56RS0038-01-2023-000334-63
Дело № 2-508/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Егоренко К.А.,
с участием помощника прокурора Сакмарского района Оренбургской области Косиловой Т.В.,
представителя ответчика МУ Отдел образования администрации Сакмарского района Оренбургской области - Кастугановой М.Ш., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя ответчика директора МБОУ Светлинская СОШ – Будякова А.С., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Сакмарского района <адрес> администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Светлинская СОШ" о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании и безопасности образовательных организаций,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сакмарского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ Отделу образования администрации Сакмарского района <адрес>, администрации МО Сакмарский район <адрес>, МБОУ "Светлинская СОШ" о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании и безопасности образовательных организаций.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, безопасности образовательных организаций.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч.ч. 3, 6, 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ «Светлинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в полной мере не обеспечена безопасность пребывания учащихся, учителей и иных работников школы, зданию требуется ремонт.
Проект капитального ремонта разработан проектно-изыскательной компанией, однако капитальный ремонт запланирован на 2025 год, денежные средства на производство ремонтных работ до настоящего времени не поступали.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
В нарушение ч, 1 ч.3 ст. 41 Федерального закона от 29.12,2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в ходе проверки установлено разрушение кирпичной кладки кирпичных стен школы в результате температурно-влажностного воздействия; вертикальные и наклонные трещины в кирпичных стенах, образовавшиеся в результате температурных деформаций здания, разной загруженности участков, температурно-влажностных деформаций; лицевой слой наружной кирпичной стены не отвечает требованиям СНиПП-22-81* «СП 15,13330.2020, Свод правил, Каменные и армокаменные конструкции. СНиП II-22-81*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 902/пр, толщина шва непостоянная (изменяется от 5 до 20 мм), нет горизонтальности рядов; выветривание (вымывание) цементно-песчаного раствора из швов кирпичной кладки на глубину до 50мм.
В нарушение требований п.2.7.2 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» окна кабинетов и коридоров 1-2 этажей школы старые с деревянными конструкциями, которые не обеспечивают возможность проведения проветривания помещений в любое время года.
В нарушение ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.п. 2.5.2, 2.5.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, п. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08,2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» здание МБОУ Светлинская СОШ огорожено железным забором только е лицевой части. В большей части ограждение школы представляет собой старый низкий деревянный штакетник местами с разрушениями, который не отвечает ни требованиям антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, ни санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пунктов 2, 3 части 6 статьи 28 Федерального чакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабри 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том число создавать без опасные условии обучении, воспитании обучающихся, присмотра и ухода на обучающимися, их содержании в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации соблюдать нрава и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п.п. 5, 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании 1 Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывании в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Учредителем и собственником имущества МБОУ «Светлинская СОШ» является муниципальное образование «Сакмарский район» <адрес>. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Сакмарский район <адрес> осуществляет муниципальное учреждение районный отдел образования Сакмарского района <адрес>. За указанным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредителем па праве оперативного управления закреплены объекты нрава собственности (здании, сооружения), в том числе, здания МБОУ «Светлинская СОШ».
Просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Светлинская средняя общеобразовательная школа», муниципальное учреждение районный отдел образования <адрес>, администрацию муниципального образования «Сакмарский район» <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об образовании, о безопасности образовательных учреждении, а именно: произвести замену окон кабинетов и коридоров 1-2 этажей школы; выполнить ремонт кирпичной кладки кирпичных стен школы, установить ограждение по всему периметру школы в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Сакмарского района <адрес> Косилова Т.В. исковые требования к ответчику поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МУ Отдел образования администрации Сакмарского района <адрес> - Кастуганова М.Ш., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора признала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ Светлинская СОШ – директор школы Будяков А.С., исковые требования прокурора признал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрация МО Сакмарский район <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в извещен надлежащим образом. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила отзыв, согласно которому решение просит вынести на усмотрение суда, указала на осуществление финансирования из бюджета области, федерального бюджета, с учетом стоимости ремонтных работ, просила отсрочить исполнение решения суд на 2 года.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственных связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение право на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование.
Прокуратурой района по поручению прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, безопасности образовательных организаций, что подтверждается решением о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч.ч. 3, 6, 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ «Светлинская СОШ», расположенной по адресу: <адрес>, в полной мере не обеспечена безопасность пребывания учащихся, учителей и иных работников школы, зданию требуется ремонт.
