Дело № 2- 4464/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
17 мая 2011 года
Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Бушеневой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уланова С.М. к Агентству Республики Коми по социальному развитию об оспаривании решения, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья;
у с т а н о в и л :
Уланов С.М. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, также просил обязать ответчика выдать ему свидетельство о предоставлении указанной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указал, что является участником ВОВ, ответчик необоснованно и неправомерно отказывает ему в получении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В письменном отзыве по иску ответчик с требованиями истца не согласился, указывая, что истец включен в ордер на право занятия кВ.... д.... по ул.... г. Сыктывкара в качестве члена семьи А.С. Размер данного жилого помещения составляет 66,4 кв.м., т.е. на каждого из проживающих приходится по 13,3 кв.м. общей площади, что свыше установленной учетной нормы. Таким образом, истец не подтвердил нуждаемость в улучшении жилищных условий и свое право на получение единовременной денежной выплаты, в связи с чем, отказ является обоснованным.
В судебном заседании надлежаще извещенный истец непосредственного участия не принял, направив представителя, который на удовлетворении иска настаивал по заявленным основаниям.
Представитель АМОГО « Сыктывкар», привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, определенной позиции по иску не выразила, указывая на то, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в АМОГО « Сыктывкар» истец не состоит, учетное дело заводилось по его обращениям, но в постановке на учет было отказано в связи с неполнотой представленных документов, по- существу вопрос о нуждаемости не рассматривался.
Ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указывая о несогласии с иском по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Уланов С.М. относится к категории граждан «инвалиды Войны, участники Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах».
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона.
Согласно указанной нормы Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58.
Согласно п.3 утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.4.15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.
Участники ВОВ и приравненные к ним лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Уланов С.М. ранее меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получал.
03.03.2011г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Приказом Агентства РК по соцразвитию истцу было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Агентство Республики Коми по социальному развитию уведомило истца об отказе в предоставлении ему единовременной денежной выплаты по изложенным выше основаниям.
Рассматривая правомерность принятого решения, суд исходит из следующего.
Установлено, что до момента обращения к ответчику Уланов С.М. на учете в органе местного самоуправления на получение жилья не состоял. Как на момент обращения с заявлением, так и на момент рассмотрения настоящего спора истец проживает в кВ.... д.... по ул.... г. Сыктывкара, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его сыну А.С.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод ответчика о том, что истец является членом семьи собственника указанного жилого помещения и обеспечен площадью по установленным нормам.
Материалами дела установлено, что при отделе учета и распределения жилой площади Сыктывкарского горисполкома был организован Жилищно- строительный кооператив А.С. принят в члены указанного кооператива. На основании решения исполкома Сыктывкарского СНД , ему выдан ордер на право занятия кВ.... д.... по ул. ... г. Сыктывкара с составом семьи 3 человека, с учетом родителей: Уланова С.М. и Р.А.
Из объяснений представителя истца Уланова А.С. следует, что после включения по требованию исполнительного органа власти его родителей в ордер на право занятия данной квартиры, они были фактически вселены им в это жилое помещение и проживают по указанному адресу до настоящего времени как члены его семьи. Пай в ЖСК полностью выплачен им в 1991 году.
По данным учетного дела, с 1999г. в квартире также зарегистрирована супруга собственника М.В., а также их дочь Ю.А. Таким образом, в настоящее время на жилой площади 41,4 кв.м. и общей площади 66,4 кв.м. проживает 5 человек, жилое помещение является пригодным для проживания.
Согласно ст.19 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" одним из оснований для возникновения права собственности на квартиру является участие в ЖСК. В период приобретения А.С. права собственности на кВ.... д.... по ул. ... г. Сыктывкара заселение квартир в домах жилищно-строительных кооперативов производилось в порядке, предусмотренном ст.118 ЖК РСФСР, по ордерам, выдаваемым исполкомами местных советов. При этом нормой указанной статьи было установлено, что лицу, принятому в члены жилищно-строительного кооператива, по решению общего собрания членов кооператива, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, предоставляется отдельная квартира, состоящая из одной или нескольких комнат, в соответствии с количеством членов семьи, суммой его паевого взноса и предельным размером жилой площади, предусматриваемым Примерным уставом жилищно-строительного кооператива. Таким образом, в отличие от норм действующего ЖК РФ, предельный размер предоставляемого члену ЖСК жилого помещения в период действия ЖК РСФСР был ограничен не только размером его паевого взноса, но также и количественным составом его семьи. При таких обстоятельствах, включение истца в ордер на квартиру является формальной гарантией реализации им своих прав на жилое помещение, как членом семьи собственника.
Согласно ст.127 ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения Уланова С.М. в кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара, граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Члены семьи собственника жилого дома, квартиры, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Иными словами, возникновение равного с собственником права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение и проживанием в нем совместно с собственником в качестве члена его семьи. Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг (супруга), а также дети и родители данного собственника.
Установленные по делу обстоятельства, по мнению суда, однозначно свидетельствуют о том, что истец при вселении приобрел постоянное и равное с собственником право пользования жилым помещением в кВ.... д.... по ул. ... г. Сыктывкара, каких- либо объективных данных, свидетельствующих о наличии иного соглашения сторон в момент его вселения, не имеется, напротив, имеющиеся письменные доказательства прямо свидетельствуют об обратном.
Ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, указывая в качестве таковых, членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МО « г. Сыктывкар» учетная норма для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 10,5 кв.м. общей площади на человека. Размер общей площади, приходящийся на долю истца в занимаемом жилом помещении ( 66,4\5), превышает установленную норму нуждаемости.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, вывод Агентства Республики Коми по социальному развитию об отсутствии оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и, соответственно, имеющим право на получение единовременной денежной выплаты, представляется суду обоснованным.
Оценив собраннее по делу доказательства применительно к установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных к Агентству Республики Коми по социальному развитию исковых требований Уланову С.М.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части .
Судья - Ю.А. Дульцева