КОПИЯ
Дело № 2-319/2024 (2-1375/2023)
УИД 86RS0008-01-2023-002281-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Когалым 17 июля 2024 года
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Костюкевич Т.И.,
при секретаре судебного заседания Абдулкафаровой Ф.Ф.,
с участием представителя истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре Казанцева И.С.,
представителя ответчика – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Полонской М.М.,
представителя третьего лица – Администрации г. Когалыма Фаткуллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» о прекращении нарушения требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре) в лице Территориального отдела в городе Когалыме (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре) обратилось в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь») и просит признать действия ответчика по строительству площадок № и № в пределах 3 пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора с нарушением почвенного покрова незаконными; запретить ответчику эксплуатацию площадок № и № в пределах 3 пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора; обязать ответчика с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать кустовые площадки № и № в пределах 3 пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора и привести земельные участки в первоначальное состояние путем восстановления почвенного покрова, существовавшего до нарушения права.
В обоснование заявленных требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Когалыме ДД.ММ.ГГГГ на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия № от ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование. Согласно акту, составленному по результатам мероприятия без взаимодействия № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме выездного обследования, было установлено, что в третьем поясе зоны санитарной охраны Когалымского водозабора по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «Горводоканал», построены площадки для размещения кустов скважин №, что подтверждается картографическими данными, фототаблицей №, фототаблицей №. Согласно ответу на запрос, поступившему из Администрации <адрес>, между муниципальным образованием ХМАО-Югры городской округ <адрес> и ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (ИНН 8608048498) заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>, в северо-западной части городской черты, общей площадью 537510 кв.м. передан во временное пользование в целях обустройства кустов скважин №. Согласно письму Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты недвижимости, в том числе: кустовая площадка № (кадастровый №, год завершения строительства - 2019); кустовая площадка № 71 (кадастровый №, год завершения строительства - 2019), что так же подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости об указанных объектах недвижимости. При этом строительство площадок № и № в пределах 3 пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора с нарушением почвенного покрова юридическим лицом ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме не согласовано, нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О водоснабжениии водоотведении», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО «Горводоканал».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация <адрес>.
Представитель истца – Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре Казанцев И.С.в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении и отзыве на возражения ответчика, приобщенном к материалам дела, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Полонская М.М. в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, поддержала, просила в удовлетворении искового заявления отказать, пояснила, что договоры аренды в отношении земельных участков, на которых расположены кустовые площадки, расторгнуты, произведена рекультивация земельных участков, они переданы администрации г. Когалыма.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Когалыма Фаткуллина Л.Р. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Горводоканал» в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, представил отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела.
Руководствуясь положениями ст.ст. 117, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенного, но не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на охрану здоровья.
На основании ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правоотношения в сфере охраны окружающей среды при использовании в хозяйственной деятельности компонентов природной среды, природных объектов и природных комплексов регламентируются следующими нормативными правовыми актами: Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также санитарными правилами и нормами, утверждаемыми Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Основными принципами охраны окружающей среды, согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», которыми должны руководствоваться хозяйственные субъекты при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельное законодательство, помимо прочего, основывается на следующих принципах: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
На основании п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению агролесомелиоративных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При этом под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения статья 1 указанного закона понимает такое состояние здоровья населения, среды обитания человека (т.е. совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека), при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В целях достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ТО Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г. Когалыме на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ № были проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в отношении объектов, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих ООО «Горводоканал» и ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь, на предмет соблюдения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
По результатам указанных мероприятий было установлено, что строительство площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора с нарушением почвенного покрова не согласовывалось ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» с ТО Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес>. Скважины Когалымского водозабора пробурены на глубину от 180 до 200 метров. Эксплуатационные скважины в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора на кустовых площадках № и № планируется бурить на глубину более 1000 метров через горизонт залегания пресных вод.добываемых на Когалымском водозаборе, в связи с чем в случае бурения указанных скважин создается угроза загрязнения добываемых пресных вод химическими веществами, используемыми при бурении, и, как следствие, создается прямая угроза жизни и здоровью жителей г. Когалыма. Указанный факт является нарушением требований статьей 11,18 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 1.2, 1.3, 1.5, 1.15, 3.2.2.1, 3.2.2.2, 3.2.2.3,.3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пунктов 78, 80, 99, 105, 106 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, находится в собственности муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Когалым и на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен во временное владение и пользование ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» на срок до ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование – обустройство кустов скважин №, №, № кустового месторождения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на недвижимое имущество – кустовую площадку № (сооружение нефтяного месторождения) с кадастровым номером № было зарегистрировано в реестре за ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ.
Также согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на недвижимое имущество – кустовую площадку № (сооружение нефтяного месторождения) с кадастровым номером № было зарегистрировано в реестре за ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ.
