Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1370/2011 от 04.08.2011

Cудья Юрова О.В.                                                           Дело № 33-1370

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                             11 августа 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Тойшевой С.И.,

судей Волковой О.В. и Соснина А.Е.,

при секретаре Смирновой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июня 2011 года, по которому постановлено признать Крашенинникову Т.Е. нуждающейся в жилых помещениях в целях обеспечения ее жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Крашенинникова Т.Е. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании нуждающейся в жилом помещении. В обоснование искауказала, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее дочери К.Г.Л., ... В квартире, помимо истца и К.Г.Л., зарегистрированы и проживают внук Ж.Д.И. и правнук Ж.Л.Д. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 21 марта 2011 года № 573 истцу отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч.1 ст. 51 и ст. 53 ЖК РФ. Считает данный отказ незаконным, поскольку действий по намеренному ухудшению жилищных условий истцом не совершалось, иного жилого помещения в собственности либо на основании договора социального найма она не имеет.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В возражениях на кассационную жалобу представитель Крашенинниковой Т.Е. просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Печерицы А.В., поддержавшего кассационную жалобу, представителя Крашенинниковой Т.Е. – адвоката Садковой Т.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Установлено, что Крашенинникова Т.Е. является вдовой участника Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 названного Федерального закона указанных выше категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17-19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий непосредственно законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, этот критерий содержится в жилищном законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1-3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.4 и ч.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с Постановлением Главы администрации г.Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года № 1386 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади на одного человека.

Из дела видно, что Крашенинникова Т.Е. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее дочери К.Г.Л., расположенном по адресу: ... общей площадью 53,3 кв.м., является членом семьи собственника жилого помещения. В данной квартире, помимо истца, зарегистрированы и проживают ее дочь К.Г.Л., внук Ж.Д.И., правнук Ж.Л.Д. Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее указанной учетной нормы. С момента продажи истцом жилого дома, ..., до момента обращения с заявлением в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» прошло более пяти лет. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Крашенинниковой Т.Е.

Довод кассатора о том, что вселение в указанную квартиру внука Ж.Д.И. и правнука Ж.Л.Д. является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, что в силу ст. 53 ЖК РФ служит основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является несостоятельным.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Из дела видно, что намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, Крашенинникова Т.Е. не совершала, а действия других лиц, в результате которых истец стала нуждающейся в жилом помещении, и за которые она в силу закона не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права истца на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судебная коллегия также отмечает, что вселение внука Ж.Д.И. и правнука Ж.Л.Д. в квартиру, в которой проживает истец, произведено его собственником в полном соответствии с положениями ст. 30 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ, в силу которых собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                    С.И.Тойшева

Судьи                                                                                   О.В.Волкова

                                                                                     А.Е.Соснин

33-1370/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Крашенинникова ТЕ
Ответчики
Администрация ГО г.Й-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Соснин Алексей Евгеньевич
Дело на сайте суда
vs--mari.sudrf.ru
11.08.2011Судебное заседание
16.08.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2011Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее