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушения является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

        Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

          Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

     Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

           В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

         Согласно ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

         В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

        В соответствии с п.5 Межотраслевых правил, предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедшей в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с п. 13 Межотраслевых правил, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам.

     Указанной формой предусмотрено на оборотной стороне личной карточки учета выдачи СИЗ внесений о номере сертификата соответствия или декларации, а так же % износа СИЗ при получении и возврате.

Судом установлено, что 9 февраля 2022 года комиссией под председательством государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области А.П. Никитина завершено расследование смертельного несчастного случая, имевшего место 11 декабря 2021 года с газорезчиком ООО ТК «Стройэлектро» ФИО1

По итогам расследования 9 февраля 2022 года составлен соответствующий акт по форме 4.

10     марта 2022 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5 в отношении ООО ТК «Стройэлектро» составлены протоколы об административном правонарушении:

-     предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ по факту необеспечения ФИО1 средствами индивидуальной защиты (протокол <№>);

-     предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ по факту ненадлежащего оформления карточки учета выдачи СИЗ и ведомости выдачи СИЗ ФИО1 и необеспечении функционирования системы управления охраной труда (протокол <№>).

18 марта 2022 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области Никитиным А.П. рассмотрено дело об административном правонарушении на основании протокола <№> вынесено постановление <№> 535назначении административного наказания по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФразмере 130 000 рублей.

Суд считает, что действия ООО ТК «Стройэлектро» не правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП как необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, посколькуВ соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицомодного действия (бездействия), содержащего составы административныхправонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и болеестатьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которыхподведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу,административное наказание назначается в пределах санкции,предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие

(бездействие), более строгого административного наказания.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 №45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общейюрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных снарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права» разъяснено, что если из протоколов обадминистративных правонарушениях усматривается, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составыадминистративных правонарушений, ответственность за которые предусмотренадвумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел окоторых подведомственно одному и тому же судье (например, невыполнение работодателем обязанностей выдать находящемуся на работе работнику в день

Увольнения трудовую книжку и произвести с ним расчет при условии, чтоданный работодатель ранее в пределах срока, установленного статьей 4.6 КоАПРФ, подвергался административной ответственности по частям 1 и 6 статьи 5.27названного кодекса за совершение аналогичных правонарушений (части 2 и 7статьи 5.27 КоАП РФ), то следует вынести определение об объединении такихматериалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одногопостановления и назначением административного наказания по правилам части2 статьи 4.4 КоАП РФ.

Описываемые в протоколах об административных правонарушениях <№> и <№> схожи. Приописании события нарушения текстуально идентичны больше чем на 75 %(из двух страниц описательной части протокола <№> протокол <№> повторяется в полном объемеи занимает 1,5 страницы текста).

Факт необеспечения СИЗ связан с ненадлежащим оформлением их выдачи,а доводы протокола по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ строятся на том, что неоформлена карточка СИЗ и бухгалтерская ведомость.

С учётом материалов расследования несчастного случая с ФИО1 следует констатировать, что ООО «ТК Стройэлектро» фактически выдало ФИО1 требуемые СИЗ, закупив их за свой счет (факт покупки подтвержден счетами-фактурами от 24 ноября 2021 г. <№> и от 15 ноября 2021 г. <№>, полученными от ООО «Мирсварки», а также сертификатами СИЗ, описанными в постановлениях). Сертификаты соответствия подтверждают качество СИЗ. Действительно не была надлежащим образом подтверждена выдача СИЗ работнику (недооформлена карточка выдачи СИЗ). В ходе осмотра места происшествия часть СИЗ была зафиксирована на трупе ФИО1, что подтверждает факт их выдачи. Также из показаний очевидцев происшествия ФИО2 и ФИО3, работавших вместе с ФИО1 следует, что они были обеспечены СИЗами. Должностные лица ФИО4 и ФИО6 также подтвердили факт закупки СИЗ в полном объеме.

То обстоятельство, что в ходе осмотра места происшествия, произведенного следователем в день гибели ФИО1, на нем не были обнаружены все без исключения СИЗ, не опровергает доводов ООО «ТК Стройэлектро», поскольку в момент смерти ФИО1 был «отдыхающей сменой», осмотр личного шкафчика и места жительства (где могли находиться остатки СИЗ) не производился. Недоказанность обстоятельств нарушения не может повлечь привлечение к административной ответственности. А постановление по делу об административном наказании не может быть построено на домыслах.

Таким образом, нарушение в части СИЗ выразилось лишь в ненадлежащем оформлении их выдачи. Это бездействие не образует состава административного правонарушения «необеспечение работников средствами индивидуальной защиты», а подлежит квалификации по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Под порядковым номером 4 в Перечне актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Приказом Роструда от 31.12.2020 № 265, включен Трудовой кодекс РФ.

Отдельной записью обозначено в столбце «Ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования» абзац четвертый части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 28.02.2022), как раз и предусматривающий обязанность обеспечения работников СИЗ.

Соответственно, контроль за соблюдением работодателями указанной нормы осуществляется в рамках Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 (далее - Положение о надзоре).

10 марта 2022 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336). Пунктом 9 указанного постановления установлено, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от

31.07.2020    № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» право на привлечение виновных лиц к Остановленной законом ответственности возникает у контрольного (надзорного) органа в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом именно при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

В соответствии с пунктом 35 Положения о надзоре, федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы проводят только такие контрольные (надзорные) мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Расследование несчастных случаев к контрольным (надзорным) мероприятиям не относится.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением пункта 9 Постановления № 336. Государственная инспекция труда в Самарской области по состоянию на 10 марта 2022 года не имела права на его составление.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Санкция ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, -(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ)влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

При оценке характера совершенного административного правонарушения следует учитывать его общественную опасность, выражающуюся в создании угрозы жизни и здоровью работников, кроме того, судом учитывается, чтоООО «ТК «Стройэлектро», ИНН 6330061789 отнесено к категории субъектов малого предпринимательства «микропредприятие», внастоящее время ООО ТК «Стройэлектро» испытывает финансовые трудности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ <№> ░░ 18.03.2022░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░. 4 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░ ░░ ░. 1 ░░. 5.27.1 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 130 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░», - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                       /░░░░░░░/                       ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-122/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "ТК Стройэлектро"
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Судья
Коновалова Анна Ивановна
Дело на сайте суда
novokuibyshevsky--sam.sudrf.ru
28.03.2022Материалы переданы в производство судье
28.03.2022Истребованы материалы
17.05.2022Поступили истребованные материалы
20.05.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
02.09.2022Вступило в законную силу
07.09.2022Дело оформлено
08.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее