УИД35RS0022-01-2023-000497-74
Дело № 2-385/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 17 ноября 2023 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.
при секретаре Кокине С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оленева С.А. к администрации Тотемского муниципального округа Вологодской области об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Оленев С.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тотемского муниципального округа об обязании предоставить на состав семьи из одного человека в <адрес> вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к <адрес>, по договору социального найма, равнозначное общей площади ранее занимаемому жилому помещения, общей площадью не менее 20,3 кв.м., указывая, что на основании договора социального найма № от 03.06.2015 ему на состав семьи в количестве одного человека предоставлено жилое помещение – квартира площадью 20,3 кв.м., состоящее из одной комнаты площадью 10,2 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности администрации Тотемского муниципального района. Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Тотемского муниципального района № от 28.05.2021 указанная квартира признана непригодной для постоянного проживания. Распоряжением администрации Тотемского муниципального района № от 07.06.2021 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, дальнейшее проживание граждан в нем является недопустимым. Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Тотемского муниципального района № от 12.04.2022 многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлено недопустимым использование МКД в качестве постоянного места проживания граждан. Распоряжением администрации Тотемского муниципального района № от 18.04.2022 указанный МКД признан аварийным и подлежащим сносу. С момента признания указанных жилого помещения и жилого дома непригодными для проживания ответчик длительное время не принимает никаких мер для расселения граждан.
Протокольным определением суда от 01.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент строительства Вологодской области.
Протокольным определением от 07.09.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Оленев В.С.
В судебное заседание истец Оленев С.А. и его представитель Овчарук Н.Н. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, исковые требования поддержали. Ранее в судебном заседании 01.08.2023 Оленев С.А. пояснил, что другого жилья в собственности и в найме не имеет, в настоящее время проживает в съемной квартире.
В судебное заседание ответчик представитель администрации Тотемского муниципального округа не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ранее направляли отзыв о рассмотрении дела без их участия, а также указали, что срок расселения граждан многоквартирного дома, в том числе и Оленева С.А., по адресу: <адрес> зависит от принятия региональной программы в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформировании жилищно-коммунального хозяйства». На данный момент отсутствует информация о сроках принятия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017. В соответствии с действующим законодательством жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Оленев С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит, с заявлением о постановке на учет в администрацию округа не обращался, также истец не обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения маневренного жилищного фонда. Просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо представитель Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ранее направляли отзыв о рассмотрении дела без их участия, а также указали, что поскольку многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017, то в силу норм действующего законодательства не подлежит включению в областную адресную программу № «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы». Осуществление мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления, в случае, если многоквартирный дом не включен в Программу переселения, мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами жилищного законодательства за счет собственных источников финансирования, в данном случае Департамент не обладает полномочиями по контролю за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда. Решение вопроса по заявленным требованиям оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо Оленев В.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно выписки из ЕГРН и кадастрового паспорта помещения, собственником жилого помещения, общей площадью 20,3 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, является администрация Тотемского муниципального округа Вологодской области (ранее муниципальное образование «Медведевское» Тотемского муниципального района Вологодской области).
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 03.06.2015 администрацией муниципального образования «Медведевское» передано Оленеву С.А. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение кто-либо не вселялся.
Согласно информации ОМВД России по Тотемскому району Оленев С.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> 03.06.2015 по настоящее время, с 13.03.2017 по настоящее время по указанному адресу также зарегистрирован Оленев В.С.
Как следует из заключения межведомственной комиссии администрации Тотемского муниципального района от 28.05.2021 №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано комиссией непригодным для постоянного проживания, так как в ходе эксплуатации здания нарушены работоспособность и несущие способности конструкции жилого помещения. Произошли ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что является не безопасным для пребывания граждан и данное помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 07.06.2021 № указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, установлено недопустимым дальнейшее использование указанного жилого помещения в качестве места постоянного проживания граждан.
Согласно экспертному заключению от 04.04.2022, выполненному <данные изъяты>», строительные конструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, находятся в аварийном состоянии, их физический износ составил 71,9%. Дальнейшая эксплуатация здания не допускается. Состояние некоторых конструкций (таких как перекрытия и фундамент) таково, что существует опасность для пребывания людей и оборудования. Помещения здания являются непригодными для проживания в связи с физическим износом эксплуатационных характеристик, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Жилой дом подлежит сносу, реконструкция здания нецелесообразна ввиду значительного физического износа.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Тотемского муниципального района от 12.04.2022 № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан комиссией аварийным и подлежащим сносу, поскольку представленным заключением специализированной организации подтверждено аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций многоквартирного дома, характеризующееся повреждениями и дефектами, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома или потерю устойчивости, что является небезопасным для проживания граждан.
Распоряжением администрации Тотемского муниципального района от 18.04.2022 № указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлено недопустимым дальнейшее использование жилых помещений по указанному адресу для постоянного проживания граждан, определено в срок до 2030 года произвести расселение физических лиц, занимающих жилые помещения по указанному адресу.
Согласно выписки из ЕГРН Оленев С.А. за период с 01.08.2017 по 01.08.2023 не являлся собственником объектов недвижимости на территории Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации Тотемского муниципального округа от 06.10.2023 № Оленев С.А., зарегистрированный по адресу: <адрес>, признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Часть 1 статьи 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, из приведенных положений следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ и ст.2 Федерального закона от 06.102.2023 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Согласно ч.6 ст.14 указанного закона к вопросам местного значения относятся, в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со с ч.1 ст.14 и п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч.3,4 ст.57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием для заключения соответствующего договора социального найма.
Суд приходит к выводу, что совокупность представленных по делу доказательств подтверждает доводы истца о невозможности его проживания по адресу: <адрес>, и отсутствие иного жилого помещения, что подтверждает его нуждаемость в предоставлении жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в <адрес>. Ответчиком не оспаривается факт непригодности жилого дома, в котором располагается жилое помещение, предоставленное истцу на условиях социального найма, и, соответственно, невозможность его проживания в указанном жилом помещении. Сведения о том, что у истца имеется на праве собственности или на ином праве жилое помещение, пригодное для проживания, в деле отсутствуют, ответчиком не оспаривается, что истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Поскольку многоквартирный жилой дом и жилое помещение по адресу: <адрес> признаны непригодным для проживания на основании распоряжений администрации Тотемского муниципального района, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. Издав распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, администрация взяла на себя обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, до настоящего времени орган местного самоуправления свою обязанность не исполнил.
Доводы ответчика о том, что срок расселения граждан зависит от принятия региональной программы согласно ст.20.14, ст.20.15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» судом не принимаются, поскольку при рассмотрении дела установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, не соответствует санитарным и техническим нормам, что не может быть поставлено в зависимость от участия в региональной программе.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.11.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░