Кустовые площадки № и № располагаются на земельном участке с кадастровым номером №
В материалы дела представлена выписка из лицензии на право пользования недрами серии №, на основании которой ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» осуществляет добычу нефти и газа в пределах кустового лицензионного участка.
Пунктами 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с п. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с п. 16 ст. 105 ЗК РФ в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подземных водных объектов зоны специальной охраны могут устанавливаться зоныс особыми условиями использования территорий, в том числезоны санитарной охраны.
В силу п. 1 ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан и охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п. 2 ст. 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
На основании п. 5 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, Приказом Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО-Югры от 24 июня 2010 года №-нп «Об установлении границ и режимов зон санитарной охраны Когалымского водозабора» установлены границы и режимы зон санитарной охраны Когалымского водозабора: граница первого пояса зон санитарной охраны установлена радиусом 30 метров от каждой скважины, граница второго пояса совмещена с границей первого пояса, граница третьего пояса установлена от крайних водозаборных скважин: на севере – 3,0 км, на юг – 2,6 км, на запад – 4,8 км, на восток – 3,5 км.
Согласно приложению № к Приказу Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-нп, в границах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора; запрещается откачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли; запрещается размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
В соответствии с постановлением Администрации г. Когалыма от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Горводоканал» (ИНН8608053709) определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования <адрес>.
По условиям концессионного соглашения № 2 от 20 апреля 2009 года Администрация г. Когалыма передала во временное владение и пользование ООО «Горводоканал» имущественный комплекс «Система водоснабжения и водоотведения города Когалыма», в состав которого входит объект «Когалымский водозабор», расположенный по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что добыча пресных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на Когалымском водозаборе осуществляется ООО «Горводоканал» на основании лицензии № ХМН 02397 ВЭ.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплены цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых отмечены охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены санитарные правила и нормы, которыми должны руководствоваться предприниматели при осуществлении производственной деятельности вблизи водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Так, 14 марта 2002 года были введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На основании п. 1.5СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны должны выполняться владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 3.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 к мероприятиям по второму и третьему поясам относятся выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора. Запрещены закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирования твердых отходов и разработки недр земли. Запрещено размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно – эпидемиологического заключения центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
Также 28 января 2021 года были утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Согласно п. 78. СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, овозникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
В силу п. 99СанПиН 2.1.3684-21 санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.
На основании п. 106СанПиН 2.1.3684-21 не допускается нахождение источников загрязнения почвы и грунтовых вод в месте пролегания водоводов в пределах 10 метров от водовода по обе его стороны и не менее 20 метров при диаметре водоводов более 1000 миллиметров. Не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
На основании пп. 17 п. 1 Постановления Правительства ХМАО – Югры от 11 июля 2014 года 257-пполучение разрешения на строительство в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам) на строительство и (или) реконструкцию организациями, осуществляющими деятельность наосновании лицензии на пользование недрами с целью добычи нефти и газа в пределах лицензионных участков самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций, внутриплощадочных инженерных коммуникаций и сооружений, предназначенных для обустройства буровых скважин (трубопроводов обвязки скважин (нефтегазосборов от скважин до автоматизированной групповой измерительной установки (АГЗУ), водоводов от скважин до блоков гребенок), АГЗУ, блоков гребенок, кабельных линий от трансформаторных подстанций до скважин, кабельных эстакад, мачт освещения, ограждений кустовых площадок, молниеотводов, емкостей подземных дренажных, автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП), сетей контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП и А), установок дозирования химреагентов, мачт связи, площадок под трансформаторные подстанции, отсыпки кустовой площадки), предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Согласно письму Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о согласовании и строительстве кустовых площадок № и № на территории третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора в Администрации <адрес> отсутствуют.
Согласно письму ООО «Горводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, отзыву третьего лица ООО «Горводоканал» на исковое заявление, ООО «Горводоканал» не проводило согласование на строительство кустовых площадок № и № на территории третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «НИПИ «Нефтегазпроект» обращалось в ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> с просьбой о согласовании размещения кустов скважин №, №, № кустового месторождения для ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» с приложением проектной документации и экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» №/П от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> сообщило ООО «НИПИ «Нефтегазпроект» о невозможности согласования размещения кустов скважин №, №, № кустового месторождения для ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора. Причиной отказа стало отсутствие сведений о соответствии проектной документации и хозяйственной деятельности ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» требованиям СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», а также отсутствие гидрогеологического заключения органов геологического контроля.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» обратилось в ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> с просьбой о согласовании бурения новых эксплуатационных скважин в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора с приложением экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» №/П от ДД.ММ.ГГГГ, гидрогеологического заключения и плана мероприятий по предотвращению загрязнения пресных вод.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> сообщилоООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» об отклонении экспертного заключения по причине его несоответствия СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 и отсутствия в нем сведений о соответствии проектной документации и хозяйственной деятельности ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» требованиям СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»; также в согласовании бурения новых скважин было отказано в связи с наличием установленных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 запретов и установления недостоверных или не относящихся к бурению эксплуатационных скважин сведений в представленных гидрогеологическом заключении и экспертном заключении.
