Дело №2-3810/2023 (43RS0003-01-2023-004411-03)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2023 года г. Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области
в составе председательствующего судьи Ковтун Н.П.
при секретаре Широковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-3810/2023 по иску прокурора г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Кирова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части обустройства стационарного электрического освещения по {Адрес} установлено отсутствие уличного освещения, что создает угрозу безопасности движения по улицам города, жизни и здоровья неопределенного круга лиц-жителей города Кирова. Выявленные нарушения при обустройстве стационарного электрического освещения по {Адрес} подлежали устранению в рамках рассмотрения представления прокурора города Кирова от {Дата} в адрес главы администрации г.Кирова. Вместе с тем до настоящего времени нарушения требований законодательства не устранены. Неисполнение администрацией г.Кирова обязанности по обустройству стационарного электрического освещения в соответствии с требованиями ГОСТ создает угрозу безопасности движения по улицам города, угрозу жизни и здоровью граждан, свидетельствует о непринятии мер в рамках предоставленных полномочий.
Просит возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность организовать проведение работ по обустройству проезжей части {Адрес} стационарным электрическим освещением в границах населенного пункта г.Киров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обустройству стационарных наружных объектов освещения в границах населенных пунктов п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Представитель истца - помощник прокурора г. Кирова Ильин Е.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- администрации города Кирова Паряница А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснила, что проведение необходимых работ требует значительных временных и финансовых затрат.
Представитель третьего лица МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" Лычакова Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что данный вопрос будет рассмотрен в ходе реализации муниципальной программы в период с {Дата}
Представители третьих лиц ОГИБДД УМВД России по г. Кирову, АО "ГОРДОРМОСТСТРОЙ", УМВД России по г.Кирову в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Кирова по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществления автомобильной деятельности относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, основаны на нормах ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Как следует из положений п.п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары.
Исходя из требований ст.ст. 17, 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Киров», принятого решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 №42/19, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочный мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.
Из положений п.п. 6,8 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров» следует, что администрация г. Кирова обладает компетенцией по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; по организации благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Исходя из приведенного нормативного регулирования обязанность по содержанию, осуществлению ремонта, в том числе и организация освещения дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров».
В Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года N 2438-р, включены, в том числе, ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года « 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), раздел 4 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 года № 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденному приказом Минрегионразвитие России от 27 декабря 2010 года № 783).
В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» наличие стационарного освещение на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что автомобильная дорога по {Адрес} включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Киров», утвержденного постановлением администрации города Кирова от {Дата} {Номер} а также в Титульный список улиц, площадей и проездов на территории МО «Город Киров», подлежащих механизированной уборке, утвержденный постановлением администрации города Кирова от {Дата} {Номер}
Проверкой, проведенной прокуратурой г. Кирова совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Кирову, установлено, что на всем протяжении {Адрес} {Адрес} отсутствует стационарное электрическое освещение.
В адрес главы администрации г. Кирова прокуратурой г. Кирова {Дата} внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (л.д.6-10).
Меры прокурорского реагирования и внесение представления обусловлены, в том числе обращением ФИО8
До настоящего времени представление не исполнено, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что отсутствие на указанном участке улично-дорожной сети г. Кирова освещения создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и свидетельствует о непринятии необходимых мер в рамках предоставленных полномочий.
Исходя установленных по делу обстоятельств и учитывая, что обязанность по организации освещения автомобильных дорог в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров», суд возлагает на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность организовать проведение работ по обустройству проезжей части {Адрес} стационарным электрическим освещением в границах населенного пункта г. Киров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обустройству стационарных наружных объектов освещения в границах населенных пунктов п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу об установлении ответчику срока для исполнения решения суда до {Дата} Данный срок является разумным, с учетом необходимости подготовки проектной документации, заключения муниципальных контрактов, выполнения работ на указанном участке улично-дорожной сети г. Кирова с учетом сезонности, и необходимости их финансирования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Кирова удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова обязанность организовать проведение работ по обустройству проезжей части {Адрес} стационарным электрическим освещением в границах населенного пункта г. Киров в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обустройству стационарных наружных объектов освещения в границах населенных пунктов п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до {Дата}.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.П.Ковтун
Решение суда в окончательной форме составлено 16.11.2023