Проект капитального ремонта разработан проектно-изыскательной компанией, однако капитальный ремонт запланирован на 2025 год, денежные средства на производство ремонтных работ до настоящего времени не поступали.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
В нарушение ч, 1 ч.3 ст. 41 Федерального закона от 29.12,2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в ходе проверки установлено разрушение кирпичной кладки кирпичных стен школы в результате температурно-влажностного воздействия; вертикальные и наклонные трещины в кирпичных стенах, образовавшиеся в результате температурных деформаций здания, разной загруженности участков, температурно-влажностных деформаций; лицевой слой наружной кирпичной стены не отвечает требованиям СНиПП-22-81* «СП 15,13330.2020, Свод правил, Каменные и армокаменные конструкции. СНиП II-22-81*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 902/пр, толщина шва непостоянная (изменяется от 5 до 20 мм), нет горизонтальности рядов; выветривание (вымывание) цементно-песчаного раствора из швов кирпичной кладки на глубину до 50мм.
В нарушение требований п.2.7.2 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» окна кабинетов и коридоров 1-2 этажей школы старые с деревянными конструкциями, которые не обеспечивают возможность проведения проветривания помещений в любое время года.
В нарушение ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.п. 2.5.2, 2.5.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, п. 17 Постановления Правительства РФ от 02.08,2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» здание МБОУ Светлинская СОШ огорожено железным забором только с лицевой части. В большей части ограждение школы представляет собой старый низкий деревянный штакетник местами с разрушениями, который не отвечает ни требованиям антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, ни санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки исполнения законодательства в сфере безопасности образовательных организаций от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МБОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа», заключением ЗАО «Научно-производственное предприятие Энергоаудит» 2015 года о техническом состоянии строительных конструкций здания МБОУ «Светлинская СОШ», заключением ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий <адрес>».
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пунктов 2, 3 части 6 статьи 28 Федерального чакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабри 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том число создавать без опасные условии обучении, воспитании обучающихся, присмотра и ухода на обучающимися, их содержании в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации соблюдать нрава и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация песет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке на невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, на реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Закона).
На основании п.п. 5, 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывании в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Учредителем и собственником имущества МБОУ «Никольская СОШ» является муниципальное образование «Сакмарский район» <адрес>. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Сакмарский район <адрес> осуществляет муниципальное учреждение районный отдел образования Сакмарского района <адрес>. За указанным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредителем па праве оперативного управления закреплены объекты нрава собственности (здании, сооружения), в том числе, здания МБОУ «Светлинская СОШ».
Частью 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Время содержания имущества лежит па собственнике имущества.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых интересов третьих лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Заявление представителей ответчиков о признании иска занесено в протокол судебного заседания, с приобщением к делу их письменного заявления о признании иска.
До принятия признания иска представителя ответчиков судом разъяснены последствия указанного процессуального действия, предусмотренные п.3 ст.173 ГПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком в данном случае закону не противоречит, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, суд считает возможным принять признание иска ответчиками.
В соответствии с п.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, исковые требования прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Сакмарского района <адрес>, администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Светлинская СОШ" о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании и безопасности образовательных организаций, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Со стороны ответчиков заявлено ходатайство об увеличении срока исполнения решения суда на срок до двух лет.
Как следует из искового заявления, прокурор просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Светлинская средняя общеобразовательная школа», муниципальное учреждение районный отдел образования Сакмарского района, администрацию муниципального образования «Сакмарский район» <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об образовании, о безопасности образовательных учреждении.
По заявленному ходатайству помощник прокурора Сакмарского района возражала против удовлетворения ходатайства, считая заявленный прокурором срок достаточным для исполнения решения суда.
Согласно статье 201 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Рассматривая заявленное ходатайство, суд с учетом объема работ, а именно: произвести замену окон кабинетов и коридоров 1-2 этажей школы; выполнить ремонт кирпичной кладки кирпичных стен школы, установить ограждение по всему периметру школы в полном объеме, считает заявленный прокурором срок исполнения решения суда-1 год со дня вступления решения суда в законную силу, разумным и соразмерным для выполнения данного вида работ. Доводы о недостаточным финансировании не могут служить основанием для чрезмерного увеличения срока исполнения решения суда.
В удовлетворении ходатайства представителей Муниципального учреждения Отдел образования администрации Сакмарского района <адрес>, муниципального бюджетного образовательного учреждения "Никольская СОШ", Администрации МО Сакмарский район <адрес> о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на 2 года, отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Сакмарского района <адрес> администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Светлинская СОШ" о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об образовании и безопасности образовательных организаций – удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Светлинская средняя общеобразовательная школа», муниципальное учреждение районный отдел образования Сакмарского района, администрацию муниципального образования «Сакмарский район» <адрес> в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об образовании, о безопасности образовательных учреждении, а именно: произвести замену окон кабинетов и коридоров 1-2 этажей школы; выполнить ремонт кирпичной кладки кирпичных стен школы, установить ограждение по всему периметру школы в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение изготовлено 30 мая 2023 года.