Руководствуясь статьями 8.2 и 8.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> вынесло в адрес ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» предостережение о недопустимости бурения эксплуатационных скважин на кустовых площадках №, №, № в пределах третьего пояса зона санитарной охраны Когалымского водозабора, о возможности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
В ответ на указанное предостережение в ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение об исполнении предостережения, в котором сообщалось, что ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», следуя в своей деятельности принципу соблюдения законодательства, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предприняло все зависящие от юридического лица меры по обеспечению недопущения нарушения ограничений, установленных санитарными правилами и нормами, и предупреждению загрязнения воды источников водоснабжения.
Также письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» сообщило в ТО Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в <адрес> о том, что юридическое лицо в настоящее время не производит деятельность, связанную с проведением подготовительных работ к бурению скважин на кустовых площадках в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора, а работы по строительству скважин на кустовых площадках №, № кустового месторождения в перспективном периоде не запланированы.
В представленном ответчиком положительном заключении экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о том, что кустовые площадки № и № располагаются в третьем поясе зоны санитарной охраны Когалымского водозабора отсутствуют, в связи с чем указанное экспертное заключение не может быть принято как обоснование законности деятельности ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по отсыпке кустовых площадок № и №.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания действия общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по строительству площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора с нарушением почвенного покрова незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая, что согласно представленным в материалы дела экспертным заключениям и проектной документации строительства кустовых площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной защиты Когалымского водозабора, на объектах планируется обустройство обвязки скважин, дренажных емкостей для сбора сбросов и стоков, размещение площадок под электрооборудование, нефтегазосборных сетей, автомобильных дорог, бурение глубиной более 1000 метров через горизонт залегания пресных вод, добываемых на Когалымском водозаборе, суд приходит к выводу о наличии угрозы загрязнения добываемых пресных вод химическими веществами, используемыми при бурении, в связи с чем возникает угроза жизни и здоровью жителей <адрес>.
Таким образом, требование истца запретить обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» эксплуатацию площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора является законным и обоснованным, подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях.
Согласно п. 2 ст. 6 и п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, деятельность которых привело к ухудшению качества земель (в том числе загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию, то есть восстановление их плодородия, посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного, то есть привести в первоначальное состояние.
Согласно ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с п. 3 ст. 76 Земельного кодекса России приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Поскольку суд установил незаконность действий ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»по строительству площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора с нарушением почвенного покрова, требования истца о демонтаже таких площадок являются обоснованными.
Вместе с тем, ответчиком в судебное заседание представлены документы, свидетельствующие о добровольном удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ответчиком в части прекращения эксплуатации площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора и их демонтажа.
Так, в материалы дела представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о рекультивации земель на земельном участке с кадастровым номером №, которым зафиксировано, что произведена техническая рекультивация на площади 55,0475 га, совершена очистка рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе от строительного мусора, с последующим вывозом или складированием, а также выравнивание поверхности, планировка рекультивируемых земель (выполаживание склонов выемок) и откосов, что химические и биологические загрязнения отсутствуют, земельные участки пригодны для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Поскольку ответчиком произведена рекультивация земельных участков, оснований для удовлетворения требования о приведении земельных участков в первоначальное состояние путем восстановления почвенного покрова существовавшего до нарушения права не имеется.
Согласно актам №, 2, 3, 4 от ДД.ММ.ГГГГ, актам № от ДД.ММ.ГГГГ был завершен демонтаж (физическая ликвидация) объектов «сетей нефтегазосборные» на кустовых площадках № и №.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов недвижимого имущества – кустовой площадки № и кустовой площадки № следует, что указанные сооружения нефтяных месторождений были сняты с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Также из соглашения № о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что право ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» временного владения и пользования земельным участком с кадастровым номером №, на котором располагается третий пояс зоны санитарной защиты Когалымского водозабора и ранее располагались кустовые площадки № и № прекращено в связи с расторжением договора аренды, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Когалыма, а земельный участок возвращен собственнику по передаточному акту.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, предъявленные к ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в части запрета ответчику эксплуатации площадок № и № в пределах третьего пояса зоны санитарной охраны Когалымского водозабора и обязании его демонтировать такие площадки следует считать исполненными.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 8608048498) ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 8608048498) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 8608048498) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-319/2024 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░-░░░░