Мировой судья ФИО3 Дело ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2024 года <адрес>
Индустриальный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего И.Ю. Комиссаровой,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО2, КГБУЗ «Родильный <адрес>» о взыскании причиненного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обратился к мировому судье с иском к ответчикам ФИО2 и КГБУЗ «Родильный <адрес>» о возмещении ущерба в размере 2 896 рублей 92 копейки, причиненного в результате несвоевременного (неполного) представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2021 года, повлекшего переплату пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик ФИО2 является получателем пенсии и до июля 2021 года относилась к категории «работающий пенсионер», в связи с чем, выплата пенсии производилась без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. КГБУЗ «Родильный <адрес>» несвоевременно (ДД.ММ.ГГГГ) представило сведения по форме СЗВ-М за июль 2021 года на застрахованное лицо – ФИО4, в связи с чем, пенсионным ФИО1 произведена индексация и излишняя выплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 896 рублей 92 копейки на основании решения территориального органа ПФР. Ответчик ФИО2 в указанный период трудовую деятельность не прекращала и в соответствии с требованиями ФЗ «О страховых пенсиях» своевременно не сообщила органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. Ответчик КГБУЗ «Родильный <адрес>» своевременно не предоставил сведения о работе ФИО2. ФИО1 полагает, что излишне выплаченная сумма пенсии произведена по вине пенсионера ФИО2 и страхователя КГБУЗ «Родильный <адрес>», поэтому излишне выплаченная сумма пенсии подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке.
Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО2 о взыскании причиненного ущерба отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением мирового судьи, ФИО1 подал апелляционную жалобу, которая передана для рассмотрения с гражданским делом в Индустриальный районный суд <адрес>.
В обоснование апелляционной жалобы ФИО1 ссылается на то, что факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. На страхователе лежит обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, сведений о каждом работающем у него застрахованном лице. Законодательно закреплено, что на страхователе лежит ответственность за достоверность и правильность предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не располагал информацией об осуществлении ФИО2 оплачиваемой трудовой деятельности, страхователь – КГБУЗ «Родильный <адрес>» не своевременно предоставил отчет по форме СЗВ-М с типом «дополняющая»»: а именно: отчет был сдан только ДД.ММ.ГГГГ – за июль 2021, что повлекло необоснованную, излишнюю выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 896 рублей 92 копейки. Если от работодателя сведения о факте работы на застрахованное лицо не представлены, то это свидетельствует о его увольнении и у территориальных органов Пенсионного ФИО1 РФ нет законодательно закрепленных правовых оснований не производить или приостановить индексацию пенсии. Судом не учтено, что убытки ФИО1 являются следствием нарушения обязательства – не предоставление в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М в отношении ФИО2 Довод о том, что отсутствует недобросовестность со стороны ответчика ФИО2, является не состоятельным. Действующим законодательством не предусмотрено извещение пенсионера об индексации пенсии. Получив пенсию в увеличенном размере как не работающий пенсионер, ФИО2 не сообщила об отсутствии у нее права на такой перерасчет, вследствие чего ею незаконно получена сумма в размере 2 896 рублей 92 копейки.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел жалобу при данной явке.
Проверив материалы дела, решение мирового судьи в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица.
Положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения индексированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в схеме обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с ростом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400ФЗ предусмотрено, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в мере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Установлено, что представленные страхователем КГБУЗ «Родильный <адрес>» в нарушение требований подпункта 2.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за июль 2021 года не содержали информации о работнике – пенсионере ФИО2, указанные сведения были представлены в Управление Пенсионного ФИО1 РФ в <адрес> при предоставлении сведений СЗВ-М «дополняющая» за июль 2021 года – ДД.ММ.ГГГГ.
Не получив от страхователя в установленный срок полные сведения по форме СЗВ-М за июль 2021 года, содержащие информацию о застрахованном лице ФИО2, ей произведен как пенсионеру, прекратившему трудовую деятельность, перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, размер излишне выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 2 896 рублей 92 копейки.
При этом, страхователем КГБУЗ «Родильный <адрес>» своевременно представлены в Пенсионный ФИО1 отчеты по форме СЗВ-М за периоды, предшествующие июлю 2021 года и за последующие периоды, в которых содержалась информация о ФИО2, как работающем пенсионере, что подтверждается ответом ОСФР по <адрес> на запрос суда.
Разрешая спор по существу, мировой судья, установил, что на момент принятия органом пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) ФИО1 располагал сведениями о том, что ФИО2 является работающим пенсионером, однако предусмотренные ч.4 ст.26.1 Федерального закона №400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил.
Мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствует прямая (непосредственная) причинно-следственная связь между действиями ответчика КГБУЗ «Родильный <адрес>» и причиненным вредом в виде излишне выплаченных ПФР сумм пенсий, поскольку то обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по представлению достоверных сведений за июль 2021 года на ФИО2, не является достаточным для вывода о том, что именно действия (бездействие) страхователя КГБУЗ «Родильный <адрес>» по непредставлению сведений повлекли излишнюю выплату пенсии.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установил, что выводы мирового судьи, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы мировым судьей все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой, выводы, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.3271, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО2, КГБУЗ «Родильный <адрес>» о взыскании причиненного ущерба – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
И.Ю. Комиссарова |
Верно, судья |
И.Ю. Комиссарова |
Секретарь судебного заседания |
ФИО6 |
Подлинный документ находится в гражданском деле *** Индустриального районного суда <адрес> края |
ФИО6 |